Поучение говеющим в дни Великого поста
В глубокой древности люди замыслили построить башню вавилонскую, но Бог сошел и смешал язык их, так что один не понимал речи другого, «и разсея их оттуда Господь по лицу всея земли» (Быт. 11, 8). Но ведь и была создана вся земля для рода человеческого. Этим рассеянием Господь не стремился разобщить людей между собою. Бог связал их едиными внутренними узами, и поэтому первоначально люди не теряли чувства единения в любви. Встречая друг друга, они в любое время и при любых обстоятельствах являли эту любовь. Примерами того могут служить бесчисленные случаи проявления жителями Азии сочувствия и сострадания к европейцам. В подобные моменты мы видим, что в роде человеческом не оскудевает стремление к единению. Но достигается это не за счет собственных усилий человечества, ибо стяжать это только своими усилиями человеку невозможно. Все творение Божие исполнилось совершенства только с пришествием Самого Господа, Спасителя нашего.
Великое множество свидетельств тому обретаем мы в святом Евангелии. Вспомним, как Сам Господь учил единению людей, например, в притче о милосердном самарянине (Лк. 10, 25‒37), или то, как Он прежде своего вознесения на Небо заповедал Своим ученикам: «Шедше убо научите вся языки» (Мф. 28, 19). Господь не только словом проповедовал любовь, но всею Своею жизнью явил эту Божественную любовь к человечеству и призвал его к единству.
Такой же призыв слышим мы и в ангельском славословии Бога, звучавшем, когда Господь наш сошел на землю (Лк. 2, 14). Вот так становится понятным, что и самое воплощение Сына Божия повелевало всем людям сплотиться воедино.
Особенно это становится явным чрез размышление о Таинстве Евхаристии. Устанавливая это Таинство, Господь научает всех нас соединяться любовью в одну семью, прежде чем приступать к сему таинственному Брашну. Через него мы приобщаемся к роду сынов Божиих, перестаем быть просто сынами Адама. Этого не могут сделать никакие человеческие усилия или заслуги, воистину только через участие в этой таинственной Трапезе мы соделываемся чадами Божиими. Подобно тому, как сосцы матери питают младенцев, подобно тому, как воды земли питают людей, так Плоть и Кровь Господа Иисуса Христа питают наш дух, и чрез это мы возрастаем в Единое Тело Христово.
Некоторые видят в этом Таинстве лишь условное обозначение Христа, но мы с вами веруем, что здесь нам истинно предлежит Тело Самого Иисуса.
Наше собственное тело — предмет объективной реальности. Наш дух — реальная субстанция. Чтобы питать этот реальный организм, употребляют реальную пищу. Ибо сколько бы мы ни писали и ни читали названий различных яств, ни вызывали бы их образов в нашем воображении, насытить голодное и жаждущее тело мы не сможем. Никакой символики недостаточно для удовлетворения голода и жажды. Точно так же, для такой реальной сущности, как наш дух, совершенно необходимо реальное Брашно — Тело Христово. И мы, вкушая от того, что истинно есть Брашно и истинно есть Питие, соделываемся не просто семенем адамовым, но истинными сынами Отца Небесного.
Сегодня вы приступаете к сему таинственному Брашну не только ради самих себя, но и ради того, чтобы вся Япония через Плоть и Кровь Христовы стала родом сынов Божиих. Пусть вы немногочисленны, но среди японцев вы представляете сегодня это великое братство.
Если без должного рассуждения принимать самую полезную снедь, то она будет уязвлять наше чрево, и мы не только не получим для себя никакой пользы, но, напротив, нанесем себе большой вред. Вполне понятно, что то же самое надо сказать и об этой таинственной и страшной Трапезе.
По слову святого апостола Павла, «да искушает же человек себе, и тако от Хлеба да яст и от Чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня» (1 Кор. 11, 28‒29). От недостойного причащения Плоти и Крови Христовой обретаем мы себе великую пагубу.
Но поскольку вы, к счастью, приуготовляли себя к этому Таинству в течение целой недели усердной молитвы и покаяния, то непременно восприимете в души ваши «благодать на благодать» (Ин. 1, 16) — разумею те духовные сокровища, которые дарует сие великое Таинство, соделывающее нас сынами Божиими.
Христом соединенные, да будем и мы достойными чадами Отца Небесного. Аминь.
Перевод с японского сделан по журналу Японской Автономной Православной Церкви «Сэйкё дзихо» («Православный вестник»). 1978, № 3
11.03.2019