X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Она дарила людям сказку»

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут...»
(Мф. 5: 7)

Рубрика «Во Царствии Твоем…» посвящена сестрам милосердия, которые в разные годы несли послушание в Сестричестве в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы нашего монастыря. Они жили, не жалея себя, отдавая всё свое время, все свои силы и всю свою любовь другим людям. Земной путь их уже закончился, Господь призвал их в Свои Небесные обители, но память о них живет в сердцах тех, кто знал и любил их в земной жизни, для кого и спустя годы после ухода они так же близки и дороги. Наш долг — сохранить эту светлую память. Вам, дорогие сестры, посвящается…

Сестра Людмила Жданович (20.08.1961 – 08.11.2015)

«Выбирая профессию, я хотела приносить радость детям. И Господь дал мне
такую возможность. Сказки, даже грустные, если они добрые и талантливые, приносят радость…»

(Сестра Людмила Жданович)

Почти шесть лет нет с нами Людмилы Жданович — сестры милосердия, основателя Международного фестиваля батлеечных и кукольных театров «Нябёсы». Людмила любила детей, любила кукол и сама была как ребенок. Неся послушание в детском интернате, она создавала светлые и радостные театральные постановки, вовлекая окружающих в волшебный мир доброй сказки. Рядом с Людмилой согревалась и оттаивала душа. Занятия с детьми она называла «лечением любовью».

«Каждый день нужно жить как последний, потому что мы не знаем, что будет завтра», — говорила Людмила. Так она и жила — отдавая себя людям, даря им любовь. И со всеми делилась своим секретом счастья: принося радость другим, сам получаешь еще большую радость…

— Сестра Людмила была очень скромной, как не от мира сего. Это отражалось в ее отношении к каждому человеку, ко всему живому, к окружающему миру. Это было состояние ее души. У нее был детский подход к жизни. Ее желание поделиться детским восприятием мира, тем, как всё должно быть в идеале, нам не понять.

В тяжелой болезни у Людмилы было твердое упование на Господа: как Он решит, так и приму. Милость Божия, что Господь вел ее в этих страданиях и делал их посильными. Видеть свет любви в страданиях и заботиться о страждущих — это пример веры для нас. Он дается не каждому. Мы много недооценивали в ней и не знали ее по-настоящему…

Протоиерей Сергий Храпицкий

«Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд…»

— Бывают люди как звездочки, весело светят другим, а бывают как солнышки — с ними тепло. И они никогда не скажут и даже не подумают, что такое вот из себя солнышко, ничего о себе не воображают. Не пытаются кого-то поучать, или спорить, или тем более руководить. Но там, где есть такой человечек, всё делается дружно и радостно. Любовь, которая от него исходит, всех согревает, сплачивает и вдохновляет. И так это всё естественно, не напоказ, что все думают, так и должно быть, по-другому и не может, потому что такие вот мы молодцы. Солнышко же тоже светит, греет и дает всему жизнь, но благодарим ли мы его за это? Точнее, благодарим ли мы Бога за то, что Он дал нам такое солнышко? И только если бы оно исчезло и всё замерзло, мы поняли бы, как много от него зависело. Так и с Людочкой. Только теперь стало ясно, что может быть по-другому. Что может быть не так тепло, не так дружно и даже порой не очень радостно. Хоть мы и такие вот, как прежде, молодцы. И что может очень-очень много зависеть от одного человека, если он живет с Богом и в нем есть любовь.

Монахиня Марфа (Матвеева)

— Не просто так Бог дает людям имена. Людмила — людям милая. Она была актрисой и вдруг стала сестрой милосердия… Она оправдала этим свое имя. Я чувствую, что еще не отдала и десятой доли любви, которую Люда отдала людям…

Поэтесса Татьяна Дашкевич

— Людочка наша была блаженная сестра — необычный человек, добрый и великодушный. Глубокая, цельная личность. Шесть лет мы с ней несли послушание в одном отделении детского интерната.

Перед приходом в сестричество у меня в жизни был период, когда я осознала, что теряю радость детства, радость сказки — живу по инерции. Люда вернула мне сказку, вернулись цвета и запахи жизни. Это как жизнь «до» и «после». Мы с ней были немного похожи, но, в отличие от меня, она продолжала жить в сказке и дарила ее тем, кто был с ней рядом. В этом был главный секрет Люды — если хочешь сохранить сказку, ее надо дарить.

Помню, как после воскресного собрания Люда брала благословение у духовника организовать фестиваль батлеечных театров. Когда батюшка благословил на это благое дело, она прыгала от радости.

Люда была актриса, кукольница, всегда жила в сказке, верила в нее, дарила сказку взрослым и детям. Она учила не унывать и не сдаваться. Вокруг нее был мир радости.

Как я люблю нашу Людочку! Как я люблю наш монастырь!..

Сестра Алевтина Данилюк

— Сестру Людмилу я называю Пасхальной Людой. Всегда, когда ее встречала, — у меня на душе была Пасха.

Как она любила своего мужа! Как благоговейно дышала им, бережно поддерживала на всех этапах развития духовного!

— Не хочется уходить... Помоги ему, когда меня не станет, — обняла меня Людмила во дворике перед Елисаветинским храмом. — У него такая тонкая, нежная душа!

— Душа вечная, смерти нет... И там будем молиться за наших близких.

— Да, конечно! Но так не хочется уходить, если бы ты знала…

— Знаю, ангел мой, дорогая сестра Людмила! Я ведь уже уходила 20 лет назад, но Господь вернул молитвами батюшки... Ради детей, наверное...

Мы стояли, обнявшись у креста.

Потом она ушла.

Потом мы ее отпевали. Нашу солнечную, никогда не унывающую сестру...

Обычно она радовала меня приветствием «Христос воскресе!». Чувствовала по настроению, утешала, передавала поклоны, то сок гранатовый, то шоколад моим детям, которые болели. От чистого сердца, настойчиво. Отказаться было невозможно.

Несколько раз видела, как Людмила с материнской заботой вела к себе домой больную девочку из интерната.

Батлейки с ее участием обретали полную радость бытия. Резвились и смеялись не только дети, но и взрослые.

Сестра на выставку примчалась радостно,
Гроздь винограда принесла.
Тебе ягодку и тебе ягодку.
Всех наделила, всё раздала.

Где-то в лесу нашла ангела,
Отмыла, в батлейку принесла.
Была в ней просто Пасхальная радость.
Всех утешала, любовью цвела.

...Когда хоронили Людмилу, само собой пелось «Христос воскресе!». На ее портрет села Божья коровка и приехала с нами в монастырь на поминки.

Ты никуда не ушла, дорогая сестра, навсегда осталась в моем сердце.

Воистину воскресе Христос! Молимся. Любим.

Сестра Людмила Корнеева

— После ухода Людочки в ее дневниках я нашел такие слова: «Какое страшное слово "Потом". Потом — это отложенная жизнь. Жить надо "Сейчас"». Так она и жила, стараясь дарить любовь и счастье людям...

Господь послал мне встречу с человеком, у которого был редкий талант — радоваться и радовать других. Люда — человек из детства. Иногда, когда я смотрел на нее, мне казалось, что она — Маленький Принц, прилетевший с какой-то другой планеты — более чистой и светлой. Она не вмещалась в земные правила жизни.

Помню свое первое впечатление о ней… Свободная, легкая, общительная девушка. И вдруг вижу Люду в синяках — пьяная компания избивала парня, и она бросилась с кулаками ему на помощь…

Закончив три курса математического факультета, она неожиданно всё оставила, поступила в театрально-художественный институт и стала кукольницей. Для Люды это характерный поступок: если она чувствовала внутренний призыв и видела верный путь, легко сворачивала на него.

Казалось, профессия актрисы несовместима с церковной жизнью, но у Людмилы всё было просто и органично. Она не теряла обаяния в своем чудачестве и легко влилась в жизнь сестричества и монастыря.

Поначалу к ее идее создать в Минске батлеечный фестиваль я отнесся как к шутке, но Люда принесла в монастырь батлейку, и уже первые постановки объехали города и веси разных стран. И хотя первый фестиваль получился любительским, в нем участвовало 11 коллективов, главное — был дан старт.

Внутренне она была очень сильным человеком. За полтора месяца до кончины, страдая от болезни, Люда собралась ехать с ребятами из интерната со спектаклем «Маленький принц» в Санкт-Петербург. Противиться было бесполезно. Несколько дней она жила в Александро-Невской лавре, была на могилке блаженной Ксении Петербургской.

Мы вернулись домой. До ее кончины оставалось совсем немного, а у Люды, как у барона Мюнхгаузена, «на три часа назначен подвиг». В воскресной школе были занятия батлейки. Дети ждали Люду, и она к ним ехала, превозмогая боль. Терпела до конца: ни слова упрека, надрыва, уныния…

Умерла Люда в воскресный день. Господь забрал ее в тот момент, когда я причащался в храме.

На отпевание пришел весь монастырь. В этот день шел дождь, было пасмурно, и вдруг во время молитвы выглянуло солнце. На кладбище так органично звучало «Христос воскресе!». Люди подходили ко мне и говорили: «Внутри ощущение победы…»

Людмила хотела устроить на земле маленький кусочек неба, и у нее это получилось. Последнее слово, которое я услышал от жены, — «счастье». Люда была этим счастьем. Жизнь прекрасна, если в ней есть любовь…

Муж, Александр Жданович

Дорогим моему сердцу
Людмиле и Александру Жданович

Не уходи…

Не уходи, смотри, рассвет
Разлил малиновые реки,
Твои глаза со мной навеки,
Твоя улыбка, твой портрет.

Я спал, мне снилось, ты жива,
Мы говорили, хохотали,
В полях букеты собирали,
А по земле плыла весна.

Плыла звенящая пора,
Вернулись из-за моря птицы,
Открылись новые страницы
Божественной любви — страна,

Страна, в которой я и ты,
И нет разлуки, нет печали,
Нам чайки белые кричали
Небесную мелодию любви.

Не уходи, живи во мне,
В моих картинах и поэмах,
В рабочих театральных сценах,
И в музыке, и в тишине.

Не уходи, я знать не знал:
Ты во Христе моя отрада.
Мне ничего теперь не надо,
Лишь бы твой голос прозвучал.

Смотри, на окнах блики дня
Рассыпанным драже заулыбались,
Любимая, мне плохо без тебя,
Зову тебя, молюсь и каюсь.

Алевтина Данилюк, 2016 г.

02.11.2021

Просмотров: 227
Рейтинг: 5
Голосов: 51
Оценка:
Комментарии 0
3 года назад
Святые люди рядом - это греет)
Сестра Людмила помолись за нас!
Христос воскресе !
Комментировать