X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

О тайне блаженства

Во всем учении Христовом, которое около двух тысяч лет назад вдруг прозвучало в маленькой Палестине и спустя времена расширилось до границ цивилизованного мира, а позже, переступив и эти границы, дало человеку совершенно новое начало пониманию жизни, совершенно новые ценности, есть очень непростое понятие, точнее, тема. Назвать ее можно «Блаженство». Непростая она потому, что вникнуть в нее, понять можно только на собственном опыте. Только когда в сердце возникнет это тонкое, уводящее далеко-далеко от всего ограничивающего и стесняющего человеческую свободу чувство, тогда может стать ясным, что такое блаженство, о котором говорит Господь.

Но все-таки если не захотеть, если не прочувствовать всем сердцем и не вдуматься в слова, если не услышать их такими, какими они доносились до слуха людей, стоявших перед Иисусом Христом, невозможно сделать шаг и к внутреннему опыту. Читая, к примеру, шестую главу Евангелия от Луки, мы слышим, как гудит толпа, как народ вдруг замолкает, когда Христос со Своими учениками останавливается на ровном месте. А замолкает потому, что никто не равнодушен к Его словам, потому что Он говорит так, как еще не говорил ни один человек, потому что всем надо, очень надо услышать Его слова, ибо все, даже самый скептически настроенный книжник, чувствуют, что каждое Его слово что-то возбуждает в душе, что-то связывает, залечивает, вблизи Него душе отчего-то становится хорошо, тепло. От него исходит какая-то живая, исцеляющая сила… Потому каждый хочет прикоснуться к Учителю. Но в один момент Он вдруг останавливает взгляд на Своих учениках и произносит странные, даже, может быть, страшные слова для того времени, которые и до сих пор не оставляют в покое ни одного верующего человека.

Он говорит с огромной силой, каждое Его слово рушит устоявшееся восприятие действительности и понятия о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о блаженстве и том, что ему противоположно.

Он говорит: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие (Лк. 6: 20). «Нищие духом...» — какое странное сочетание! Парадоксально, но именно таким-то и дается Царство, и не просто дается, оно уже их есть! Об этом хорошо говорит митрополит Антоний Сурожский (Блум): «Блажен не просто обездоленный... а блажен тот, кто познал, что ничего у него нет; даже то, что кажется его собственностью — не его». Для нас же все Божие и всюду та самая Его сила и власть, которая исцеляет всех.

Из такого святого обнищания и блаженного ничтожества в нашем сердце, в самой его глубине, едва заметно возникает тонкое желание истины, вырастающее в особую жажду, о которой Христос говорит далее: Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь (Лк. 6: 21).

За этой светлой жаждой рождается совершенно иное состояние блаженства, отражающееся в следующей фразе Господа: Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь (Лк. 6: 21). Об этом плаче интересно замечание архимандрита Софрония (Сахарова): «Антоний Великий, Арсений Великий, Серафим Саровский и другие Отцы наши — это люди совершенно исключительного мужества, отрекшиеся от мира и презиравшие всякую опасность; и когда они плачут, то плачут не об утерянном имуществе, не о какой бы то ни было иной временной потере, но, очевидно, их взору предстоит нечто более страшное, чем всякие опасности, которые воображает человек на земле».

Следующая фраза Христа вносит абсолютную ясность во все прозвучавшее: Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого (Лк. 6: 22).

Эти слова Христа обращены уже конкретно к ученикам и тем, кто близок к Нему. Но как они обращены, как Он говорит?

Он смотрит на них, и не просто смотрит, он глядит прямо в их души, видит все их помышления, все их существо, видит предательство и будущий страх, видит их радость и единство в Святом Духе… И вместе с тем Он видит их смерть, в которой они, самые обыкновенные люди, отдадут себя за Него. Он содержит в Себе всех учеников и их последователей, и говорит именно эти слова, в которых истина и жизнь, но вместе с тем и глубочайшее потрясение, потому что они несут в себе нечто совершенно новое, нечто совершенно неизвестное человечеству. Это сейчас, спустя два тысячелетия существования Церкви и постоянного опыта спасения в ней, мы переживаем их совершенно спокойно, а для человека времен Христа эти слова ломали все представления о хорошем и плохом, о благом и грешном. Слова Христа — это слова нового Царства, Царства, которое не из этого мира, оно принципиально новое и неизвестное для человека, в нем находят свое совершенное исполнение любовь и свобода, не вступая в противоречие друг с другом. Это Царство, в котором живет Бог, в которое Он самыми простыми словами, а главное — всей Своей земной жизнью зовет человека, но их очень трудно и больно принять, потому что надо отдать все ради того, кого любишь, нужно оторваться даже от самого себя, обнищать до самой бесконечности. И при всем этом нужно возрадоваться, нужно стать самым счастливым... Как это можно понять?

Это тайна, которая и должна ею оставаться. Тайна блаженства. Нужно просто довериться Тому, Кто возвестил ее нам с силой и властью.

Просмотров: 40
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Комментировать