«Чтобы принять любовь Божию, надо смириться»
В Евангелии есть эпизод о человеке, которому было прощено, но он не простил. Поэтому мы говорим: «Отче наш...» В этой молитве немного слов, но это очень важные слова: «...и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим».
Мы с вами долг Христу, Творцу неба и земли, никогда не отдадим. Мы всегда будем должниками. А на этой земле есть люди, которых мы считаем своими должниками. Поэтому вот это состояние своего недостоинства, своей греховности нужно понимать не только в том смысле, что кто-то нам должен материально, но и мы должны — не судить. Потому что, когда мы осуждаем, мы как бы даем оценку, считаем, что мы вправе. А ведь мы не знаем, как сложится жизнь человека, мы не знаем, кем он будет завтра. Может, сегодня он пьяный спит под забором, а завтра за Христа умрет. А какой-нибудь «праведный» человек, может быть, предаст Бога. В жизни Церкви такое было. Мы этого не знаем, поэтому не судим. …Да не судимы будете (Мф. 7: 1).
Мы смотрим на всё осторожно и, конечно же, хотим сохранить добрую мысль, доброе чувство. И даже если мы видим плохое, мы это отделяем от человека, который впал в больное состояние и сейчас не понимает, что творит. Отче! Прости им… (Лк. 23: 34) — молится Христос. И нас Он так учит молиться.
Когда выработается навык добра, когда мы будем иметь добрый помысел, тогда мы будем всё время с Богом. Потому что отступаем мы от Бога, теряем благодать за наше осуждение.
Очень трудно нести себя, и очень многие надрываются: «Всё, у меня всё плохо, у меня ничего не получается, я конченый человек». Но это отчаяние свидетельствует о нашей гордости, о том, что мы не верим в Божию благодать.
Когда мы идем в храм, мы должны верить, что Бог нас простит. Мы должны верить, что Бог услышит наши молитвы и поможет тем, за кого мы боремся. Мы обязательно должны за эту веру бороться, а иначе зачем мы пришли? К кому мы пришли? У Бога нет ограничений, нет рамок, Его любовь безгранична и бесконечна. Но чтобы любовь эту принять, надо смириться, а мы в своей гордости замыкаемся в себе, мучаемся и боимся открыть себя, боимся довериться Богу, потому что мы Его не знаем, потому что у нас еще не было встречи с Ним.
Хотелось бы, чтобы эта встреча состоялась у каждого из нас. Это очень важная встреча, после которой человек по-другому смотрит на мир, на эту жизнь. Он ее уже не делит, не вмещает в какие-то квадратики своего понимания. Она безгранична и бесконечна. В принципе, мы сейчас готовимся к бессмертию, мы сейчас, если мы христиане, впустив Бога в свою жизнь, уже живем в двух измерениях: кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22: 21). Вот это Божие Богу — это вечная жизнь. На христианах нет закона. Но мы не должны и законы нарушать. Нас никто не ограничивает, но мы должны себя ограничивать сами, мы сами должны быть требовательны к себе и отдавать отчет за то, как мы с вами живем. А живем мы не очень, совсем не очень, и нужно жить по-другому.
Закрой нас на ключ, дай нам четки, и чтобы нам подавали через окошечко по несколько просфорок в день, что получится? А может, святые получатся. Но нас никто не закрывает. Мы сами себя закрываем от людей. Приходит человек, включает новости в интернете, и ему уже ничего больше не надо.
Пищи хватает, но здоровая ли это пища? Вот вопрос. Слава Богу, что у нас еще разрешено ходить на рыбалку, собирать грибы, ягоды. А за границей этого уже не разрешают: надо лицензии. Чтобы стать рыболовом, надо пройти университеты. Всё под контролем. Так что мы с вами еще хорошо живем. Слава Богу, у нас всё есть.
Вот сейчас у нас будет молебен совершен. О том, чтобы мы принесли какое-то покаяние. Это благословение Святой Церкви совершается везде о сохранении творения Божия. Потому что человек через свой эгоизм, через свои потребности разрушает всё, и разрушается природа (самое главное, конечно, душа), климат нарушается. Мы смотрим: там наводнение, там буря, там пожары. Почему? Почему-то никто не задумался, почему. Все говорят: «МЧС справилось, столько-то самолетов послали, потушили». А почему по телевизору в христианской стране не сказать: «Братья и сестры, покаяние нужно. Нужно в храмы идти на покаяние, надо молиться Богу»? Этого никто не говорит. Самое страшное, что говорят столько ерунды, а самое главное не говорят. Оказывается, Бог особо и не нужен тем, кто делает эти передачи, кто пытается формировать настроение людей. А мы понимаем, что нужна молитва, особая молитва, сугубая молитва. И поэтому мы сейчас помолимся с вами на нашем молебне. Нам нужно устоять перед этим миром и не дрогнуть, какие бы испытания ни были впереди, а они наверняка будут. Потому что то, что совершается на наших глазах, не может нас не настораживать, и мы должны быть очень внимательны к тому, как мы живем, что мы делаем и какой смысл нашего прожитого дня и всей нашей жизни. Будем благодарить Бога.
13.09.2021