Встречи с отцом Софронием
«Мне бы очень хотелось, чтобы Церковь возрастила нам
еще не одно "таковое живое явление Бога" в человеке,
благодаря которому мы с благодарностью сорадуемся Господу,
Который есть и был и грядет (Откр. 1: 8), прославившемуся во святых Его».
(Старец Эмилиан (Вафидис)
о схиархимандрите Софронии (Сахарове)
11 июля 2023 года исполняется 30 лет со дня преставления схиархимандрита Софрония (Сахарова). Личность старца оставила неизгладимый след в душе тысяч людей, хотя многие его видели всего несколько раз в жизни.
Насельник Свято-Пантелеимонова монастыря, Афон
Антоний-Эмиль Н. Тахиаос (Салоники, Греция) о своей первой встрече с отцом Софронием вспоминает:
«Старец, который был среднего роста, внешне не отличался никакими особенностями, однако имел спокойный светлый взгляд и аристократические манеры. Он говорил с нами по-французски. После того как меня представили старцу, тот предложил нам сесть в скромном помещении. Мы сели, и ненадолго водворилось молчание. Затем старец посмотрел на меня своим светлым взглядом и спросил, откуда я. Я сказал, что из Салоник. Следующий его вопрос, в котором прозвучало некое едва сдерживаемое нетерпение, был о том, посещал ли я Святую Гору.
Мой ответ, что я был там много раз и что лично знаю многих святогорских отцов, а также мои слова, что прежде, чем ехать в Париж, я ездил брать благословение на Афон, вызвал еще большее нетерпение у старца. <…> Отец Софроний без остановки спрашивал меня о разных отцах-святогорцах, которых хорошо знал и глубоко уважал.
Пещерная келлия на Карулях, где о. Софроний подвизался в 1939–1941 гг.
В разговоре со мной он вспомнил годы, которые провел в монастыре Святого Пантелеимона рядом со старцем Силуаном, а впоследствии — в пустынном месте недалеко от Нового Скита, рядом с монастырем Св. Павла, где он был братским духовником. Он вспомнил отца Герасима Менагиа, замечательного монаха из этого монастыря, бывшего некогда ученым-химиком в Швеции, с которым они вели незабываемые духовные беседы.
Пока мы находились вместе со старцем, я смотрел на него с восторгом и признательностью, потому что то духовное благоухание, которое исходило от него, переносило меня в любимую мной атмосферу Святой Горы и оживляло в моей памяти образы преподобных отцов, которых я там узнал. Рядом с ним я чувствовал себя так, будто никогда не уезжал с Афона. Мы говорили о монахах, о монастырях, о событиях современной истории Святой Горы, о подробностях святогорской жизни. Старец говорил с явной ностальгией по всему этому, он говорил о том, что пережил и что было самой его жизнью.
Второй раз мы посетили старца Софрония 17 июня 1955 года. Мы пережили те же, что и в прошлый раз, духовные мгновения. Я опять почувствовал то, что часто чувствовал на Святой Горе, когда беседовал со старыми монахами, то есть что от их тела исходит некая духовная сила и передается ощущение святости. Ты чувствуешь, будто общаешься с преподобным и что его святость как бы охватывает тебя.
К сожалению, тогда мы считали, что существование святых рядом с нами есть некая само собой разумеющаяся действительность нашей жизни. То же самое было и с о. Софронием. Мы беседовали с этим преподобным человеком и думали, что нет ничего необычного в том, что такие святые люди находятся рядом с нами. Позже мы поняли, какое духовное сокровище потеряли.
Последний раз я видел старца Софрония на Светлой седмице 1956 года. Мне позвонил мой знакомый и сказал, что о. Софроний собирается служить Божественную литургию в часовне на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, и что он пойдет на службу. Он спросил меня, не хочу ли и я пойти вместе с ним. Я ответил, что пойду с большой радостью.
Антоний-Эмиль Тахиаос (†10.04.2018) за труды на благо Церкви был награжден многочисленными наградами, среди которых орден Святого Владимира Русской Православной Церкви (1968)
К началу Божественной литургии мы уже были на месте. В храме было еще несколько престарелых прихожан. Старец Софроний служил один. Он был буквально вне пространства и времени. На его лице отображалось духовное сияние и свет, напомнивший мне свет, о котором говорится в Житии прп. Сергия Радонежского, когда его ученики Исаак и Симон поразились, увидев святого во время литургии в сиянии божественного света. Такое или подобное этому состояние переживал и старец Софроний, на что указывало его всецелое погружение в духовную атмосферу Божественной литургии, на которой священнику невидимо сослужат Херувимы и Серафимы.
Казалось, он полностью покинул земную реальность и жил уже в реальности истинной и небесной. Закончилась Божественная литургия, и верующие один за другим начали расходиться. Остались только мы с моим знакомым. Вскоре из северной двери алтаря вышел отец Софроний и стал перед царскими вратами. Он трижды перекрестился и поклонился, а затем некоторое время стоял молча, глядя вверх. Спокойное и мерное молчание воцарилось в храме. Затем о. Софроний подошел к нам и тихим, едва слышным голосом произнес: "Ах, если бы эта Божественная литургия никогда не кончалась..."
Книги о. Софрония переведены на многие языки и переиздаются десятки раз
Мы вышли из храма, полные умиления, которое охватило нас от служения старца и от его слов. Больше я его в своей жизни не видел, но это не значит, что он ушел из моей жизни. Его писания остаются постоянным свидетельством его духовного присутствия в моем сердце. Живые воспоминания о нем всегда меня поддерживали в минуты уныния. В 1987 году я послал ему свою книгу, в которой опубликовал автобиографические произведения старца Паисия Величковского. Отец Софроний ответил мне, послав свою выдающуюся книгу "Видеть Бога как Он есть" с дарственной надписью: "Глубокочтимому Профессору Господину А.А.Н. Тахиаосу с любовью и многими молитвами. †Архим. Софроний, 6-го Января 1988". Эта книга — продолжение аскетической и духовной традиции русского святогорского монашества в том виде, в каком ее блестяще олицетворяли в XX веке старец Силуан и его равночестный ученик старец Софроний. Верую, что молитвы, о которых он мне написал в дарственной надписи к его книге, сопутствуют мне в моей жизни».
Монастырь святого Иоанна Крестителя в графстве Эссекс (Великобритания), основанный схиархимандритом Софронием в 1959 г.
Господь судил схиархимандриту Софронию не один десяток лет совершать духовное служение среди не знакомых с Православием людей. Многим старец открыл путь к Богу. Воспоминаниями о встрече со своим будущим духовным отцом делится Клаус Кеннет[1]:
«Однажды я проезжал на машине по Лозанне вместе со своей доброй подругой Урсулой. Неожиданно перед нами возникла необычная фигура: дорогу переходил пожилой высокий чуть сутуловатый мужчина с белой бородой в длинной черной рясе. Рядом шел его более молодой спутник, одетый точно так же. Старик был знаком Урсуле. Она попросила меня поскорее припарковаться поблизости, чтобы мы могли поговорить с ним. Мы вышли из машины и представились. Пожилой монах пригласил нас в находящееся неподалеку здание, чтобы побеседовать.
— Это очень известный старец, — успела шепнуть мне Урсула.
— А что это значит? — таким же шепотом поинтересовался я.
— Это значит, что он — духовный авторитет, всеми уважаемый наставник. Его книги сформировали целое поколение, и у него много последователей по всему миру.
— То есть он — гуру?
— Нет, конечно. Но нечто большее. Его можно сравнить с апостолами, Павлом или Петром.
— Ты шутишь! — не поверил я.
Но повнимательнее присмотревшись к старику, понял, что в нем действительно чувствуется какая-то тайная сила. Мы пришли в странное помещение. Оно напоминало офис или кабинет. Чтобы не приступать сразу к высоким материям, я начал разговор с ироничного замечания:
— Жизнь так прекрасна и красочна. Отчего же вы носите такое темное и скучное одеяние?
Вместо ответа старик сделал знак рукой, приглашая меня взглянуть за окно:
— Посмотрите внимательно на эту улицу.
Я увидел поток проезжающих машин разных марок и цветов. Вот голубой Ford, вот серебристая Honda, красный Volkswagen, черный Mercedes, желтое такси Fiat и так далее. Некоторое время мы молча глядели на них. Потом он повернулся ко мне:
— Какая машина среди всего этого разнообразия вам более всего по душе?
— Ну, пожалуй, самый элегантный — черный Mercedes.
— Вот почему мы одеваемся в черное, — сказал он, слегка посмеиваясь.
Мне понравилась его шутка.
Отец Софроний, 80-е гг.
Урсула сказала, что хочет остаться тут на некоторое время, чтобы поговорить о чем-то важном с загадочным старцем. А мне нужно было ехать дальше — в соседний городок Невшатель, где у меня было назначено выступление. И я объявил пожилому господину об этом. Он ответил всё тем же немного игривым тоном:
— Знаете, у меня есть некоторый опыт публичных выступлений. Вы позволите дать вам совет?
— Конечно, сделайте одолжение.
— Лекцию лучше начинать с небольшой шутки, чтобы люди немного посмеялись. Заставив их улыбнуться, вы заручитесь их симпатией. Можно сказать, они будут у вас в кармане и последуют за вами куда угодно. Попробуйте, а потом расскажете мне, когда придете сюда снова, сработало ли это.
Я видел, как он при этом тихо и весело смеется — всё тело его резонировало с этим смехом. И снова мне показалось, что от него исходит нечто таинственное. Было в нем что-то очень располагающее и глубокое. Вернувшись из Невшателя, я не преминул зайти к нему и рассказал, что последовал его совету. Конечно, он оказался абсолютно прав в своем прогнозе.
Старца звали отец Софроний, ему было восемьдесят семь лет. С самой первой нашей встречи сердце мое знало — я встретил святого. В этом не было ни малейшего сомнения. Передо мной предстал истинный христианин. За долю секунды ему удалось произвести на меня очень глубокое и очень мощное впечатление. Я был сражен его добротой и проницательностью, которая, впрочем, не мешала относиться ко всем с любовью.
Он не теоретизировал и не богословствовал, никак не подчеркивал свой высокий статус, а общался просто, с юмором, тепло и искренне. И более всего в нем ощущались безграничная любовь и уважение к собеседнику. Мне казалось, что подобные «мудрые старцы» существовали лишь в кино и в детских книгах (таких, как "Властелин колец" или "Хроники Нарнии"), а в реальной жизни они не встречаются. При этом всю свою жизнь я искал такого человека. И когда встретил, был абсолютно уверен — это и есть Любовь во плоти.
Клаус Кеннет делится своими воспоминаниями об отце Софронии (Сахарове)
Такой человек, думалось мне, может принадлежать только настоящей, истинной Церкви, той самой, которую основал Христос. Почти сразу я узнал, что отец Софроний — священнослужитель Православной Церкви. Эта Церковь, думал я, вероятно, каким-то образом избежала разложения, вызванного спорами, скандалами, расколами, внутренней борьбой, завистью, духом соперничества и прозелитизмом. Конечно, позже я узнал, что все эти болезни вовсе не обошли Православную Церковь. Но почему-то суть ее учения всё же осталась неизменной и чистой. Старец представлялся мне символом идеального сообщества верующих, объединяющего Христа и всех Его святых, отцов Церкви, первых апостолов. А Православие обнимало целую эпоху — от самой зари христианства до наших дней. Раньше я видел лишь осколки истины в разных церквях, а теперь всё это собралось воедино в этом священнике и монахе, старце Софронии.
Во время своего второго визита, когда я рассказывал о лекции в Невшателе, я ощутил такую радость от общения с ним, что не смог сдержать слез. Встреча со старцем стала даром Божьим, обращенным прямо ко мне. Так Небесный Отец привел меня к земному духовному отцу. В конце нашей второй встречи я попросил разрешения сфотографировать его.
— Нет! — с неожиданной резкостью в голосе ответил он.
Я смутился. Что бы это значило? К счастью, он быстро объяснил свою необычную реакцию на мою просьбу:
— Понимаете, дорогой Клаус, меня постоянно фотографируют. Есть сотни моих портретов, но я там совсем не похож на себя. Это просто не я! И я устал от этого. Надеюсь, вы меня поймете.
Я был огорчен. Этот человек мне так нравился! Видимо, он почувствовал мое разочарование и потому быстро поменял свое решение.
— Ладно, — вздохнул он. — Фотографируйте, если хотите. Но вся беда в том, что мне и без того не хватает смирения…
Старец Софроний
Не хватает смирения? Я был поражен! Столь великодушный и всеми уважаемый человек считает себя недостаточно скромным?
Он снял очки и приготовился к съемке. Сердце мое возрадовалось, хотя я еще не знал, что этот снимок обойдет весь мир и на долгие годы сохранит образ человека, который дорог многим. По прошествии более чем двух десятилетий моя жена посетит монастырь на Балканах и расскажет там о встречах с отцом Софронием. Монахини покажут ей портрет, который она мгновенно узнает и расскажет удивленной настоятельнице, что он был сделан Клаусом Кеннетом в один из первых дней знакомства со старцем».
Тысячи людей из разных стран приезжали к схиархимандриту Софронию за духовным советом. По молитвам старца было много случаев исцелений, которые не прекратились и после его перехода в вечность. Тяжело страдавший от продолжительного онкологического заболевания старец Софроний 11 июля 1993 года отошел ко Господу в монастыре Святого Иоанна Предтечи в Эссексе.
Там же в заранее устроенной крипте было погребено его тело. 27 ноября 2019 года Константинопольской Православной Церковью отец Софроний причислен к лику святых как преподобный Софроний Афонский. В 2020 году на северо-западе Румынии в г. Сан-Мартин-де-Бей преподобный Софроний выбран одним из покровителей при переосвящении восстановленного древнего храма.
Молитва отца Софрония о единстве:
Господи Иисусе Христе, Агнче Божий, вземляй грех мира, восходом Твоим на Голгофскую Гору искупил еси ны от клятвы законныя и возставил еси Твой падший образ, на Кресте пречистеи руце Твои прострый, да чада Божия расточенная собереши воедино, и низпосланием Пресвятаго Духа в соединение вся призвавый, Ты убо, Сый Отчее сияние, перед исходом Своим на сие великое мироискупительное священнодействие молился еси Отцу Твоему, да будем вси едино, якоже Ты един еси со Отцем и Духом Святым, даждь убо нам благодать и мудрость исполнити сию заповедь на всяк день и укрепи нас на подвиг тоя любве, юже заповедал еси нам, рекий: Да любите друг друга, якоже возлюбих вы. Духом Твоим Святым даждь нам силу смирятися друг перед другом, поминая, яко аще кто больше любит, той и больше смиряется; научи нас молитися друг за друга, нести тяготы друг друга в терпении, и объедини нас союзом любве неразрушимыя о имени Твоем святем, даруя нам и зрети в коемждо брате и сестре нашей образ Твоея неизреченныя славы и не забыти, яко брат наш есть наша жизнь.
Ей, Господи, собравый нас от конец земли благоволением Твоим, сотвори нас быти воистину во едину семью, живущую единым сердцем, единей волей, единей любовию, яко един человек, по предвечному совету Твоему об Адаме первороднем. Утверди, защити и покрый место святое сие, еже насади Десница Твоя, и покрый е покровом Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, благословляяй и заступаяй коегождо зде труждающихся и живущих (имена), сохраняя же нас всех от тлетворных помыслов, от неподобающих слов или движений сердечных, могущих разрушити священное дело нашего служения, яко да созиждется обитель сия на камени евангельских Твоих заповедей местом исцеления, освящения и спасения, ради нас самих и ради всех притекающих семо, труждающихся и обремененных братьев и сестер наших, да обрящем вси покой в Тебе, кротком и смиренном Царе нашем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
Читайте также: Старец Софроний (Сахаров): факты биографии>>
При подготовке использовались материалы:
- «На его лице отображалось духовное сияние и свет». Воспоминания проф. А. Тахиаоса о старце Софронии (Сахарове) — Афонит (afonit.info)
- Встреча с архимандритом Софронием (Сахаровым): каким он был в жизни? — блог издательства «Никея» (nikeabooks.ru)
- Иером. Софроний (Сахаров) (varnitsy.spb.ru)
[1] Клаус Кеннет был буддийским монахом, индуистским гуру, хиппи, учителем в школе, участником бит-группы, диск-жокеем, чуть не поступил учиться в католическую семинарию, познал все мировые религии, но Любовь — то, что душа неустанно искала все годы, — нашел только в Православии.
11.07.2023