X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Успокоение в руках Божиих

Успокоение в руках Божиих

Успокоение — это то, чего ищет наша душа, наше внутреннее «я», и это то, что нам дал Христос в качестве спасательного круга в этой ежедневной суматохе. Как сказал один святой нашей Церкви: «Мы заболели морской болезнью от житейских волн и штормов». Но приходит Христос и бросает нам спасательный круг, протягивает нам Свою руку и вытаскивает со словами: Придите ко Мне, и Я успокою вас (Ср.: Мф 11: 28). Дальше Он говорит, каким образом даст нам успокоение: …научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф 11: 29). Христос говорит нам: «Я научу вас; не другие люди, но Я сам, когда явлю вам Себя, когда откроюсь вам, что Я кроток и смирен сердцем, и тогда обретете покой внутри себя».

Действительно, кто в итоге получает успокоение? Смиренный человек. Только смиренный человек успокаивается во Христе. Мы же, гордые, эгоистичные и себялюбивые люди, не можем успокоиться, потому что препятствуем Христу взять нас в Свои объятия. Мы не принимаем Его, мы не хотим отдаться Богу. Более того, мы боимся Бога или не доверяем Ему! Мы говорим: «Нет, я сам разберусь с делами. Я возьму на себя решение всех моих жизненных вопросов. Я все улажу. Я не позволю, чтобы все шло как придется. Я должен все контролировать. Ведь если я теряю контроль, то уже не могу чувствовать уверенность. Я в растерянности, если не могу контролировать происходящее!»

Конечно же, Христос не говорил нам оставлять все без контроля. Ни в коем случае Он не говорил нам быть безразличными и ленивыми. Наоборот, Он говорил нам сражаться, трудиться и заботиться обо всем, но только душу сохранять независимой (не заботьтесь для души вашей (Мф 6: 25)), не подчинять ее этой ежедневной суете. И вот когда сделаешь все, что от тебя зависит, и истощатся все твои резервы, тогда ты передаешь эстафетную палочку в руки Божии.

Приведу вам несколько примеров, как простые люди в своей обыденной жизни проявляют доверие Божией воле. Когда я был на Святой Горе Афон, то жил какое-то время в Капсале (район между Кареи, монастырями Пантократор и Ставроникита). Это святое место, пустыня, в те времена еще более живописное, без дорог, населенное старцами и пустынниками. Мы были нищие, нас никто не знал и мы никого не знали. Однажды поехал я в Дафни забрать почту и, представьте себе, приехал Президент Греческой Республики. Там были полиция, военные, и один пожилой монах говорит мне: «Сходи, посмотри, чего они тут все собрались». Я пошел и спрашиваю: «Почему здесь полиция?» А они мне: «Приезжает Сарджетакис». Я бегу к старцу и говорю ему: «Отче, батюшка, приедет Сарджетакис!» «Кто это такой?» — спрашивает он меня. «Откуда мне знать?» — говорю. Тогда он мне говорит: «Ступай, снова спроси». Иду я, значит, к полицейскому и спрашиваю: «Простите, а кто такой Сарджетакис?» Разозлился он, говорит: «Ты что, сумасшедший?» В общем, ничего мы не знали. 

 

Иногда, когда нам удавалось вырастить что-нибудь на нашем огороде, наш геронда собирал узелки с едой, и мы их разносили старым монахам. И вот пошел я к одному такому монаху Сергию. Жил он в маленькой каливе, расположенной в ущелье. Каждый вечер из окна своей келлии я видел, как он зажигал лампадку: было совершенно темно и лишь огонек его свечи мелькал вдали. Это было совсем пустынное место, в котором стояла полуразрушенная калива старца, куда я отправился с продуктами. Пришел и говорю:

— Отче, мой геронда прислал меня передать тебе вот эти продукты.

В сумке было много разных продуктов. Он мне и говорит:

— О, спасибо большое! Я возьму только то, что мне нужно.

Он взял немного хлеба, один салатный латук, еще две-три вещицы и говорит мне:

— На сегодня этого хватит.

— Возьми и все остальное, я ведь для тебя все это принес!

— Нет, мне не надо. Этого достаточно на сегодня!

— Возьми на завтра.

— А завтра как Бог даст!

— Геронда, конечно же, как Бог даст, но возьми, раз уж Бог тебе все это послал.

— Да, но Господь сказал «хлеб наш насущный», а не «завтрашний». Мне достаточно насущного хлеба. А завтра как Бог даст.

— Сколько лет ты здесь живешь? — спросил я его.

— Пятьдесят шесть.

Пятьдесят шесть лет прожил он в этой каливе, имея только хлеб насущный. И Господь всегда имел для него и хлеб на завтра! Никогда этот человек не испытывал беспокойства. Ты скажешь, откуда в этой пустыне найдется хлеб завтрашний? И все же он об этом не переживал.

Однажды, когда мы были в Новом Скиту, пошел я в Карулию повидать отцов. Жил там тогда один серб — папа-Стефан. Я ему говорю:

— Геронда, как ты не испугался поселиться в этих пещерах, из которых не так просто выбраться?

— О, я очень испугался! В первый же день, как я пришел сюда, сказал: «Что я здесь делаю?» Когда я преодолел все эти обрывы, имея с собой только одну буханку хлеба и горсточку оливок, то произнес: «Хорошо, я поем этого хлеба сегодня, завтра и послезавтра, но что потом?» Когда я увидел, что вокруг меня ничего нет, меня одолел такой страх! Ведь подо мной только море. И вот уже прошло двадцать пять лет, как я живу в этой пустыне, и Бог меня ни разу не оставил! У меня даже сохранилась часть от того хлеба и совсем не испортилась.

Ты видишь, как Господь печется о смиренном человеке, который научился отдавать все в руки Божии! С теми, кто так поступает, Господь не бездействует, но, наоборот, берет на Себя всю ответственность. Божие действие гораздо более значительно, нежели наше собственное.

Ты должен сделать то, что можешь, без тревоги, без напряжения, без терзаний. Когда ты сделаешь то, что можешь, и твоя совесть засвидетельствует, что «ты сделал все, что мог, вот до этого момента, более этого ты ничего сделать не можешь», вот тогда ты отдаешь это дело, эту проблему, своего ребенка, свое здоровье, свои финансовые вопросы, — все, что тебя обременяет, — в руки Божии. И именно тогда проявится Бог!

Даже если с опозданием совершится то, чего ты ждешь, и даже если покажется, что Бог молчит и бездействует, и ты несмотря на это сможешь сохранить доверие к Богу, тогда Господь откроет Себя чудесным образом. Как говорится в Писании: На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек (Пс. 30: 2). Как красиво поет Давид: «Посмотрите на людей, живших доныне. Разве отыщется человек, который надеялся на Господа и постыдился?»

Конечно, ты можешь сказать, что то, чего ты желал и просил, не произошло. Но если у тебя есть доверие к Богу, то ты увидишь, что в конечном итоге все, что случилось, было самым лучшим.

(Отрывок из беседы владыки Афанасия)

По материалам сайта Лимасольской митрополии

Перевод Екатерины Полонейчик

Просмотров: 101
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Комментировать