X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«С облачением "надеваю" ответственность» (ч. 2)

Придя к Богу в 45 лет, сестра Леонилла Утехина окунулась в приходскую жизнь только что открывшегося в начале 90-х Петропавловского собора, прихожане которого стали основой Сестричества в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Белые одежды сестра Леонилла надела в 2000 году и за 20 лет послушания со скарбонкой и в церковной лавке износила три облачения…

«На скорби человека надо душой отзываться»

— На следующий день после юбилея я подала заявление об уходе на пенсию. Думала, пройдет лето, и официально приду в сестричество.

Наша сестра Нина Федорова, тоже в прошлом инженер-проектировщик, стояла со скарбонкой в магазине «Юбилейный» на Гвардейской улице. Прихожу я как-то к Нине, а она надевает на меня свое облачение и говорит: «Постой!» Вот я 15 лет там и простояла. С облачением «надеваешь» на себя ответственность, берешь скарбонку и стоишь по струнке.

В сестричество я пришла в 2000 году. Нас с сестрами митрополит Филарет (Вахромеев) благословлял уже в Новинках.

Сестра Нина через два года упокоилась, а мне на пересменку прислали Нину Коржину. Однажды и вторая Нина меня оставила. Прихожу на послушание и читаю в рабочей тетради: «Больше не работаю». Я изумилась, а Нина потом говорит: «Я в монастырь ухожу». Было это лет 10 назад, сейчас она уже монахиня Надежда. Родной мне человек.

«Огромная работа происходит в душе человека»

— В микрорайоне на Гвардейской жила городская элита — партийные работники, министры, заслуженные артисты. Рядом две гостиницы — «Юбилейная» и «Планета». Многие режиссеры и актеры приезжали в Минск на кинофестивали и останавливались в «Планете». С кем только ни приходилось за эти годы вести беседы — подходили и Светлана Дружинина, и Олег Табаков, и Николай Еременко, и Анатолий Кашепаров из «Песняров». А первую копеечку в мою скарбонку опустил уже почивший Александр Тиханович, он потом осознанно пришел к вере и многим помогал — и сельским храмам, и нашему монастырю.

Деканы факультетов со мной дискутировали о воспитании молодого поколения. И я видела, как постепенно менялись люди. Поначалу мы с сестрами раздражали многих, потом люди смягчались, начинали здороваться, подавать записочки. Огромная работа происходит в душе человека, меняется восприятие мира. Все-таки это дело Божие…

— Хорошо, что в районе Гвардейской жила интеллигенция. Люди заказывали и покупали книги, что-то спрашивали, и многие пересмотрели свое отношение к Церкви. Такая у нас любовь с некоторыми людьми была, они мне роднее родных становились…

Я резко пришла к Богу, наверное, душа была готова. Помню, как еще на первом курсе института надо мной иронизировали из-за того, что я искала смысл жизни. «Как это так, человек взрослел, что-то делал, а потом раз и умер?» — я этого не понимала. И вот мы встретились с однокурсниками на кафедре на 50-летие выпуска. У меня ребята спрашивают: «Ты смысл жизни нашла?» Я говорю: «Нашла!» — «Мы видим! У тебя выражение лица изменилось!»

«Людям не хватает теплоты и чуткости»

— Стояли мы на Гвардейской 15 лет. Директор магазина — строгий литовец, а нас пустил, помогал, с уважением относился. Когда руководство сменилось, нас в 24 часа выселили. Уходила — сердце плакало. Переживала, что люди придут и не найдут сестры там, где она стояла 15 лет. Переехали мы в «Ромашку» напротив Дворца спорта, и милостью Божией многие стали сюда приходить. Люди ищут общения, не хватает сейчас теплоты и чуткости.

Когда митрополит Филарет благословлял нас с сестрами в сестричество, сказал: «Ваша главная задача — любить человека, который стоит перед вами, и принимать его беды как свои».

— Батюшка Андрей говорит: «Человеческое сердце чувствует, как ты к нему относишься. В ваших глазах должна быть правда; если в них лицемерие, человек пройдет мимо. Люди чувствуют, какая от тебя идет энергия». Будем надеяться, что это понимание с опытом придет к молодежи…

«Всё Господь устраивает…»

— Вся моя семья — дочери, оба зятя, четыре внучки — верующие люди. Я счастливый человек! Внучка, пока с мамой в садик шла, утреннее правило наизусть читала, хоть еще слова не выговаривала. В 15 лет перестала ходить в храм, но батюшки говорят, что мы не должны огорчаться, — вернется. Всему свое время…

Моя младшая дочь вышла замуж за выпускника технического университета имени Баумана, они живут в Подмосковье. Зять работает в космической промышленности. Впервые он перекрестился и увидел икону в нашем монастыре во время своего Венчания, а сегодня — верующий человек, помогал строить храм в Королеве.

Знаете, как он дочку мою нашел? Она окончила лингвистический университет. Никаких гулянок и танцулек не было. В 25 лет заволновалась, что замуж не выйдет, а я ей говорю: «Хорошую девочку и за печкой найдут». И вот как-то моя подруга была в нашем районе с племянником, который приехал к ней в гости из Подмосковья, и на пару минут забежала ко мне. Молодые люди познакомилась, обменялись телефонами, стали переписываться. Зять приехал в Минск на пару дней, потом позвал дочь в гости, познакомил с родителями. Через год они поженились и обвенчались. Сегодня в их семье трое детей.

Моя старшая дочь — скрипачка и профессиональная певица. Ее муж сначала тайком ходил в маленький храм в Севастопольском сквере, а спустя много лет совместной жизни они венчались.

Вот какие интересные вещи происходят. Всё Господь устраивает… 

Храм в честь преподобномученицы Елисаветы

— Когда у младшей дочери родился третий ребенок, я поехала на полгода в Подмосковье, чтобы помочь. Проходит неделя — задыхаюсь…

Пошла в храм. Исповедовалась, причастилась, но так мне не по себе! Думаю: «Как я здесь буду полгода, если уже места себе не нахожу?» И вот подумайте, что произошло! Старшую внучку я водила на рисование. Пока она была в художественной школе, мне приходилось 1,5 часа ждать. Однажды я пошла пройтись по улице и уперлась в какой-то решетчатый забор. Поднимаю глаза — маленький купол. Оказалось, это храм. Взялась за прутья и рыдаю, душа болит: «Как я тут выдержу полгода?..»

— Понимаете, как удивительно Господь действует?..

И вот я все полгода, пока жила у детей, в этот храм ходила. Мои спят, я в шесть утра встану и пешочком на Божественную литургию. Отец Феликс, который служил в этом храме, стал для меня родным человеком. Больше семи лет прошло с тех пор, а я до сих пор через детей передаю ему подарочки, и он мне шлет поклоны. Вот как бывает в жизни. На всё воля Божия, чего ни коснись…

«Дороже родного дома мне наш монастырь»

— Монастырь и сестричество — это моя жизнь, я только здесь могу вздохнуть полной грудью. Сил уже меньше, на многие всенощные богослужения не хожу. Выдержать шесть часов в храме на ногах тяжело, а сидеть не могу, на каждое «Во имя Отца» вскакиваю.

А наши монастырские батюшки! Отец Андрей Малаховский стал нашим семейным человеком: крестил всех четверых внучек, венчал младшую дочь и зятя, отпевал мужа, стал духовником зятя.

Батюшка Александр и Валерий — это же всё наша старая гвардия. Бегал с нами маленький Олежек Коваленко, а сейчас — «Отец Олег, благословите». И отец Родион Альховик с нами вырос. Многие дети наших сестер учились в семинарии, стали служителями Церкви и монахинями.

Дороже родного дома мне наш монастырь, здесь вся жизнь наша…

 

Беседовала Дарья Гончарова

Фотографии Максима Черноголова и из личного архива Леониллы Утехиной

«С облачением "надеваю" ответственность» (ч. 1)>>

18.03.2021

Просмотров: 47
Рейтинг: 5
Голосов: 14
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать