Размышления над Евангелием. 24 декабря 2017 года
Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных (Лк. 14: 16–24, из воскресного отрывка 24 декабря 2017 года).
В стихе, предшествующем данному отрывку, читаю: …некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! (Лк. 14: 15). Действительно, блажен человек, сподобившийся Царства Небесного! И Христос показывает, что это блаженство открыто для каждого из нас, и все приглашены к нему, ответ остается за нами. Вот кто-то занят нужным, полезным делом (покупкой земли, испытанием волов), кто-то законно утешается с юной женой. Вдруг слышится призыв Господа — приглашение на Его вечерю. Трудно оставить свое предприятие и куда-то идти; лень прервать дело, в которое втянулся (может, не без усилия-то и втянулся); можно так углубиться в то, чем сейчас занят, что и не расслышать толком, кто там приходил и о чем говорил. В повседневной жизни лично меня всегда задевает неожиданность: ну, думаю, почему бы заранее не предупредить, чтобы я спланировала время, настроилась, да и, говорит мое самооправдание, не рационально бросать работу на половине. Но необходимо всегда быть готовыми услышать призыв Господа и последовать ему: будьте готовы, потому что не знаете ни дня, ни часа (Ср.: Мф. 24: 44, Мф. 25: 13). К юному Самуилу Господь обратился ночью, когда тот лежал в святилище, и он услышал и ответил: «вот я!» (См.: 1 Цар. 3: 2‒6). Написано, что тогда Самуил еще не знал голоса Господа (1 Цар. 3: 7) и потому спросил совета у своего наставника священника Илия, который научил его отвечать: говори, Господи, ибо слышит раб Твой (1 Цар. 3: 9; очень люблю это выражение, хотелось бы приблизиться к его осуществлению).
В одной библейской передаче прозвучала понравившаяся мне мысль, что, возможно, потому мы испытываем недостаток людей для церковных послушаний, что кто-то не слышит обращенного к нему Божиего призыва. Зато нищим, увечным, хромым и слепым, то есть тем, у кого ничего нет, и потому оставлять особо нечего, ни материального богатства, ни ответственного занятия, ни человеческого удовольствия, несложным оказалось последовать за приглашением, а может, даже и радостным — из холодного и неприглядного переулка их звали в теплый дом на вкусный ужин. Какой напрашивается вывод? С одной стороны, хочется иметь здоровье, достаток, внимание, еще что-то, и Богу ведь ничего не жалко, но с другой стороны, получается, что без лишений затруднительно почувствовать нужду в Господе и пойти за Ним. Вот и апостол увещевает: …время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего (1 Кор. 7: 29‒31). Помоги, Господи!
Обратила внимание на конец речи Спасителя: никто из тех званых не вкусит моего ужина. Обычно я привыкла думать (и Евангелие дает тому основание), что покаяться никогда не поздно, например, разбойник, умирая, сподобился войти в Царство Небесное, а тут получается, будто потом уже поздно, нет возможности одуматься и побежать. Вот и святитель Григорий Двоеслов рассуждает: «никто не должен презирать (зова), дабы, отказываясь, когда зовут, не лишиться возможности войти тогда, когда захочет». Вспомнились слова Спасителя из Евангелия от Матфея: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам (Мф. 12: 31) — самый простой комментарий выражает мысль, что если человек долго предпочитает жить своими понятиями вместо того, чтобы познавать Божии, то может потерять способность распознавать добро и зло, то есть потерять чувство греха, и тогда покаяние становится невозможным; подобные примеры есть в Библии: ожесточение сердца фараонова (См.: Исх. 4: 1; Исх. 7: 3), допущение царю Ахаву стать под влияние духа лжи (См.: 3 Цар. 22: 20‒23). В таком случае действительно тупик, поэтому Господь не только утешает нас словами о прощении, но и предостерегает невозможностью покаяния и обращения. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3: 20). Помоги, Господи!
23.12.2017