«Мы — неразумные собиратели хвороста…»
Невозможно представить то, что приготовил Бог любящим Его (Ср.: 1 Кор. 2: 9). На что мы можем променять это? Наверное, покаяние — это когда мы осознаем, что отвергаем эти богатства, размениваем то, что имеем, когда наша совесть обличает нас в нежелании потерпеть, подумать, остановиться в какой-то момент, а не следовать своим неразумным желаниям.
Поэтому Господь и дал нам покаяние. Даже если мы не делаем усилий, в какой-то момент Господь открывает нам несуразность нашего поведения. Будем просить у Бога исправления, чтобы хотя бы перед кончиной Он дал нам такую возможность — увидеть и попросить прощения у Него, очиститься от того груза, который мы постоянно собираем. Мы — неразумные собиратели хвороста. Раньше в лесах можно было собирать только хворост, деревья рубили исключительно с разрешения. И вот люди шли в лес за хворостом, набирали его и несли домой. Мы похожи на таких, которые набрали настолько большую вязанку, что ее уже не поднять. И вместо того, чтобы часть отложить, мы продолжаем нагружать… Но кто будет нести?
Сейчас пришло время, когда мы можем, взвесив свои возможности, хотя бы частично разгрузить этот воз. И очень хотелось бы, чтобы мы действительно менялись, чтобы исповедь была не просто констатацией факта, а покаянием — переменой.
Человек сам такого не может достичь, но всё может Бог. Будем просить, чтобы Господь укрепил и умудрил нас, дал возможность хотя бы на одну веточку — на один грех — уменьшить непомерное бремя. И дал нам радость от того, что мы получаем просимое.
Иногда во время причащения людей, например, в больнице встречаешь тех, кто ни разу в жизни не исповедовался и не причащался, но удивительное дело — у многих из них очень искреннее покаяние. Они с большим трепетом каются, а затем так же, с трепетом, причащаются, хотя, казалось бы, такого навыка у них нет. Но все эти годы человек как будто бы зрел (ведь обычно и возраст у таких людей уже велик), и у него появилась возможность встречи с Богом.
А мы часто бываем в храме, Бог дает нам эту возможность, но мы уже как бы пресытились этим Господним прощением и Его любовью. Хотя святые говорили, что насытиться этим нельзя… Значит, с нами происходит что-то не то. Хотелось бы, чтобы у нас была та радость, которую мы испытали при первой исповеди, когда нам открылся новый мир.
Иногда, когда кажется, что живешь очень ровно, нет и сильного позыва к покаянию. А когда попадаешь в какие-то ситуации, при которых наламываешь дров, то уже бежишь к Богу. А если без этих дров? Как все-таки помнить страх Божий, который является ничем иным, как страхом причинить боль тому, кто тебя любит? Как укоренить этот страх, чтобы он не давал расхлябанно жить? Чтобы эта сдержанность радовала, и в ней был смысл? Чтобы ровнее вести машину нашей жизни и не зевать, отвлекаясь по сторонам? Помоги нам, Господи!
26.03.2019