«Только в Боге можно найти радость»
Слово духовника обители
Мы продолжаем наш праздник жизни, наш праздник победы над смертью.
Мы много страдаем в этом мире, у нас много испытаний, болезней, потерь, в мире скорбны будете (Ин. 16: 33). Но как бы нам ни было тяжело, мы знаем, что есть еще другая жизнь, есть то, что дает нам возможность нести свой крест до конца, — это то, что Господь любит нас.
Если мы знаем, что Господь нас любит, нам остается только сказать: «И мы тоже любим Тебя». Но, конечно, говорить это сейчас преждевременно. Мы хотим научиться любить Тебя, и для этого пришли в храм, для этого делаем маленькие усилия. Мы хотим победить грех, который оправдывает себя, который говорит, что по-другому жить нельзя, что все так живут, с волками жить — по-волчьи выть. Это мир так учит людей. Нет. Если бы с волками жил преподобный Серафим Саровский, волки стали бы, наверное, ласковыми собачками. И медведи тоже не рычали бы сильно. Поэтому нельзя так говорить...
Мы живем с Богом. И когда мы теряем Бога, то оказываемся в пустоте. А свято место пусто не бывает — оно заполняется грехом. И тогда мы говорим: «Ой, где та радость, где тот человек, в котором я видел красоту? Я же любил этого человека, он был такой красивый, благородный и вдруг стал таким мерзавцем, подлецом... Где он делся, этот человек, умер?» Или я умер? Вот вопрос.
Нам надо правильно понять, для чего мы пришли в храм. Я думаю, в начале человек ничего не соображает, как вообще во всем в жизни — создавая семью, идя в монастырь. У него есть какое-то движение — вот я пойду, вот я сделаю... А потом он начинает осмысливать, что всё совершенно не так, как ему представлялось, что это совершенно другая нагрузка, совершенно другой смысл. И очень трудно человеку смириться с этим — вот я так видел, мне так нравилось, а сейчас мне не нравится, чего я буду жить с этим человеком, зачем? Что я, дурак? А уже всё. Назвался груздем — полезай в кузов.
Мы пришли в храм и думаем: «Ох, всё, нас Господь принес на ручках... И так нам здесь красиво, так хорошо! Удивительно хорошо…» Наверное, все испытали этот момент, когда действительно ничего больше не надо, хочется быть только с Богом и всё, нет никаких проблем. Я говорю о себе, как я давно-давно проживал какие-то моменты… А потом вдруг всё поменялось: мне плохо в храме, мне тяжело, я уже не хочу. Но понимаете, в чем дело… Я уже не могу забыть о том, как мне было хорошо! И как бы я ни пытался найти эту радость в чем-то другом, я ее не найду в другом. Только в Боге я могу найти эту радость. И я обречен, мне уже некуда деваться. Если бы кто-то мог дать мне такую же радость, как дал мне Бог… Но все наши радости очень хрупкие, временные и быстро могут разрушиться: одно словечко, один взгляд, одна мысль, подозрение — и всё. Где твоя радость? Нет ее. Потому что это не Божия радость, а человеческая, душевная.
Поэтому очень важно, чтобы мы понимали, что Господь возносится на небо, потом приходит к нам Духом Святым и делает нас способными потихонечку подниматься выше. Выше каких-то мелких дрязг, выше каких-то проблем. Отец Софроний (Сахаров) говорил своим монахам: мы никогда не сможем жить так, чтобы у нас не было мелких житейских проблем, но нам надо смотреть высоко — на главное. И поэтому Господь нас учит: наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам (Лк. 12: 31). Да, эта сестра такая, эта сякая, эта глупая, эта упрямая, но их собрал Господь, а я кто? Этот муж объелся груш, эта жена вообще никуда не годится, не хозяйка, не улыбнется, не пожалеет... Что делать? Менять? Искать? Чего ты найдешь в этом мире? Ничего не найдешь. Нам нужно менять себя.
Понимаете, если мы поменяемся сами, всё вокруг нас станет светлее, чище, и мы увидим других людей, даже самых близких, которых мы, может быть, еще никогда и не видели такими красивыми. А почему мы сможем так их увидеть? Потому что в нас будет Дух Святой, Который очищает нас от всякой скверны, Который дает нам возможность увидеть Бога вокруг себя и прежде всего в своем ближнем. Почему люди ехали к каким-то старикам больным и хотели с ними поговорить, какое-то слово от них услышать? Потому что в этих людях был Дух Святой, был Бог. Такой человек может много и не говорить, но когда он скажет тебе пару слов, что жить хорошо — ты ему веришь больше, чем себе: да, жить хорошо! А тебе уже жить не хотелось, тебе всё надоело, ты всех осуждал… И вот когда этот человек скажет: «Какие все хорошие, благородные люди!» — думаешь: «Действительно, чего это я надумал, что все плохие? Все отличные люди, прекрасные, их надо любить, мне надо только не плошать».
Поэтому если в вас будет Дух Святой, то вокруг вас будет столько любви! Люди будут хотеть быть с вами. А когда у человека нет Духа Святого, то все хотят скорее уйти от этого человека... А у нас нет духа, чтобы помочь этому человеку восполнить его нелюбовь, его грех. Это тоже проблема. Вот у нас на подворье всё время такая проблема. Люди, всю жизнь проведшие за решеткой, за один день, за один год не изменятся. Это сказки. Их надо полюбить. А полюбить — это значит умереть для греха, для своего «Я». И это очень трудно. Так и в семье. Если ты хочешь, чтобы у тебя семья была, — умри. Ты умри ради другого, тогда у тебя будет семья. А если ты хочешь, чтобы тебе было удобно и комфортно, ты, наверное, не туда пошел, не то нашел…
Христос не ведет нас куда-то, где будет тепло, светло. Будет очень тяжело, но там будет настоящая борьба и настоящая победа. А победа — это воскресение, это победа над нашим грехом, над дьяволом, который управляет этим греховным миром. У нас есть царь — Царь Небесный, и мы Ему должны кланяться, мы Ему должны служить, и никто и ничто не сможет разлучить нас от любви Божией. Никто и ничто, если мы сами не отвернемся от Бога и не спрячемся от Него. Помните, никакие паспорта, никакие чипы, никакие законы. Это всё мир, во зле лежащий. Нам нужно верить. Церковь стояла, стоит и будет стоять до скончания века, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 18). Это слова Священного Писания. А сейчас столько смущения, люди начинают мудрить. Отчего? От праздности. Один человек был всё недоволен, что у нас то не так, это не так, уже и патриарх плохой... Я говорю: «Слушай, ты бы не болтал, а взял бы, собрался и пошел в интернат, в больницу, потрудился бы, и тебе некогда было бы говорить».
Вот эти помыслы наши, которые приходят и мешают нам, — от праздности. Мы не устали, не перетрудились. Поэтому мы начинаем думать, сочинять, фантазировать — есть способность у человека воображать что-то. И нам начинает приходить что-то плохое на ум, мы начинаем себя сравнивать с кем-то и додумываемся до того, что все плохие, кроме нас. Но так же нельзя — в одиночестве жить. Это одиночество, когда я хороший, а кругом плохие. Это ад.
В аду человек будет один. Он никого больше не будет видеть, потому что грех закроет от него и Бога, и ближнего. А в раю мы все будем друг друга видеть, и всем будет радостно друг от друга, потому что в каждом человеке мы будем видеть Бога. Вот сегодня вы причастились — смотрите друг на друга и питайтесь этой любовью.
22.07.2019