X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Жизнь в монастыре — это мой путь» (часть 3)

Впервые переступив порог Свято-Елисаветинской обители, сестра Александра поняла, что нашла место, которое много лет искала. Это не значит, что ее жизнь в монастыре безоблачна, но поддержка духовника и сестер помогает идти иноческим путем. С Божией помощью преодолены и языковой барьер, и сомнения, а в трудностях укрепляет мамин завет, который запомнился с детства: «Если хочешь, чтобы Бог тебе помог, ты сама должна потрудиться…»

Жизнь в монастыре Святой Елисаветы

— Приехав в Минск, я почувствовала, что это мое место. В монастыре тогда жили 110 сестер (сейчас около 130). Через несколько дней из Сербии вернулся отец Андрей Лемешонок. Я увидела батюшку и обрадовалась — он мне очень понравился.

Был момент, когда я сильно заунывала. Незнание русского языка не позволяло общаться с сестрами. Становилось всё тяжелее, и я начала сомневаться в правильности своего выбора. А потом батюшка спросил: «С кем ты живешь в келье?» — «Одна». — «Как одна? Завтра найдем сокелейницу».

Было страшно жить с другой сестрой. В основном насельницы сербских монастырей в кельях по одной. Утром мне сказали: «Будешь жить с монахиней Руфиной». А я думаю: «Какая эта матушка? Может, будет на меня кричать…»

И тут приходит монахиня Руфина (Филиппович), светлая, добрая, кладет на кровать подарки и говорит: «Поздравляю, что ты с нами в обители». Она рассказала, что в монастыре есть сестры из Сербии. Благодаря Богу, батюшке и матушке Руфине я вышла из состояния уныния.

Помню, как духовник сказал мне: «Завтра приедет митрополит Павел, возьмешь у него благословение». Мы поехали на подворье в деревне Лысая Гора. Благословляя меня, митрополит сказал: «Тебе надо слушаться игуменью, отца Андрея и жить по послушанию». В тот момент я почувствовала, что это воля Божия, и мне надо быть здесь.

В русских монастырях у трудниц нет подрясников, только черное облачение. В сербских обителях они носят более светлую одежду, послушница не надевает апостольник, а ходит в косынке. В Сербии я уже была послушницей, меня облачали 28 июня, в день памяти святого великомученика князя Лазаря Сербского, погибшего на Косовом поле. Я приехала в Минск в своем облачении, и батюшка благословил мне носить эту одежду, сказав: «Пока не станешь инокиней, переоблачать не будем, ты и так послушница».

Прошло время, я выучила русский язык и могла общаться со всеми сестрами. Несла послушание церковницы, помогала в ризнице. Всё, что меня мучило, проговаривала на исповеди, делилась с матушкой Руфиной и регулярно причащалась. После Причастия чувствовала, что внутри что-то меняется. У меня не было сомнений, правильно ли я поступила, приехав в Беларусь, я понимала — это то, что нужно моей душе.

Духовная борьба

— Первые годы были тяжелые. Отречься от своей воли и жить уставом монастыря непросто. Приходя в обитель, мы должны понимать, что подрясник, мантия и клобук не делают нас духовными людьми, нужна большая внутренняя работа. Уходя из мира, главное не потерять то, что имеешь, ведь человек и без подрясника может стать святым.

Я часто вспоминаю свою жизнь в миру. Не понимаю, как жила без Бога, исповеди, Причастия. Сегодня это главное в моей жизни. Раньше, когда было плохое настроение, я шла развлекаться с друзьями, а в монастыре иду в храм, и это для меня лучшее утешение.

Борьба идет постоянно, духовной жизни без нее не бывает. Искушений всё больше, и это естественно. У нас в Сербии говорят: «Послушницу держит Христос, а инокиню и монахиню Господь немножко отпускает, чтобы они потрудились». Мама, даже не будучи воцерковленным человеком, всегда меня учила: «Если хочешь, чтобы Бог тебе помог, ты сама должна потрудиться». И это правда...

Каждый вечер мы с сестрами просим друг у друга прощения. Когда я впервые увидела в нашем монастыре этот чин, удивилась. Помню, подумала: «Как красиво!» Мне кажется, что духовная брань — это когда ты борешься за шанс быть добрым человеком. Обидела сестру, осудила ее, а потом просишь за это прощения и возвращаешь любовь. Так рождается единство.

Важно понимать, что во время ссоры не только ты потерял мир, но и другой человек. Он тоже страдает. Нет плохих людей, все хорошие, просто у каждого свой характер: у кого-то мягче, у кого-то горячее. Попытаться понять и принять этот факт — это и есть духовная борьба.

Святые отцы говорили: «Покрой грехи брата твоего, и Господь твои грехи покроет». Сейчас я хочу одного — чтобы Господь научил меня нести немощь другого человека. Бывает, нагрубил тебе кто-то, и ты не можешь его оправдать. А ведь человек мог просто устать или у него что-то болит.

Хочу научиться нести чужие немощи так, как другие люди несут мои. Не просто обнять и поддержать человека, который тебе приятен, а сделать что-то для сестры, которую сложно принять. Прийти и помочь ей, несмотря на свои внутренние противоречия. Наверное, это и есть любовь…

Невеста Христова

— Люди спрашивают: «Зачем уходить в монастырь? Можно и в миру жить с Богом». Но я еще в Сербии почувствовала, что жизнь в монастыре — это мой путь. У мамы были сложности со здоровьем, я рождалась тяжело и могла умереть, но Господь меня спас. Он знал, что я приду в монастырь и буду Его невестой.

26 марта 2020 года, на Феодоровскую икону Божией Матери, состоялся мой иноческий постриг. Образ Феодоровской Божией Матери — любимая икона Царственных страстотерпцев.

Я очень благодарна Богу за то, что он привел меня в прекрасную обитель, где меня хорошо приняли. Не могу описать словами, что я сейчас имею. Просто чувствую, что Господь меня простил, что Он рядом. Хочется быть ближе к Богу и делать всё так, как Ему угодно.

Сейчас я несу послушание в магазине церковной утвари. Нахожусь там в окружении икон, это для меня как будто продолжение Божественной литургии. Работаю со священниками, которые приезжают в наш монастырь, и чувствую, что это послушание для моей пользы.

Родители приняли мой путь, но они еще не знают про постриг. Когда приедут в гости, мы с батюшкой им расскажем.

Не могу сказать, что сильно скучаю по Сербии, но иногда мне хочется услышать сербский язык. Слава Богу, есть матушки Севастиана и Елисавета, сейчас пришла сестра Анна — все они мои соотечественницы. В нашем монастыре я чувствую себя дома, это именно то место, которое я столько лет искала.

Беседовала Дарья Гончарова

Фотографии Максима Черноголова

«Жизнь в монастыре — это мой путь» (часть 1)>>

«Жизнь в монастыре — это мой путь» (часть 2)>>

28.01.2021

Просмотров: 242
Рейтинг: 4.9
Голосов: 29
Оценка:
Комментарии 0
3 года назад
Я за вас очень рада ! Чтобы приобрести мир в душе это дорогого стоит . Помоги вам Господи на каждом шаге к Господу . Я очень хочу побывать в вашем монастыре , подписаны на монастырские рассылки и с большим интересом читаю новости ваши . Елена
Комментировать