X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Размышления над Евангелием. 26 ноября 2017 года

Размышления над Евангелием. 26 ноября 2017 года

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Лк. 10: 25‒37, из воскресного отрывка 26 ноября 2017 года).

Серьезный вопрос о наследовании жизни вечной задается не ради научения и спасения, но искушая Его. Почему так? Неужели законник настолько был уверен в своем знании и исполнении, что не допускал и мысли поучиться у кого-нибудь? Или он не воспринимал закон как указание личного пути, а лишь как отвлеченное знание, относящееся к профессиональной деятельности, но не более того? Поучительна педагогика Христа: с каким бы намерением ни подошел человек, Он относится к нему серьезно и дает ответ, побуждающий человека задуматься, поставить под сомнение собственный взгляд.

Мне захотелось разобраться, на что опирался законник в своем вопросе. Изучая ветхозаветные писания, он видел, что, с одной стороны, в законе написано: Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш] (Лев. 19: 18), пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш (Лев. 19: 34), а с другой стороны, закон повелевает не сообщаться с некоторыми народностями, сильно погрязшими в идолопоклонстве и прочих мерзостях, поскольку, как свидетельствует о том Священная история, ветхозаветный человек скорее перенимает плохое, чем учит хорошему. С наступлением благодати Нового Завета подобные опасения теряют силу, но слушатели Спасителя этого еще не могли понимать, и поэтому стояла задача ответить исходя из возможностей их восприятия, но в духе новозаветного благовестия, ради которого и пришел Христос. Спаситель не отвечает прямо на предложенный законником вопрос, но раскрывает главное: мы изучаем закон не для того, чтобы стать профессиональными юристами, а для того, чтобы, руководствуясь им, поступать согласно воле Божией и наследовать спасение. Он заставляет человека задуматься, помогает ему увидеть собственную неправоту, поскольку вечная жизнь, о которой спрашивает законник, — это личные отношения с Творцом, а личные отношения — живые, не по букве, но по духу, потому что буква убивает, а дух животворит (Ср.: 2 Кор. 3: 6). Господь рассказывает прекрасную притчу, завершая ее вопросом «наоборот»: кто ближний попавшемуся разбойникам? Он показывает, что сам вопрос надо ставить иначе: не кто мой ближний, а кому я могу стать ближним? Очевидный ответ: я могу стать ближним всякому, кто нуждается в моей помощи, и, оказывая милосердие, сподобляюсь войти в общение с Господом и наследовать вечную жизнь.

Потом я обратила внимание на интонацию, с которой вопрос «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» был задан. Конечно, можно ошибиться, воспринимая написанное, а не услышанное, но в переводе епископа Кассиана (Безобразова) «что я должен сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» акцент на личной активности, личной деятельности вполне заметен. Теперь мы знаем, что благодатью мы спасены через веру, и сие не от нас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Ср.: Еф. 2: 8, 9), и возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6: 23), законник же, скорее, был уверен в том, что само исполнение закона, воспринимаемого им поверхностно, гарантирует жизнь вечную. Так вот, теоретически я знаю православное учение о спасении, но иной раз позволяю себе утвердиться в достаточности каких-то моих усилий и по равнодушию и лености сказать: «Что вы еще от меня хотите?» Прости, Господи, и помоги исправляться!

25.11.2017

Просмотров: 102
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Комментировать