X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Богородица рече…»

икона Благовещения

Канон на праздник Благовещения не похож на все остальные каноны утрени. Его автор, преподобный Феофан Исповедник (760–818), решил пересказать диалог Божией Матери и Архангела Гавриила и таким образом описать яркими красками краткую сцену из Евангелия от Луки (см.: Лк. 1: 26–38).

 

икона Феофан Исповедник

Нужно сказать, что святой Феофан жил в период иконоборчества и даже пострадал, защищая иконопочитание: его родной монастырь был сожжен, а сам он умер в заточении. То, что мы увидим в каноне Благовещения, — не что иное как ожившая икона, изображение священных событий не краской и кистью, а буквами и словом, из которых складывается таинственное богословие «начала нашего спасения»…

А́нгел возопи́:

«Вопию́ Тебе́, веселя́ся,/ приклони́ у́хо Твое́ и вонми́ ми,/ Бо́жие возвеща́ющу безсе́менное зача́тие,/ обрела́ бо еси́ благода́ть пред Бо́гом,/ ея́же никогда́же обре́те друга́я, Всечи́стая».

Чтобы не напугать юную Богоотроковицу долгими предисловиями, не смутить «тяжестью ответственности», святой Архангел начинает диалог прямо и «веселяся». Да и можно ли было иначе, как не «вопия» от радости, принести благую весть о том, что для спасения людей на земле родится Бог и Человек? В Священном Писании нередко Ангелы являются, наводя страх и трепет на человека. Но здесь в образе Архангела видны простые человеческие черты: веселие и радость. Не зря человек на земле призван уподобиться Ангелу.

 

икона Ангел Господень

 

Богоро́дица рече́:

«Да разуме́ю, А́нгеле, твои́х глаго́л си́лу,/ ка́ко бу́дет, е́же рекл еси́, глаго́ли я́вственнейше?/ Ка́ко зачну́, Де́ва су́щи, Отрокови́ца?/ Ка́ко же и Ма́ти бу́ду Зижди́теля Моего́?»

Еще одно доказательство того, что Пресвятая Богородица — «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим»! Никто и никогда не осмеливался вступать в диалог с Ангелом, так сказать, на равных, без растерянности и ужаса, отвечая на приветствие — вопросом. Хотя в Евангелии и говорится — Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие (Лк. 1: 29), — смущение было недолгим и размышление подсказало Ей, что это отнюдь не дьявольский обман. Следовательно, Пресвятая Дева безошибочно прозревала вглубь вещей, имея необыкновенно чистые, озаренные Богом ум и сердце.

А́нгел возопи́:

«Ле́стно мя веща́ти помышля́еши, я́ко мню,/ и ра́дуюся, зря Твое́ утвержде́ние./ Дерза́й, Влады́чице,/ Бо́гу бо хотя́щу, удо́бь сконча́ются и пресла́вная».

Архангел похвалил силу рассуждения юной Девы, говоря: «Видно, Ты помышляешь, не обман ли моя весть, и радуюсь, видя Твое прозрение. Стремись понять правду, Владычица, ведь если Бог хочет, то легко осуществляются самые славные дела!» Он с первых слов диалога называет Ее Владычицей, признавая превосходство Девы Марии над чином ангельским и над самим собой. И Пренепорочная Богоотроковица не противоречит его словам даже из скромности, ибо и скромность тоже бывает ложной… Но, прозревая настоящее и будущее, Она видит истину, видит, что отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1: 48).

Богоро́дица рече́:

«Оскуде́ кня́зь от Иу́ды, вре́мя наста́ про́чее,/ в не́же яви́тся язы́ков наде́жда, Христо́с;/ ты же, ка́ко Сего́ рожду́, Де́ва су́щи, скажи́?»

От юной Девы не были скрыты мысли пророчеств и веяние времени, когда весь народ ожидал рождения Спасителя. «Оскудела, закончилась сила Ветхого Завета, "князь от Иуды", и настало время явиться надежде всех народов — Христу». Для Божией Матери не было сомнения в том, что это время настало. Сам Бог открыл Ей это. Но как возможно родить Спасителя, будучи Девой?

А́нгел возопи́:

«И́щеши от Мене́ уве́дети, Де́во, о́браз зача́тия Твоего́,/ но той несказа́нен е́сть:/ Дух же Святы́й, зижди́тельною си́лою осени́в Тя, соверши́т».

«Хочешь от Меня узнать, Дева, образ зачатия в Тебе Сына Божьего, но его нельзя пересказать!..» Всем известна животворящая сила Духа Святого, но как описать ее воздействие? Как описать творение неба и земли, Ангелов и людей? Как выразить способ движения звезд и галактик? Кто видел ум в человеке или силу перерождения грешника во святого? Самое непостижимое, таинственное, сильное и славное в мире — это Бог, «Иже всезде сый и вся исполняяй». Его «зиждительной силе» всё подвластно. И у Богочеловека может быть только один Отец — Небесный. Он и подвигает мироздание к тому, чтобы от Богоотроковицы единственный раз в истории родился Сын от Небесного Отца.

 

икона Дух Святой

 

Богоро́дица рече́:

«Моя́ прама́ти, прие́мши ра́зум змии́н, пи́щи Боже́ственныя изгна́на бы́сть,/ те́мже и Аз бою́ся целова́ния стра́ннаго твоего́,/ стыдя́щися поползнове́ния».

Не зря Божию Матерь называют лучшим произведением рода человеческого, чистейшим сосудом святости и непорочности, которого больше никогда не было и не будет. Она словно вместила в Себе всю человеческую историю, начиная от Адама и Евы. Она не стыдится называть Еву Своей праматерью, хотя всем известно, как началось грехопадение… Напротив, Она вспоминает про Еву, как будто всё человечество смотрит на Нее в этот момент, начиная с нашей общей праматери. И как в Эдеме Ева послушалась древнего змия больше, чем Бога, так теперь следовало послушаться Бога более, нежели советов лукавого, цель которого всегда одна — разорить Промысл Божий посредством свободы людей, носящих в себе образ Божий, когда они делают выбор в сторону зла…

А́нгел возопи́:

«Бо́жий предста́тель, по́слан е́смь Боже́ственный пове́дати Тебе́ сове́т./ Что мене́ бои́шися, Всенепоро́чная, па́че Тебе́ боя́щагося?/ Что благогове́еши мне, Влады́чице,/ Тебе́ че́стно благогове́ющему?»

Что оставалось ответить святому Архангелу? «Я перед Богом предстою и послан передать Тебе Божественный совет…» Обратим внимание: не «волю Божию», а «Божественный совет». О каком совете идет речь? Какой «совет превечный» воспевает Церковь в день Благовещения? Наряду с событиями праздника в службе вспоминается событие, которое выше нашего понимания. Вспоминается тайна, сокровенная за образностью икон, таинственностью церковного языка, архитектуры, устремленной в небо, поэзией песнописцев, силой и спасительным действием таинств. Прежде век, вне времени и пространства состоялся Таинственный Совет Пресвятой Троицы, на котором было решено о воплощении Сына Божьего для спасения людей, для того, чтобы они очистились от грехов, обожились и вошли в Царство Небесное, в общее число Ангелов…

 

икона Совет Пресвятой Троицы

Продолжение следует…

05.04.2023

Просмотров: 140
Рейтинг: 5
Голосов: 8
Оценка:
Комментарии 0
11 месяцев назад
Спаси Господи. Всем крепкого здоровья. Милан, Белград, Сербия.
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать