X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Мы без Бога — как сухие ветки» (часть 1)

сестра мария захарова

10 лет Мария Захарова несет послушание в церковной лавочке монастыря, называя свое служение жизнью во Христе. Обитель давно стала для сестры милосердия семьей. Путь Марии к Богу был непростым — немало испытаний выпало на ее долю, но именно они привели сестру в обитель. «Всё, что Господь дает, надо принимать с радостью и благодарением, потому что Он хочет спасти каждую душу, — говорит Мария. — Я только сейчас понимаю, что самые скорбные дни, которые мирскому человеку кажутся невыносимыми, по Богу самые спасительные…»

Живая струнка христианской души

— О Боге я слышала с раннего детства, хотя крестилась только в 25 лет. Родители не были глубоко воцерковленными, но мы с сестрами видели, что мама всегда молилась.

Жили мы в деревеньке в 100 км от Минска. В семье было шестеро детей. Все девочки, я — старшая. Родители всегда давали нам послушания. Мое было очень ответственным — уход за домашним хозяйством и кухня.

христианской души

— Классе в шестом я увидела по телевизору передачу про кондитерскую фабрику и подумала: «Вот бы мне там трудиться!» И Господь так устроил, что 27 лет я работала на «сладкой» фабрике художником-оформителем кондитерских изделий.

на кондитерской фабрике

В 22 года вышла замуж. Муж почти сразу сел в тюрьму, и я одна воспитывала сына. Конечно, было сложно. Но трудности не пугали: мы с детства были бедные, никогда в роскоши и достатке не жили…

Первая ступенька к Богу

— Моя сестра Людочка познакомилась с парнем и собиралась выходить замуж. Ее будущая свекровь, бабушка Евгения, задала нам вопрос: «Девочки, а вы крещеные?» Людка говорит: «Нет!» И тогда баба Женя сыну Сашке сказала: «Если твоя невеста покрестится, благословлю на брак». Мы с Людочкой с радостью согласились.

Повезла нас бабушка Евгения в Свято-Духов кафедральный собор на Крещение, стала крестной мамой и подарила первые иконы. Вот с этой ступеньки и начался мой путь к Богу…

Баба Женя была духовным чадом архимандрита Тихона (Кравченко) — духовника Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря. Свозила она Людку и Сашку к батюшке. Получили они благословение на брак, поженились и повенчались.

И вот бабушка Женя снова собирается в пустыньку и вдруг говорит мне: «Маша, билет пропадает, человек не может ехать. Поехали с нами». И мы с бабой Женей, моим сыном Володенькой, Людой и Сашей едем в монастырь.

путь к Богу

— Вернулись мы из пустыньки, у меня в душе всё переворачивается — такую неимоверную радость чувствую! Видимо, по батюшкиным молитвам. И хотелось мне тогда убежать обратно в монастырь. Но я вновь начинала трудиться, и всё оседало. А баба Евгения нас с Людкой по-прежнему вела: «Пойдемте, девки, в храм! Что вы сидите?» Людка часто ходила, я реже…

«Ты веруешь в Бога?»

— Жили мы тогда с сыном в общежитии, и однажды случилось событие, которое дало толчок в духовной жизни. Приходила ко мне девочка с картами: «Давай я тебе погадаю». А мы молодые, говорю: «Давай!» И оставила она у меня эти карты.

На Николушку зимнего снится мне сон. Открывается дверь, заходит в комнату старчик в мешковине и смотрит на меня строго. А я замечаю карты на тумбочке и думаю: «Что же я наделала!» Старчик то на меня, то на карты смотрит и спрашивает: «Ты веруешь в Бога?» — «Верую!» Он на сына моего, Володьку: «А ты веруешь?» — «Верую!» Руки развел в стороны и говорит: «Держитесь, я вас спасу». А потом призадумался: «Вам еще рано…» — и я проснулась.

Больше никаких карт в доме не было, а жизнь стала меняться. Мы с сыном и в Ляды поехали, и в Жировичи, и к Матронушке, и в Почаев, и в Полоцк, и в Корму…

«Бог в тяжелый период был рядом»

— Прошли годы. С мужем мы уже давно развелись. Я всё так же трудилась на кондитерской фабрике, периодически ходила в храм, исповедовалась, причащалась, читала духовные книги. И вот знакомлюсь с Виктором и еду к батюшке Тихону в пустыньку просить благословение на второй брак.

венчание в храме

— Не прошло и полугода, как всё стало очень страшно. Не дай Бог никому! Господь через батюшку предупреждал, зная, что я слабая и немощная, не постою за себя. А я не послушала. Время во втором браке было для меня самым тяжелым, но и спасительным. Может, если бы его не было, я бы не пришла в монастырь на послушание. Когда всё гладко и сладко, мало вспоминаешь о Боге, живешь страстями, которые принято называть мирской любовью.

Длился наш брак недолго. Слава Богу, сейчас Виктор пришел в храм, был на Афоне, в Иерусалиме, ездил со мной к батюшке Тихону, мы хорошо общаемся. Но тот тяжелый период мне нужно было потерпеть, и Бог был рядом: вел через тернии, посылая людей в помощь.

«Вот бы мне так трудиться, как ты, сестра!»

— Жила я в микрорайоне Сухарево. Там, в магазине «Магнит», была монастырская лавочка, где несла послушание сестра Наташенька Орлова. Приду к ней, плачу. Она мне то книжку даст почитать, то диск послушать, доброе слово скажет. Этим я тогда и лечилась…

Как-то я Наташе сказала: «Вот бы мне так трудиться, как ты, сестра!» Был у меня такой сердечный зов. Она мне и говорит: «Нам сестры в монастыре нужны. Если хотите, я поговорю с батюшкой Андреем Лемешонком». Прихожу спустя время, и Наташа сообщает: «Батюшка сказал: "Привези эту сестру"».

Помню, приехала я в монастырь накануне Великого поста. Стою перед батюшкой, а сердце трепещет. Отец Андрей спрашивает: «Хочешь у нас трудиться?» — «Батюшка, очень хочу!»

строгое наставление

«Благословите приехать в пустыньку»

— Трудилась я в церковной лавочке уже несколько лет. И вот бабушка Женя едет в пустыньку на Пасху, а у меня появляется мысль: «Надо попросить у батюшки Тихона благословение приехать и поблагодарить его за молитвы».

Возвращается баба Женя из монастыря, приносит мне большую просфору, конфеты, рыбку от батюшки и говорит: «Вот, тебе батюшка дал телефон, если надумаешь ехать, позвони, он тебя благословит».

Трудясь в церковной лавочке, я иногда рассказывала людям о пустыньке. И прихожанки меня просили: «Возьми нас с собой, когда поедешь!» Я говорю: «Если батюшка благословит, возьму!»

спасо преображенская пустынь

Звоню отцу Тихону и говорю: «Батюшка, это я — Мария. От бабулечки Евгении, которая просила для меня благословение приехать». И слышу родной голос: «Ну, приезжайте… Можете оставаться у нас навсегда». А я с такой дерзостью, как папке родному: «Батюшка, что вы такое говорите?!» Было длительное молчание, прежде чем батюшка продолжил: «А на сколько хотите приехать?» — «Может, на неделю». — «Приезжайте на неделю. Бог благословит».

Только когда я положила трубку, поняла, какую сделала ошибку, что дерзнула отсечь батюшкино благословение. Его голос сначала был таким радостным, а потом стал спокойным. И всё равно я была счастлива, что скоро буду в монастыре, в моей душе горел огонь.

архимандрит тихон кравченко

— Жили мы с сестрами в монастыре восемь дней. Благочинная даже благословила нас читать Псалтирь. И увидела я тогда в батюшке и матушках простую святую любовь — такая там была мощь и сила… Похоронены в монастыре схиархимандрит Косма (Смирнов) и архимандрит Таврион (Батозский). Всё время мы ходили на их могилки. В пустыньке даже Великая княгиня Елизаветушка и святой царь Николай гостили.

Попросила я у батюшки благословение каждый год приезжать. И ездила. Отец Тихон принял меня в духовные чада, еще когда мы с бабой Евгенией впервые к нему приехали. И молился за нас все эти годы. А о моем послушании в нашем монастыре сказал: «Это твой путь. Иди…»

«Дай нам, Господи, твердую веру и любовь»

— Всё, что Господь нам дает, надо принимать с радостью и благодарением, потому что Он каждую душу хочет спасти. Сейчас только понимаю — самые скорбные дни, которые мирскому человеку кажутся невыносимыми, по Богу самые спасительные. И я всегда прошу: «Дай нам, Господи, твердую веру и любовь ко всему и ко всем!»

послушание в монастыре

Продолжение следует…

Беседовала Дарья Гончарова

Фотографии Ксении Волковой и из личного архива Марии Захаровой

17.08.2021

Просмотров: 73
Рейтинг: 4.9
Голосов: 20
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать