«В каждом из нас должен быть свет»
Святой пророк Моисей, как повествует Библия, после беседы с Богом сиял. И чтобы говорить с народом, ему приходилось покрывать себя тканью. Такой свет, пусть, конечно, не в такой силе, должен быть в каждом из нас. Мы с вами причащаемся — принимаем Христа. Поэтому хотелось бы, чтобы из нашего сердца, из наших глаз светил этот свет, чтобы он не превращался, будучи в нас, в какое-то копчение или вовсе — потухал. Важно, чтобы этот свет сиял и чтобы люди, которые вокруг нас, смогли увидеть дальнейший путь. Эта задача стоит перед каждым из нас.
После литургии мы уходим из храма. Вряд ли кто-то из нас просияет так же, как Моисей, но по крайней мере пусть люди согреются от нас хоть немножечко, когда мы придем домой, на послушание, на работу. Мы посмотрим на них добрыми глазами, скажем им какие-то простые, но теплые слова. И пусть это будет не какая-то большая духовная мера, но хотя бы если это в нас будет — уже немало. Это наш маленький шажок к Богу.
Мы же часто приходим на литургию, причащаемся, уходим из храма — и пошла наша привычная жизнь, и уже не поймешь, что с нами было там? А хочется, чтобы был виден результат нашей молитвы. Нехорошо, когда человек приходит в 5 утра на полунощницу и думает только о том, чтобы скорее батюшка всё окончил, ведь тяжело стоять. Хочется, чтобы наше богослужение отпечаталось на нашем облике. Хотелось бы, чтобы Господь каждому из нас дал и крепкую веру, и твердую надежду, и большую-большую любовь, чтобы даже люди вокруг почувствовали это — эту особую жизнь.
Со мной был такой случай. Однажды ко мне на улице подошел человек и попросил: «Можно до Вас дотронуться?» А я был в священническом подряснике. «Ну, дотроньтесь…» Вот эта жажда — прикоснуться к чему-то хорошему, святому — есть в каждом человеке, и дело тут не во мне лично было, а в моей одежде. А надо, чтобы нас самих — наше состояние — было видно издалека. Чтобы мы не шли угрюмые, думая, что всё плохо, а чтобы мы светились. Ведь людям очень нужно, чтобы через нас они могли прикоснуться к Богу. А как они прикоснутся к Богу, если не увидят в нас любви, веры и надежды? Мы ведь не столько обязаны ходить в храм и молиться по молитвослову утром и вечером, сколько чтобы мы могли сказать, как апостол Павел: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2: 20).
1.02.2019