«Если душа начинает болеть от греха, значит, она оживает»
Слово духовника обители
Господь собрал нас из разных мест на брак, на пир любви. И мы понимаем (или, наверное, еще не совсем понимаем), что это непостижимая любовь Божия к нам, грешным. Но очень трудно эту любовь сохранить, чтобы она вошла в нашу жизнь и чтобы мы не испугались, когда эта любовь будет распинаема, и мы будем гонимы, нас не примут.
Чаще всего это происходит не из-за того, что мы с Богом, а из-за наших грехов. Очень часто люди говорят: «Знаете, вот я стал ходить в храм, стал к Богу обращаться, и у меня начались конфликты». Мы очень часто себя обманываем. Конфликты не оттого, что ты сходил в храм. Если бы ты был прилежным мужем, хорошей женой, хорошим работником, то никаких конфликтов наверняка не было бы. Мы не доросли еще до той степени духовности, когда нас будут гнать за имя Христово. Мы сами себя гоним, сами себя мучаем. А нам уже кажется, что мы бываем гонимы за веру православную… Да мы еще православными не стали!
Мы очень много о себе думаем. Но нельзя, прочитав пару книжек и пару лет походив в храм, думать о себе очень много. Это безумно. Отец Софроний (Сахаров) говорил про монахов: «Десять лет в монастыре не прожил — молчи в тряпочку. Потому что ты не понимаешь, что вообще может быть, у тебя нет опыта духовного». Но у нас уже всё есть, мы можем кого угодно научить! — У нас есть много-много гордости и самомнения.
Так удивительно, когда встречаешь смиренного человека!.. Ты видишь его красоту, видишь, что он действительно работяга, а он говорит: «Я самый плохой, я ничего не делаю, я лентяй». Но есть другие люди, которые говорят: «Да, мы труженики, мы герои, мы же всё можем...» Когда человек так говорит, сразу пропадает желание дальше с ним иметь разговор. Потому что ясно, что человек находится немножко в больном состоянии.
Чем ближе мы будем подходить к Богу (а это дается не без крови), тем больше будем видеть в себе грехов. И этому не надо удивляться, дорогие мои. Увидеть свой грех — это уже милость Божия, это значит, что у тебя уже открылись глаза. Если твоя душа начинает болеть от греха, значит, она оживает, понимаете? А у нас как? Если я не полетел на небо, если у меня началась борьба после Причастия, значит, я недостойно причастился. А может быть, наоборот, достойно? Кто тут может сказать, что достойно причастился?
Что мы с вами можем сегодня? Ничего. И надо смириться. Вот я раньше думал: можно это сделать, это, всё в твоих руках. А сейчас я понимаю, что ничего ты сам не сделаешь. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишасяся зиждущии (Пс. 126: 1). Появляется видение, что если не будет Божиего благословения, то даже в самых простых вещах ты запутаешься и всё испортишь. Тем более в отношениях друг с другом, в строительстве семьи, например. Есть вещи, которые превосходят наше понимание и нашу меру. Как эгоист может любить ближнего, даже свою жену? Да никак. Это просто невозможно, по природе невозможно. Я — эгоист, я люблю себя. А человек говорит: «Я люблю». Но кого ты любишь? И какая твоя любовь? Вот вопрос. И поэтому сегодня люблю, а завтра не люблю, сегодня все хорошие, а завтра все плохие, сегодня я всем доволен, за всё благодарю, а завтра ною и говорю, что жизнь напрасно прошла. И так жить нельзя, друзья мои, надо менять что-то в своей жизни. Я о себе говорю, вы не обижайтесь. А сегодня надо радоваться. Да возрадуется душа моя о Господе (Ис. 61: 10).
Бог говорит: придите ко Мне все (Мф. 11: 28), Я вам дам Свои Тело и Кровь, вы будете жить вечно. Что еще недодал нам Господь? Поэтому будем благодарить Бога за то, что мы с вами имеем, будем жить этой любовью, которая бессмертна. Это не временную любовь нам дает Господь, а бессмертную. Но нам очень трудно эту настоящую любовь нести в своем сердце, потому что она смиренная. Любовь не ищет своего… Любовь долготерпит, не завидует, не превозносится, всему верит… (Ср.: 1 Кор. 13: 4‒7). Это такая любовь, которая делает человека уже здесь жителем вечной жизни, Царствия Небесного. И вот эту любовь нам нужно сегодня сохранить в своем сердце — тем, кто причастился. Попробуйте один день пожить в Раю и увидите, насколько это непросто для человека, который живет в этом временном греховном мире.
Но унывать мы с вами не будем. Господь долготерпелив и многомилостив. У нас еще есть на земном нашем календаре листочки. Мы не знаем, конечно, сколько их, но каждый день отрываем по одному листочку. А какой там конец, мы не знаем. Слава Богу, если Господь застанет нас после Причастия, на молитве, на каком-то богомыслии, на добром деле. Если Он возьмет нас в это время, то мы наверняка попадем в Царствие Небесное. А если нас застанут, когда у нас будет отчаяние, уныние, ропот, осуждение всех, то, конечно, в Царствие Божие мы не попадем. Но нас могут вымолить. Вот еще у нас есть надежда, что будет молиться за нас Святая Церковь и наши ближние, и, может быть, их молитвами все-таки что-то можно исправить. А сегодня нам нужно дальше идти по жизни единственным путем — за Христом. Это узкий путь, но он ведет нас в Царствие Небесное. Других путей у человека нет. Они все ведут только на кладбище. Вот смотришь иногда на кладбище: всё уже покосилось, заросло — всё. А душа в вечности. Так что не будем рыть себе могилы, а будем смотреть горе. И будем приходить в храм почаще, принимать Тело и Кровь Христа, причащаться сами и причащать своих детей. В этом наше с вами спасение.
Помоги и сохрани всех, Господи.
7.10.2019