X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Радость во Христе

Интервью с отцом Хараламбосом Пападопулосом, священником храма святой Ирины, о. Крит, Греция

 

Отец Хараламбос, какие отличительные черты «радости во Христе» Вы могли бы отметить? Чем она отличается от радости мирской и почему современный молодой человек должен выбрать первую, а не вторую, которая не предполагает определенного усилия или соблюдения Божиих заповедей?

Радость — это дар Святого Духа. Апостол Павел определяет ее среди первых плодов Святого Духа: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение… (Гал. 5: 22). Соответственно, первое отличие заключается в том, что она для нас есть плод Святого Духа. Мы считаем, что вся наша жизнь наполнена болью, что в этой жизни человек сам по себе уже трагичен, что есть границы, которые не позволяют ему быть радостным, но есть и Божия благодать, которая наполняет человека, и он рождается для новой жизни. В свою очередь радость мира — это внешняя радость, которая складывается из внешних обстоятельств: наличие денег, карьеры, хорошей работы, семьи, детей. То есть она зависит от того, что происходит вокруг. Например, я хорошо провожу время, развлекаюсь, значит, у меня все в порядке. Напротив, в христианской жизни радость может существовать тогда, когда во внешнем мире совсем нет подходящих для этого условий. Так, радость может быть в болезни, в бедности, во время тяжелых испытаний, на Кресте, где тебя распинают.

Молодой человек не будет выбирать «радость во Христе» с точки зрения утилитаризма. Ведь в церкви ты не сможешь приобрести ни одной добродетели просто потому, что ты ее хочешь. Все добродетели и присутствие Святого Духа в нашей жизни зависят от наших отношений с Возлюбленным Христом. Результатом этих отношений является радость. Радость — это результат любви, то есть я люблю Кого-то, и от этого я радостен. Здесь нет никакого утилитарного отношения. Совсем иначе в мирском понимании вещей, где я делаю что-то, чтобы получать. Самая главная цель в духовной жизни — это связь со Христом, Его любовь. А эта любовь даст и все остальное, что необходимо.

 

Может ли радость передаваться от одной души — другой? Или же она является результатом внутреннего подвига одного человека?

Нужно и то, и другое. Христианин должен пребывать в уединении, но не в одиночестве. Уединение означает, что человек на некоторое время или на несколько часов остается один для внутреннего подвига, но этот внутренний подвиг не может оставаться только в рамках собственного «я», впоследствии он должен разливаться, выходить за пределы и становиться общим. Христианину подобает делиться своей радостью с другими. То же и с добродетелью: если она не распространяется на других, то это уже не добродетель. Настоящая добродетель во Христе может иметь начало внутри человека, но не должна на нем замыкаться, а обязательно должна множиться и распространяться среди членов Церкви Христовой.

Может ли присутствовать радость в одиночестве?

Нет, в одиночестве не может, однако может в уединении. Здесь важно, как человек расположит себя и как подготовится, чтобы принять эту радость. Человеку необходимо научиться радоваться. Ведь радость не есть нечто очевидное. Боль в нашей жизни гораздо очевиднее. Радость же требует, чтобы ты ее построил, поборолся за нее и поупражнялся в ней.

Будет ли испытывать радость человек, который, не желая жертвовать собой ради отношений с другим человеком, предпочитает одиночество?

Христианин не может быть этим человеком. Душевное устроение христианина должно быть радостным, мирным, спокойным, необходимо иметь доброе расположение по отношению к другому человеку. Эта связь с другим человеком очень важна. Например, сначала мне хорошо наедине с собой, но впоследствии мне комфортно и с другими. Или, наоборот, мне хорошо в окружении других людей, а поэтому мне хорошо и самому по себе. Есть такое соотношение. Не существует одно отдельно от другого. И то, и другое происходит одновременно. В общении с другими человек не должен терять себя, терять свою индивидуальность, свое «я». Мы хотим видеть человека, который знает, кто он есть, осознает свои недостатки и сильные стороны, знает свои добродетели и страсти и все это разделяет с другими людьми.  

Вы говорите, что «жизнь — это мелкие ежедневные дела» и что «самой основной причиной, по которой мы не находим радость в нашей жизни, является то, что мы все время пребываем в ожидании чего-то важного, великого, удивительного и потрясающего». Как человеку научиться черпать радость из того, что ему до этого момента казалось рутиной или неким очевидным фактом?

То, что мы называем рутиной, с одной стороны, заключает в себе некую бренность. Но представьте, что мы каждый день просыпаемся и не знаем, где мы будем жить, как будем жить, чем будем заниматься, — возникает огромный стресс и хаос, в котором мы не можем разобраться. Поэтому рутина как один из элементов необходима человеку, чтобы он смог построить свою жизнь. С другой стороны, рутина ежедневно должна украшаться райскими цветами. Однако эти цветы, то есть наш духовный опыт, невозможно взрастить в идеальных условиях нашего существования, которые предлагает нам наша фантазия. Идеала не существует. Не бывает идеального супруга, идеального друга, идеальных родителей. Все это может существовать только в нашем незрелом сознании, которое стремится верить, что где-то в другом месте все идеально. Следовательно, цель не в том, чтобы найти идеального человека, идеальное место или сделать идеальным самого себя. Мы должны постараться ту реальность, в которой мы живем, с нашими недостатками, потерями, взлетами и падениями, преобразовать благодаря тому духовному опыту, который имеем. Реальность не меняется, но мы можем изменить свой взгляд на эту реальность, в этом и заключается «искусство», чтобы мы могли вкусить счастье и радость.

 

Как Вы думаете, почему сегодня все больше людей подвержены депрессии?

Не знаю, страдают ли сегодня люди этим недугом больше или меньше. Хотя, конечно, многое изменилось, и сегодня у людей больше поводов для стресса. Современный человек особенно подвержен давлению окружающей среды. Например, в наши дни человека часто тревожат его успешность и признание, что в прежних обществах не было развито в такой степени. Возможно, в эпоху постмодернизма, особенно в Западной Европе, людям удалось избавиться от чувства вины, но они оказались в другой ловушке, может быть, еще худшей, которая заключается в стремлении к успеху и желании признания. Все это оказывает разрушительное влияние на человека. Внутреннее давление, недостаток общения, неумение правильно выражать свои чувства и, самое главное, отсутствие жизни во Христе — все это ведет к накоплению отрицательных эмоций, а оно, в свою очередь, — к депрессии.

Апостол Павел в своем Послании к Фессалоникийцам призывает всегда радоваться и не позволять духу печали овладеть нами. Насколько легко практически сохранить эту радость в наше время, когда каждый второй молодой человек вынужден менять место жительства, чтобы найти работу, или браться за любую работу, в ущерб своим личным и профессиональным интересам? Почему Господь попускает трудности в нашей жизни, когда в то же время желает видеть нас радостными и умиротворенными?

Все правильно Вы говорите, однако вспомните, что апостол Павел обращается не к тем, кто живет в идеальных условиях, но как раз к людям, которых преследуют, которые претерпевают жестокость и лишения, жизнь которых в опасности. Соответственно, апостол Павел жил не в благоприятных условиях, но в трудных, таких, как сейчас, возможно, даже хуже. Вопрос заключается в том, что если мы ждем радости ввиду внешних благоприятных условий, то этого никогда не произойдет. Если мы надеемся, что будем радоваться, потому что внешние обстоятельства изменились к лучшему, и говорим: «Вот сейчас можно порадоваться», то не бывать этому. Радость приходит от самого процесса жизни. То есть важно понять, что все в нашей жизни является для нас уроком, испытанием себя, возможностью найти нечто более глубокое и существенное. Не знаю, насколько предыдущие поколения, лишенные, например, страха безработицы, были счастливы. Не стоит забывать, что именно в условиях испытаний и трудностей очень часто рождается самое лучшее, что существует в человечестве: культура, искусство, святые… Поэтому, если мы спрашиваем себя, почему в нашу эпоху не было столько святых, то это от того, что это было время удобств и легкой жизни. Все это не устремляет человека заглянуть внутрь себя. Неудача же, наоборот, несет в себе динамику, помогает пересмотреть отношения с самим собой, с Богом, с другими людьми, изменить отношение к жизни и вообще ко всему своему существованию. Боль ведет тебя к таким глубинам, до которых ты сам никогда не доберешься по причине своего нарциссизма. Ведь ты не можешь сам в себя вонзить нож. Боль и тяжелые испытания дают тебе возможность познать глубину бытия. Тогда ты найдешь и радость. Тогда ты откроешь те дары, данные тебе, о которых и не подозревал. Узнаешь не то, кто ты есть, но кем ты можешь стать. Тогда ты сможешь осознать, что на самом деле важно в этой жизни.

По Вашему мнению, какова связь между радостью и грустью? И какое состояние описывают святые отцы, когда говорят о радостопечалии или радостотворной печали?

Радостопечалие означает, что если ты не испытал печаль, ты не сможешь радоваться. Соответственно, печаль и боль создают предпосылки для радости. Ведь если радость будет дана тебе без боли, то ты ее выбросишь, как и любую добродетель. Поэтому и Господь очень часто нас испытывает, чтобы мы стали готовыми принять дары Святого Духа, ибо иначе мы их разрушим по своей духовной незрелости. С другой стороны, радостопечалие никак не связано с унынием. Часто в церкви мы отождествляем понятие «печаль по Богу» с меланхолией и унынием, что не есть от Бога. Человек, переживающий печаль по Боге, не будет отчаиваться или унывать, что есть от мира сего. Этот человек будет видеть свои грехи, сожалеть о них, однако не отчается и не потеряет веру, но будет радоваться независимо от того, поборол он свой грех или нет, ибо будет знать, что есть Тот, Кто его любит, несмотря ни на что. Именно это осознание безграничной любви Божией, даже в самые худшие моменты моей жизни, дает мне радость. Да, я печалюсь о своих грехах, но радуюсь, что Кто-то любит меня и прощает.

 

Перевод с греческого языка Екатерины Полонейчик из журнала «Паремволи»

05.12.2016

Просмотров: 124
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать