Ангелы Божии — наши небесные друзья
8 (21) ноября Церковь отмечает память Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Праздник был установлен после Лаодикийского собора в IV веке, в честь ниспровержения гностической ереси о почитании ангелов как творцов и владык мира.
Дата празднования была выбрана неслучайно: в те времена календарный год начинался с марта, соответственно, ноябрь приходился девятым месяцем по счету, что указывает на девять ангельских чинов; а восьмой день месяца символизирует восьмой день после начала Творения, т.е. день Страшного Суда, на котором будут зримо и соборно присутствовать все Силы Небесные.
Ангелы не являются ни творцами, ни владыками мира, их сущность и главное предназначение заключены в их наименовании: «ангел» по-гречески означает «посланник», «вестник». Апостол Павел определяет ангелов как служебных духов (ср.: Евр. 1: 14).
Икона Ангела Хранителя, написанная в Свято-Елисаветинском монастыре
Не стоит, однако, думать, что ангелы являются просто безликими орудиями в руках Божиих. Каждый ангел — личность со свободной волей, личность, стяжающая святость, а не обладающая ею по природе. Ангелы отличаются от людей тем, что не имеют тела и души, не обладают творческой способностью, а их свободная воля сводится лишь к выбору между служением Господу или отпадению от Него.
На святость ангелов указывают их личные имена. Все ангельские имена — теофорны, т.е. содержат в себе имя Бога или божественный эпитет.
Честнейшим из всех небесных духов является Архангел Михаил, чье имя с иврита переводится как «Кто как Бог», «подобный Богу». По преданию, именно Архангел Михаил поразил Денницу, когда тот восстал на Бога. Именно за свою святость и верность служения Господу он был удостоен звания архистратига (вождя, «главнокомандующего») всех небесных ангелов.
Вот имена семи других архангелов: Рафаил — «Господь исцелил», Гавриил — «Господь моя сила», Уриил — «Свет Божий», Иеремиил — «Высота Божия», Варахиил — «Благословение Божие», Селафиил — «Молитва к Богу», Иегудиил — «Хвала Божия».
Примечательно, что имя ангела находится в непосредственной зависимости от его святости: Люцифер, что означает «светоносный», после отпадения от Бога начинает именоваться сатаной, что означает «обманщик», «клеветник». Потому и люди, носящие теофорные имена, должны вести себя достойно своему имени, чтобы не посрамить имя Божие.
Ангел (изделие выполнено в стеклосувенирной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря)
Если мы верим, что ангелы бесплотны и обладают единой природой, то почему в Священном Писании они предстают зримо телесно и различно по виду? Святым и пророкам они являлись то как люди, то как животные, то как колеса или колесницы.
Преподобный Феодор Студит, размышляя о зримых явлениях ангелов, видит в них указание на свойства Божии и тайну Боговоплощения: ангелы являлись в виде человека, потому что Христос и истинный Бог, и истинный человек; в виде тельца, потому что Христос должен был быть принесен в жертву для всего мира; в виде льва, потому что Он, как лев, силой воскрес из мертвых; в виде орла, потому что Он вознесся на небо; в виде коней, потому что всё Божие быстроходно; в виде колесниц, потому что они проходят сферы неба, в них обитают.
Господь вверяет ангелам высочайшее служение: ангел стережет древо жизни (см.: Быт. 3: 24), ангел охраняет народ Израиля во время исхода и странствий по пустыне (см.: Исх. 14: 19), закон дается при служении ангелов (см.: Деян. 7: 53), ангел проповедует вместо пророка (см.: Суд. 2: 1–4).
Ангел также возвещает бессеменное зачатие Спасителя (см.: Лк. 1: 26), ангелы прославляют Рождество Христа (см.: Лк. 2: 13), ангел оберегает Богомладенца (см.: Мф. 2: 13), ангел укрепляет Христа во время Гефсиманского моления (см.: Лк. 22: 43), ангелы отверзают гроб Господень (см.: Мф. 28: 2), ангелы возвещают Его Воскресение (см.: Ин. 20: 12), Вознесение и Второе Пришествие (см.: Деян. 1: 10, 11).
И если служение ангелов настолько велико и для нас недостижимо, если ангелы являют собой образец святости, то почему мы, часто обращаясь в молитвах ко Господу, Богородице и святым, значительно реже обращаемся к Небесному Воинству?
Господь поставил Ангела Хранителя над каждым человеком. И в этом — великая любовь Бога к человеку: точно так же, как ангел охраняет древо жизни в Эдеме, человека оберегает его Ангел Хранитель. Необходимо просить Ангела о заступничестве и ни в коем случае нельзя пренебрегать молитвой к нему, чтобы не отвратить его своим нечестием и неблагодарностью.
Святитель Филарет Московский говорит: «Если мы, люди, удаляемся от людей, расположения которых противны нашим расположениям; если учитель отказывается от ученика, не слушающего поучения, или воспитатель от воспитанника, отвергающего руководство; если отец удаляет от себя непокорного сына: то как не удалиться от нас ангелам, когда мы оставляем бесплодным для нас их служение?»
Будем же достойно чтить Святое Небесное Воинство как в день памяти, так и во все остальные дни, чтобы и нам, руководимым и наставляемым им, взойти на духовную высоту и приблизиться к Богу.
Поздравляем вас и молитвенно желаем помнить о том, что Господь даровал каждому Ангела, оберегающего нас во все дни жизни и направляющего на благое.
Будем рады и мы помолиться за вас в этот день торжества всех ангелов!
Братия и сестры, вы можете подать записку в наш монастырь через интернет. Для этого перейдите по одной из ссылок:
Для жителей Беларуси, России и других стран СНГ, а также Украины
Для жителей стран дальнего зарубежья
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
20.11.2021