X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«В ней было много смирения, терпения, любви»

воспоминания о сестре милосердия Наталии

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут...»
(Мф. 5: 7)

Рубрика «Во Царствии Твоем…» посвящена сестрам милосердия, которые в разные годы несли послушание в Сестричестве в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы нашего монастыря. Они жили не жалея себя, отдавая всё свое время, все свои силы и всю свою любовь другим людям. Земной путь их уже закончился, Господь призвал их в Свои Небесные обители, но память о них живет в сердцах тех, кто знал и любил их в земной жизни, для кого и спустя годы после ухода они так же близки и дороги. Наш долг — сохранить эту светлую память. Вам, дорогие сестры, посвящается…

Сестра милосердия Наталья Зубкова (4.08.1951– 4.02.2002)

Сестра Наталья была внимательной к людям, строгой в послушании, терпеливой в болезни. Она прожила 50 лет и, уходя, переживала не за себя, а за пожилую больную мать. Но дивны дела Господни вместо одной дочери у матери появилось много дочерей…

При жизни сестра устремлялась в Церковь, жила молитвенно и тихо и по смерти оказалась погребена недалеко от храма.

— Я могу сказать, что это был очень благочестивый человечек. В Наталье было много смирения, терпения, любви. Сначала она стояла со скарбоночкой, а потом немножко трудилась у нас в золотошвейной мастерской. Она была человеком интеллигентным, воспитанным, добрым, мудрым.

 

сестры совместное фото

У Натальи была онкология. После операции у нее на теле образовались язвы, которые причиняли боль. Несмотря на болезненное состояние, она с терпением переносила страдания, старалась общаться с людьми спокойно и доброжелательно. В Великом посту вышивала плащаницу Спасителя, но не успела окончить работу, отошла ко Господу.

Сестра Наталья была замужем. Когда они с мужем разошлись, жила с мамой. Она была очень образованным человеком. По окончании математического факультета университета работала программистом в секретном отделе какого-то института, параллельно окончила институт иностранных языков, хорошо знала английский язык.

У них соседка была из протестантов и пыталась заманить родителей в свою церковь, но Наталья сказала: «Если вы пойдете, я от вас откажусь». Родители испугались. Благодаря Наташе мама пришла в храм. Когда мама была здорова, они на все праздники ходили в кафедральный собор.

Сестра Наталья берегла свою маму и переносила боль так, чтобы мама не догадывалась о ее мучениях. Перед кончиной она переживала не за себя, а за маму, которая оставалась одна. Папа ушел в вечность где-то за год-полтора до этого. Он был участником войны, а потом работал начальником главпочтамта, недалеко от которого они и жили.

Наталью похоронили на Северном кладбище напротив нашего храма. Сестры смотрят за ее могилкой.

После смерти Натальи сестричество досмотрело маму до конца. Мама, Евдокия Андреевна, ушла два года назад в возрасте 90 лет. Когда она еще могла ходить, мы навещали ее по праздникам, чтобы она не скучала, поздравляли, а когда у нее с ногами стало хуже, стали за ней ухаживать.

Евдокия Андреевна была инвалидом, передвигалась по квартире с треножной, и наши сестрички по очереди ее смотрели. Когда она слегла, то на помощь пришла наша патронажная служба. Приходили врачи и был специальный уход, с любовью, мудростью. Это милость Божия, что Господь так управляет в нашем монастыре, что сестры служат Богу и ближнему.

Сестра милосердия Анна Артемовна Романова

— Наталья мне запомнилась спокойной, уравновешенной, молитвенной, молчаливой, сосредоточенной, исполнительной. Трудилась она со мной в швейной мастерской на территории детского интерната. Была доброй, милосердной. Всегда приносила угощения насельникам интерната.

Когда ей поставили диагноз, безропотно несла свой крест до конца дней. Переносила сильнейшие боли. Причащалась регулярно, много молилась. Привела к вере свою маму Евдокию Андреевну.

Сестра милосердия Наталья Селантьева

 

на послушании

— Наталья была довольно скрытным человеком: хоть мы и дружили, я не знала ни о ее болезни, ни о том, что она трудилась в монастыре. Всё узнала потом. Мы дружили, начиная с университета. Нас было три подруги: Наталья, Ольга Тихоненко и я. Мы попали на одну кафедру. Одна подруга была брюнетка, Наташа шатенка, а я блондинка. Обычно мы сидели сзади, и преподаватели говорили: «Эта троица от блондинки до брюнетки».

Мы с Ольгой всегда приходили на экзамен первыми, а Наталья последней. Нам хотелось скорее сдать и освободиться, а она тянула до последнего. Появлялась, когда преподаватель уже собирался уходить.

Училась Наталья хорошо. Потом получила распределение в НИИ ЭВМ и работала там, пока не заболела. Мы с ней и отдыхать вместе ездили, и в большой теннис играли.

Она о себе не сильно рассказывала. С мужем познакомилась во время учебы. Он был студентом политехнического института. Случайно пересеклись, полюбили друг друга, поженились на последнем курсе. Он хороший был парень, но ее родители его не приняли: считали, что он женился ради квартиры. Они прожили около 6 лет и расстались.

После окончания БГУ наши с Натальей пути разошлись, но так как мы жили рядом, то иногда встречались. Она всё держала в себе, даже Евдокия Андреевна, ее мать, была более открытая, что-то рассказывала. Наташа и родителям не говорила, что заболела. Она приходила домой, закрывалась в своей комнате и лежала.

 

зимой на послушании в интернате

Началась болезнь с болей. Наташа долго не шла к врачу. Когда она обратилась к маммологу, было уже поздно болезнь перешла в последнюю стадию. Потом она лежала в больнице. Мы с Ольгой всё время ее навещали. После операции она периодически делала химию и даже тут ухитрялась опаздывать. Ольга ходила к врачу, и та ей сказала: «Что вы хотите? Как мы можем помочь, когда она не приходит на процедуры в срок?»

В последнее время, когда ей уже было очень плохо, мой муж помогал. Вызывали скорую, и он относил ее на руках. У нее в легких скапливалась жидкость, и она просила, чтобы ее откачали, но врачи не хотели откачивать, потому что тогда жидкость быстрее образовывается. Вроде на какое-то время становится легче, но болезнь развивается быстрее. В день смерти мы привезли Наташу в больницу, а ее не взяли, сказали: «Мы ничем не можем помочь, везите ее обратно». Домой мы ее привезли уже мертвую.

Я была на похоронах, всё организовывала, сообщила о смерти и однокурсникам, и сослуживцам. Люди из НИИ собрали деньги, принесли приличную сумму и всё передали матери. Для всех уход Натальи был неожиданным, молодая еще, 50 лет.

Подруга Светлана Блинова

 

красивые и яркие цветы

25.04.2023

Просмотров: 193
Рейтинг: 5
Голосов: 9
Оценка:
Комментировать