«Да, Господи, идем за Тобой!»
Нам дается еще время земное. Наверное, трудно нам много думать о вечности. Прилепившись к этой земле, трудно осознать, что рано или поздно всего того, к чему мы привыкли, что для нас становится необходимым в этой жизни, тех удобств, которыми нас балует этот мир, — не будет. Знаете, это как человек, который живет в квартире со всеми удобствами (водичка тепленькая, ванночка, туалетик тепленький), вдруг попадает в дом, где туалет на улице, воду надо носить: «Как это так жить? Жить так невозможно!» Но это просто нет привычки у человека так жить, и он привязан ко всему тому, что дает ему сегодняшняя удобная жизнь.
На самом деле мы не должны ни к чему прилепляться, потому что потом оторвать себя от своего душевного пристрастия к этому миру будет очень трудно, а может быть, станет уже и невозможно. Вот для чего мы себя понуждаем? Для чего преподобный Серафим Саровский носил камушки, для чего люди себя изнуряли, стояли на столпе? Для того, чтобы отлепиться от этого мира, чтобы быть свободными. Вот этой свободы евангельскому богатому юноше не хватило, и он ушел от Христа, потому что ему надо было отказаться от всего того, что он получил в этом мире хорошего. А какой-нибудь бездомный, который всё растерял, которому казалось, что всё кончено, вдруг попадает в Царство Божие…
Мы все обмануты грехом, враг знает пристрастия каждого, привычки, характер и на этом играет, а воевать с врагом мы не готовы. Враг может предложить разные удобства, только не думай о вечной жизни, только не борись со своей плотью и кровью, со своим ветхим человеком, ведь это твоя жизнь, ты прав и ты тратишь свою жизнь так, как хочешь. И нам такое произволение Божие дается — делай что хочешь, но лень у нас в крови, мы себя не понуждаем. А начинаем мы себя понуждать только тогда, когда нам дается благодать, чтобы ее не растерять. Тогда мы стремимся это делать ради Христа, потому что душа чувствует, что может это потерять из-за праздности, из-за пустых мыслей и слов.
Иногда хочется посмотреть на монахиню и сказать, что в этом человеке Дух Святой и к такому человеку хочется прикоснуться. А иногда смотришь — где этот Дух, куда Он ушел? Но Церковь разная, Церковь — это не внешние украшения, облачения, это внутренний человек, который стремится к Богу, у которого есть боль о потерянном рае. Поэтому, когда наступит пост, мы будем вспоминать об этом потерянном рае, о том, как Адам плакал, когда лишился богообщения, когда он стал одиноким, никому не нужным, и будем вспоминать путь ко Христу — путь покаяния.
Нам бы оставить свое «Я» и отдать всё в руки Божии, но «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Теоретически мы всё прочитали, всё знаем, но на практике далеки от того, чтобы жить по-христиански. Мы живем по тому сценарию, который дает этот мир: тебе сказали грубое слово — скажи в ответ, тебе наступили на мозоль — отреагируй на это, сделали замечание — выставляй шипы. Нет бы сказать: «Сестра, у тебя такая любовь ко мне, что ты делаешь мне замечание!..» И поэтому мы каждый раз проигрываем — нет желания, внешняя форма не соответствует внутреннему содержанию. Хорошо бы внутри было то, чем мы смогли бы делиться с ближними — тем миром, про который говорит преподобный Серафим Саровский. А если ты будешь делиться осуждением, ропотом — это инфекция.
Бог дает нам прекрасную осеннюю погоду, и хотелось бы, чтобы эта погода перенеслась внутрь нас, чтобы в наших душах был мир, чтобы на всё мы смотрели светло, чтобы мы были приветливы друг к другу, улыбались друг другу и говорили: «Радуйся, Христос посреди нас!» Я надеюсь, что у нас еще есть много времени впереди, чтобы мы могли поменять что-то в наших жизнях, чтобы мы все сказали Христу: «Да, Господи, идем за Тобой! Что нам терять? Нам нечего терять, потому что, кроме Тебя, у нас ничего в этой жизни нет».
22.11.2021