Письма духовным чадам:
Святитель Николай Сербский: «После грехопадения Адам бежал от Бога. Но милостивый Творец не бежал от творения Своего, а приблизился и позвал: Адам, где ты? И тебя Он зовет, разве не слышишь?..»
Преподобный Никон Оптинский: «Берегись осуждения, как огня, могущего попалить душевную храмину… И за смирение твое да приидет к тебе всесильная помощь Божия и благодать».
Прп. Амвросий Оптинский: «Почитающие себя рабами Божиими не перестают судити о том и о другом, и почти обо всем. Истинные же рабы Божии не позволяют себе судить ни о чем…»
Схиигумен Иоанн (Алексеев): «Надо понимать намерение слов: буква убивает того, кто останавливается на ней и смотрит на нее как на добродетель, а не как на пособие к добродетели…»
О. Иоанн (Крестьянкин): «Любовь к человечеству — словесный блуд, любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее усилия…»
Святитель Макарий (Невский): «Будь строга к себе, а к людям имей снисхождение. Мать высоко руку подымет, чтобы ударить, да тихо ударит, а потом и поцелует, и слезы оботрет…»
Свт. Николай Сербский: «Чем должна украситься душа? Одной только любовью ко Христу, которая вмещает в себя все украшения, весь жемчуг веры, все изумруды надежды, все самоцветы добродетелей».
Прп. Анатолий Оптинский: «Верю, что не имеешь необходимых ко спасению добродетелей: смирения и терпения; учись им. А если бы дать тебе это добро, то ты и искать его не стала бы…»
Схиигумен Иоанн (Алексеев): «Духовная жизнь сложная, она требует глубокого смирения и терпения… а постигается только опытом [теми], кто старается жить по совету святых отцов».
Прп. Макарий Оптинский: «Что делать в немощи? Покой телесный помогает тебе, но совесть обличает. В этом случае "возверзи на Господа печаль твою" и выше силы своей не простирайся на подвиг…»
Прп. Амвросий Оптинский: «Христос воскресе! Велика сила в сем кратком приветствии, как свидетельствует святитель Златоуст в Огласительном своем слове…»
Прп. Никон Оптинский: «Веруй, что Господь печется о нас. Себя же береги лишь от всякого греха. Не унывай. Об обижающем тебя усиль молитву и смиренно терпи. Господь не оставит уповающих на Него».
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «Тоска не беспредельна и не будет очень долгой. Утешит вас Господь. Только терпите в смирении и без осуждения…»
Святитель Макарий (Невский): «Борись, чадо мое возлюбленное, борись изо всех сил; выбирайся из тины, в которую тянет тебя, бейся руками и ногами, взывай ко Господу о помощи…»
О. Иоанн (Крестьянкин): «Благой закон супружеской жизни — к себе быть построже, а к мужу поснисходительнее. Из двух людей должен сложиться один гармоничный человек. А это созидание, творчество, и оно посложнее, чем владеть акварелью…»
Святитель Николай (Велимирович): «Христос принес святой огонь… Это огонь истины и любви, огонь чистый, Божественный, огонь от Вечного Очага — Святой Троицы…»
Преподобный Амвросий Оптинский: «Все мы, сплошь да рядом, больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти…»
«Исповедь не есть беседа только с духовником, исповедь есть переворот в душе. Исповеди должно предшествовать осуждение себя в том, что я себя ставлю центром всего, свое "я" — выше Божией воли…»
О. Иоанн (Крестьянкин): «Истина в мире одна, и тот, кто искренне желает обладать ею хотя отчасти, получает от Бога это сокровище… Душа жаждет Истины, ибо чувствует, что истина не "что", а "кто"».
Прп. Паисий Святогорец: «Наша любовь соразмерна нашей вере. Если любовь теплохладна, то и вера теплохладна. Горячая вера в Бога рождает горячую любовь к Богу и к образу Божию — нашему ближнему»
Схиигумен Иоанн (Алексеев): «Когда человек следит за собой, тогда другие кажутся ему хорошими, ибо прямое око на всех глядит прямо, а кривое око на всех глядит криво…»