X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Иду на послушание как на праздник» (часть 1)

Людмила Горячко пришла к Богу в зрелом возрасте. Получив благословение священника, начала искать работу при храме, и Господь привел ее в нашу обитель. Сестра стояла у истоков монастырских мастерских, трудилась на выставках и в церковной лавочке, но главную роль в ее духовном возрастании сыграло общение с насельниками психоневрологического интерната.

«Жизнь была непростой»

— Родилась я в Омске. В 50-е годы XX века жизнь в Беларуси была непростой, и мои родители уехали на Север. Мама трудилась медсестрой, отец — экскаваторщиком. Помню, как в детстве папа приносил с работы завернутый в газету «хлеб от зайчика».

Родилась моя младшая сестра. Женщины тогда в декрете почти не сидели. Мама вышла на работу, а меня в четыре года оставляли за няньку. Когда малышка плакала, я прыгала на железной панцирной кровати, пока она не заснет…

— Мои бабушки и дедушки жили в деревне Ланковщина Борисовского района. Оттуда родом папа и мама. В один из приездов в Беларусь меня крестили, это было в младенческом возрасте.

Когда мне исполнилось пять лет, мы с папой поехали к его родителям в отпуск, мама осталась на Севере с сестрой. Встречает мама папу из поездки, а меня с ним нет. «Где Люда?» — «Я ее оставил». Папу потянуло на родину, он вернулся на Север, чтобы забрать маму с малышкой, и в 1961 году семья воссоединилась в Беларуси.

«В храме я по молитвам бабушек и дедушек»

— До школы я жила у бабушки Марии, маминой мамы. Когда умер дедушка, у бабушки на руках остались семь дочерей и два сына. Помню, она рассказывала: «Иду по лесу и Боженьку прошу, чтобы дал моим детям путь».

Каждый вечер, ложась спать, бабушка что-то шептала. Я спрашивала: «Что ты там говоришь?» — «Богу молюсь». — «Бога нет!» — «Есть, внученька, Бог. Посмотри, я с детками одна осталась и как мне Бог помогает! Дети мои путем правильным пошли».

На Пасху бабушка с мамой всегда ездили в храм Воскресения Господня в Борисов. В доме у нас была икона Богородицы «Милующая», ее купили у цыган.

— Дедушка Ефим был человеком спокойным. Трудился на мельнице. Я очень любила там бывать. Огромные механизмы, всё шумит, громыхает, а я маленькая стою среди этой ревущей громадины и смотрю, как завороженная.

Думаю, я в храме по молитвам бабушек и дедушек…

Мы с родителями переехали в Минск. Сначала жили во времянке, потом папе в строительном управлении дали жилье. Я поступила в образцовую школу на улице Казинца. Помню, как нас учили вести себя за столом, держать ложку и вилку, сервировать стол. Вот такие уроки советской школы…

В детстве я была послушным ребенком, боялась огорчить маму. После школы по ее совету поступила в технический вуз. После института вышла замуж. Трудилась на фабрике, где изготавливали эксклюзивные изделия из дерева. Мне нравилось работать с этим теплым материалом. Когда прочитала Евангелие, порадовалась, что Господь столярничал и тоже любил дерево.

«С чем мы придем к Богу?»

— Во времена перестройки к нам многое пришло с Востока. Человек я непоседливый, всегда была в поиске: увлекалась восточными практиками, астрологией, но Бог меня берег…

В переходе я познакомилась с Николаем, который продавал книги. Рассказываю ему, что меня зовут на какие-то духовные практики, а Николай говорит: «Это не твое!» Я всё равно шла, но быстро понимала: «Точно! Не мое!» Опять приходило что-то новое, и передо мной вновь вырастал Николай со словами: «Не твое!» Через этого мудрого пожилого человека Господь меня направлял.

Потом я где-то прочла, что астролог Павел Глоба с женой встретились, потому что звезды сошлись. Думаю: «Как интересно!» Увлеклась астрологией, но сразу споткнулась: надо было составить какие-то карты, для этого указать точное время рождения. А я в Сибири родилась, началась путаница в часовых поясах. В общем, этим путем я не пошла. Потом читаю: Павел с женой разошлись. Думаю: «А как же звезды?»

Среди всех моих блужданий Господь так интересно вел! В книгах «Звенящие кедры России» я встретила информацию, что евреи ходили по пустыне 40 лет, и в поисках подробностей впервые обратилась к Библии…

Был еще один важный момент. Хоронили отца моего начальника. Отпевал покойного протоиерей Игорь Латушко. Его слова меня поразили: «Мы можем завтра оказаться на месте этого человека. Что мы скажем Богу? С чем к Нему придем?» Я всерьез над этим задумалась.

«Моя раненая душа ждала встречи с Богом»

— В храм я пришла через скорбь. На моих глазах трагически погиб свекор. 11 сентября — Усекновение главы пророка Иоанна Предтечи. Трудиться в такие дни нельзя, но мы тогда этого не знали и убирали картошку в поле. Закончили работу затемно, и свекра сбивает машина. На следующий день отец мужа умер в больнице.

Это был непростой для нашей семьи период. Помню, как мы с мамой пришли в собор святых апостолов Петра и Павла.

— Я приходила в собор и исповедовалась у отца Андрея Лемешонка, но почему-то не знала о его беседах.

«Надо искать работу при храме»

— Рядом с собором святых апостолов Петра и Павла трудилась сестра милосердия Маргарита Ходунаева. Я искала свой путь, и через сестру Маргариту действовал Господь. Как-то она мне сказала: «Я ездила за советом к духовнику Спасо-Евфросиниевского монастыря отцу Михаилу Буракову». И мы с подружкой решаем ехать в Полоцк.

Собираемся в дорогу, а поездка срывается. Три раза покупали билеты и дважды я их сдавала. На третий раз спрашиваю у подруги: «Валя, мы едем?» — «Я не готова!» Решаю ехать одна, и у меня случается сердечный приступ. Муж и мама одну в таком состоянии не отпускают. И вдруг мама говорит: «Я поеду с тобой».

Богослужение в полоцком монастыре закончилось. Подхожу к монахине: «Мне к отцу Михаилу». — «А вы договаривались?» — «Нет». — «Послушница вас проведет». Приходим в домик батюшки, и я слышу, как его матушка Людмила говорит: «Батюшка, к тебе приехали из Минска. Как благословишь?» После паузы отец Михаил сказал: «Зови».

«Вы — тот человек, который нам нужен»

— После поездки прихожу к отцу Андрею и рассказываю о благословении духовника полоцкого монастыря. Батюшка спрашивает: «Что ты умеешь?» — «Всю жизнь проработала инженером. Ничего не умею!» Через три месяца я уже трудилась в монастыре…

В обитель пришла в свой день рождения. Отец Андрей поручил заняться мною Игорю Ивановичу Мурашко. Игорь Иванович у меня спрашивает: «В какой роли вы себя предлагаете? Вы исполнитель или руководитель?» — «Я исполнитель!» — «А что вы можете?» — «А что вам надо?» — «Мы уже две недели не можем найти человека, который помог бы рассчитать материалы». — «Сделаю! Я всю жизнь этим занималась!»

Игорь Иванович так обрадовался! Смотрю на него и говорю: «Не понимаю, что происходит…» — «Я вас очень хорошо понимаю! Я тоже не понимаю, что здесь происходит, но вы как раз тот человек, который нам нужен!»

Мы тогда стояли у истоков создания монастырских мастерских. Они уже были, но требовалось организовать экономику. На месте сторожки, где сейчас отдел внешних связей, стоял двухэтажный деревянный домик. Там ночевали первые матушки, проводились совещания, там же трудились и мы.

Установка креста на храм в честь иконы Божией Матери «Державная»

Я засиживалась на работе до 23 часов и слышала, как шло обсуждение монастырских дел. Батюшка говорил: «Смотри, не переусердствуй!»

— Как Господь меня тогда слышал! Нужен какой-то человек — выхожу и тут же его встречаю! Мне объяснили: «Ты только пришла в храм, тебя Господь на ручках носит». Прошло уже столько лет, а Господь и сейчас рядом...

Продолжение следует…

Беседовала Дарья Гончарова

Фотографии Максима Черноголова и из личного архива Людмилы Горячко

18.05.2021

Просмотров: 176
Рейтинг: 5
Голосов: 13
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать