X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Как во всем видеть действие Божие?

Монахиня Лариса*: У меня в жизни долго был период, когда я не могла бороться с унынием. Оно было постоянно, я просто не знала, что с ним делать. И сейчас я поняла, что очень важно видеть во всем действие Божие. Тогда уныние проходит.

Отец Андрей Лемешонок: То есть уныние — от непонимания того, что происходит, и, наверное, от ропота, от обиды, от саможаления.

Монахиня Лариса: Да, начинается ропот, всё кажется бессмысленным. А если видеть действие Божие, то появляется радость.

Отец Андрей Лемешонок: Ну, вот ты болела частенько. Появлялась у тебя радость?

Монахиня Лариса: В самый момент болезни, конечно, очень тяжело увидеть действие Божие. Но я поняла, что если человек что-то потерпит, то потом Господь дает ему радость. Поэтому святые старались что-то потерпеть ради Бога, чтобы получить благодать Божию. И мне кажется, что все свои подвиги святые несли ради этого.

Отец Андрей Лемешонок: И в этом духовный рост, наверное, да? Преодолевая испытания, человек переходит уже в другое измерение. Вот наша сестра Галина. Страшная болезнь поставила ее вне условностей, вне суеты, вне какого-то человеческого, мелкого видения и дала ей цельность в жизни, дала желание увидеть Бога и идти к Нему. И если человек принимает испытания, то, конечно, перешагивает через несколько ступеней вверх по духовной лестнице.

Монахиня Лариса: Когда случаются испытания, очень важно искать, в чем здесь действие Божие, и верить, что это нужно, что это Господь так устраивает. Бывают мысли, что всё обернется к худшему. Их нужно прогонять. Вот мы в мастерской слушали житие преподобного Серафима Саровского. И там говорилось, что святой Серафим Саровский заболел водянкой из-за чрезмерных подвигов. Потом к нему явилась Божия Матерь и исцелила его, потому что он нес свои подвиги ради Бога.

Еще когда я не могла стерпеть обиду и заунывала, я начала молиться и говорить: «Господи, отомсти за меня. Я не могу больше терпеть».

Отец Андрей Лемешонок: Да, опасно тебя обижать.

Монахиня Лариса: И какое было интересное действие Божие после этого...

Отец Андрей Лемешонок: Отомстил Бог?

Монахиня Лариса: Нет, никого не наказал, но просто дал мне радость.

Каждое испытание бывает у человека для того, чтобы к нему приблизилась Божия благодать.

Монахиня Дорофея: Наверное, благодать Божия по-разному касается человека. Будут такие моменты, и пора к этому готовиться, когда благодать начнет открывать человеку только его грязь, внутренний грех. Пока Господь только понемножку дает видеть свои грехи. Если всё время находиться в видении своей немощи, то я, наверное, заунывала бы. Порой бывает невыносимо терпеть себя и понимать, что ты — грешный человек и что ничего нет у тебя доброго, и ум твой, и сердце — всё заражено грехом, и всё, на что ни посмотришь, видишь через призму собственного греха. И нет в сердце любви, которая бы созидала. Нет ничего. И тогда понимаешь: слава Богу, что есть Господь, что есть Его смерть и Воскресение, слава Богу, что есть надежда, потому что только ею и живешь.

Я как-то невзначай открыла книжечку святителя Игнатия Брянчанинова, и там он как раз говорит о внутреннем греховном состоянии человека, о том, что мы живем безответственно. И я в себе увидела, что хоть я и в храме, в монастыре, хоть я и исповедуюсь, и причащаюсь, но мое стояние перед Богом — безответственное. Всё время приходит такая мысль: «Вот, сегодня ты прокатилась по этому дню колобком, а завтра уже будешь стараться жить по-другому». И так день за днем, и каждый день такой неуловимый, он проходит, пролетает. И ты не хозяин этого дня, ты — раб своих состояний, эмоций, каких-то ситуаций. И как по-другому научиться жить? Чтоб не катиться по наклонной, а проявить внутреннюю силу, более ответственно ко всему отнестись? Не получается, к сожалению. Я себя утешаю мыслью, что это, наверное, высокая духовная наука — научиться каждую минуту, каждую секунду жить с Богом. А грех не дает. У меня не хватает мужества, и трусость одолевает — пойти на исповедь и рассказать, какие мысли посещали меня за день, что приходило мне в голову. Страшно на саму себя посмотреть: всё в тебе — грех. Ты и человекоубийца, ты и блудник, и гордый, и всё у тебя построено на тщеславии. Настолько грех глубоко сидит, он всё пропитал...

Отец Андрей Лемешонок: «Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою...»**

Сестра Марина: Простите, и как вы с этим боретесь?

Монахиня Дорофея: Я просто понимаю, что я немощный человек и что у меня есть только Господь.

Отец Андрей Лемешонок: Есть послушание, и, несмотря на свой мрак, надо делать свое дело и верить, что все-таки Господь исцелит, — не унывать. Ведь гордость приводит к тому, что человек впадает в уныние и отчаяние. И он уже ничего не может с этим сделать, потому что думал о себе слишком хорошо, а сейчас увидел себя плохим, и для него это потрясение. А на самом деле видение своего греха может помочь человеку не осудить, понять, принять ближнего. Когда человеку нечем гордиться, то, какой бы ближний рядом с ним ни был, он говорит: «Я хуже, и если Бог даже меня любит, то, значит, этого человека Он любит больше».

Как видели свой грех святые, можно судить по молитвам ко Святому Причащению. Там конкретные грехи, без всякого сглаживания, и это писали святые — Иоанн Златоуст, Василий Великий, Симеон Новый Богослов. Такие страшные слова они писали о себе! Видим ли мы так свои грехи? Смотрим ли мы так на себя? Наверное, прежде чем лечиться, надо увидеть свою болезнь. Пока болезнь не видна и пока человек не понимает, в чем он виноват перед Богом, он не побежит к Врачу, а будет надеяться только на свои силы... Мать Дорофея уповает на молитвы сестер, Святой Церкви. Спаси Господи.


* Имена монашествующих сестер изменены.

** Из Последования ко Святому Причащению, молитва св. Симеона Метафраста.

09.11.2021

Просмотров: 44
Рейтинг: 4.9
Голосов: 17
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать