X По авторам
По рубрике
По тегу
Везде

Вопрос священнику

Задать вопрос священнику онлайн вы можете на этой странице. При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!
Вопрос

Я хочу принять христианство. И читал много статей про обращение в христианство. И там написано, что можно принять христианство через обращение «по вере», которое помогает достичь спасения. Согласно такому пониманию, человек исповедует веру в Иисуса Христа как Спасителя. Можно верить в Иисуса Христа без крещения через веру?

Ответ

Апостол говорит: и бесы веруют. Конечно, нам нужна вера, и веры у нас очень немного, честно говоря. Нам нужна помощь. Если мы хотим научиться читать и считать, мы идем в школу. В школе мы трудимся, пишем палочки, крючочки, учимся читать, считать, и так не один год. А потом мы идем еще куда-то учиться или трудиться. Церковь — это духовная школа, и без нее мы с вами не обойдемся. Одно дело — верить так, как вы себе представляете, как вы хотите… Но на самом деле нам надо приобщаться к той великой духовной культуре, которую хранит в себе Церковь. Начинать новую жизнь, бороться со своим падшим естеством, со своей падшей природой, с кровью и плотью. В Церкви есть все, чтобы человек духовно возрастал, учился и в конце своей жизни сдал экзамен. «Любишь ли ты Меня?» — спросит Господь. Я вам советую: если вы хотите стать христианином, то нужно прийти в храм, принять Крещение и начать регулярно исповедоваться и причащаться Тела и Крови Христа. Это необходимо. Читать святых отцов, учителей Церкви, приобретать духовные знания. Конечно, это большой труд, но он стоит того. Стоит часть своей жизни употребить на то, чтобы научиться жить с Богом. Этого я вам желаю.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, отец Андрей, Христос воскресе! В Писании сказано: Не бойся, только веруй! (Лк. 8, 49). Преподобный Никон Оптинский так передает наставление преподобного Варсонофия Оптинского: «Бояться надо только грехов… А боязливых, сказано в Священном Писании, не любит Бог. Никто не должен быть боязлив, труслив, а должен возлагать надежду на Бога. Почему Бог не любит боязливых, трусливых? Потому что они близки к унынию и отчаянию, а это — смертные грехи. Боязливый и трус — на краю пропасти. Как воспитать в себе эту храбрость, как укрепить, как приумножить веру? Ведь по сути и вера — это дар Божий. Как стяжать ее? Чем дальше, тем больше кажется, что падаешь все ниже и ниже и вскоре вполне уподобишься козявочке. Кажется, что и Бог уже тебя не слышит. Как с этим быть?

Ответ

Когда кажется, надо креститься, Леша. Начинай с малого. Верный в малом будет верным и в большом. Начинай с чего-то конкретного. Не рассуждай теоретически… Можно много о чем рассуждать и говорить, а нужно действовать... Решил для себя чего-то не делать — и не делай. Решил побороться с этим грехом — и поборись. Бог помогает человеку в его благих намерениях. Приходи почаще в храм и исповедуйся. Даже если ты упадешь, вставай, не жалей себя. Я думаю, надо засучить рукава и потрудиться, а Господь поможет. И ты себя через некоторое время не узнаешь. Только не надо оправдывать свой грех, и смотреть по сторонам, и говорить, что так все живут. Каждый человек живет так, как он хочет. Если ты хочешь жить с Богом, то обязательно этой жизни научишься.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день. У меня возник такой вопрос. Я общаюсь с неверующим человеком, как мне помочь ему стать верующим? Какие слова мне нужно ему говорить? Как мне общением ему помочь?

Ответ

Серафим Саровский дал нам такую формулу жизни: «Стяжай мир в себе, и тысячи людей спасутся вокруг тебя». Если в вас, в вашем сердце будет мир, если вы будете жить со Христом и другой человек увидит в вас Бога, то он обязательно скажет, что тоже хочет быть похожим на вас. И тогда вы его приведете в храм, подведете к исповеди, и он станет церковным человеком. Но для этого вам, наверное, тоже нужно бороться с грехом. От нашей жизни, от нашего слова, от наших поступков зависит жизнь многих. Мы часто этого не понимаем. На самом деле жизнь православного христианина — это не жить самому по себе. Апостол Павел говорит: вы были куплены дорогой ценой (Кор. 6, 20). Христос отдал за нас Свою жизнь как человек, чтобы мы жили по любви, по вере.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Помогите мне, пожалуйста, советом. У меня очень сильно заболел родственник. Как-то вот умом я понимаю, что, наверное, молиться за его здоровье нужно. В церкви молитвы заказываю. И вот что касается бытовой помощи — я сделаю все, что нужно. А что касается молитв личных, не идет у меня это дело никак. При его ситуации понимаю, что нужна какая-то особенная молитва. Как-то перед глазами что ли попадается (на слуху) молитва мученику Трифону — сама не знаю почему, как говорится, лезет в голову. Но, может быть, что-то еще? Одна большая проблема: я не сильно верующий человек. Молюсь редко. Была смерть близкого, которая меня на это дело как-бы подвигла. Я молилась и плакала, плакала и молилась, очень сильно в течение двух лет, а потом как будто иссякла. Не могу, никак. Может быть, молитва по соглашению? Но ведь это особое что-то, и я не уверена, что осилю. А сейчас вот эта ситуация, понимаю, что надо. Но что делать, не понимаю. По большому счету, хочется ведь не просто милости Божией к больному (в смысле облегчения страданий), а фактически чуда выздоровления. А в чудо-то я и не верю. Как можно молиться без веры, без надежды? Не получается себя заставить никак. Я перед зятем виновата очень по жизни, и эта вина меня гложет. Молитва за него — это то, что я ему могу отдать, как мой долг. Но снова плакать просто нет физических сил (а то что буду — это точно). Что делать? Пишу впервые. Не совсем понимаю, как найти впоследствии ваш ответ. Надеюсь, найду. Спасибо.

Ответ

Танечка, тебе нужно воцерковляться. Без Бога не проживешь. И в жизни будет очень много событий, испытаний, разных трудностей. И нам нужна в жизни опора. Ты хочешь помочь, но у тебя нет еще, наверное, навыка молиться — навыка церковной и домашней молитвы. Тут нужно сделать усилие — прийти в храм, исповедоваться, причаститься, заказать за твоего болящего службу, подуть на литургию. Если он сильно болен и не может прийти в храм, надо позвать священника, чтобы тот его исповедовал, причастил, может быть, соборовал. И, конечно же, твоя молитва должна идти от сердца и быть постоянной. Если ты чувствуешь свою вину перед этим человеком ты хочешь ему помочь. Нет у нас сейчас такой веры, чтобы совершилось чудо и он поправился. Но мы можем на исповеди говорить, что не хватает веры. И Бог тебе обязательно даст эту веру. Может, чудо случится, может — не случится. Может, он встанет, может, уйдет в вечность. Но ты проявишь к нему любовь, заботу. И самое главное, что ваш больной сможет примириться с Богом. И если он уйдет из этого временного мира, то уйдет к Богу, а не в бездну греха. Наверное, это самое главное, что нужно сегодня сделать для этого человека. 

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. Я обращаюсь к вам с вопросом, который не дает покоя ни мне, ни моему молодому человеку. Это терзает нас. Он из семьи староверов. Я из православной, новой веры. Мы долго вместе и хотим прожить всю жизнь рука об руку, стать мужем и женой, родить детей. Мы оба не соблюдаем многих традиций веры (посты, молитвы и т. д.). Можно сказать, что вера наша формальна. Но родители наши строго относят себя к старообрядцам и православным. Мои родители, особенно мама, категорически против того, чтобы я переходила в старообрядческую веру. Честно говоря, я и сама не хочу, т. к. больше придерживаюсь атеистических взглядов. Мой молодой человек хочет, чтобы я перешла в его веру, т. к. иначе его родителей отлучат от храма. Ему их очень жалко, особенно маму, так как она очень набожная. Как нам быть? Мы любим друг друга и не хотим расставаться. Спасибо большое.

Ответ

Вы любите друг друга, всех жалко, но это ваша жизнь. Если вы любите человека, если он вам дорог и вы дороги ему, то вам нужно создавать семью, рожать детей. А вопрос веры — это вопрос нашей внутренней жизни. Я думаю, вам не надо переходить в старообрядчество, потому что это решение должно быть осмысленным и продуманным. И если вы по-настоящему войдете в православный храм и станете верующей, вы поймете, что невозможно отказаться от православия, от той красоты отношений человека с Богом, которая есть в нашей Церкви. Вы начнете молиться. Я думаю, ваш молодой человек придет к православию. Надо только серьезно подойти к этому вопросу, разобраться, что, к чему, почему. И все станет на свои места. Каждый страдает: в жизни много скорбей, много испытаний. Но вы нашли друг друга, и кто вам может помешать создать семью? Если вы способны на это, если у вас будет возможность жить и не зависеть ни от кого, создавайте семью, живите, любите друг друга, рожайте много детей и думайте о Боге, молитесь Богу. Я думаю, что Бог откроет вам, где вам нужно быть, как вам нужно молиться.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте! Какая жизнь угодна Богу?

Ответ

Гордым Господь противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Наверное, когда человек живет не для себя, а старается служить ближним — это угодно Богу. Когда человек себя не жалеет, а отдает свои силы на то, чтобы помочь тем, кто рядом, — это тоже угодно Богу. Когда человек открывает свое сердце, впускает в свою жизнь Христа и пытается искать волю Божию, исполнять ее — такая жизнь становится богоугодной. А для того, чтобы это произошло, нужно, конечно же, бороться с грехом, который живет внутри каждого из нас и который живет вокруг нас. Мир во зле лежит. Но с помощью Божией мы понуждаем себя, делаем усилия, трудимся и надеемся на то, что наша жизнь будет богоугодной.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. В христианстве гордыня считается самым страшным грехом. Даже написано: «Бог гордым противится, а смиренным дарует свою благодать». Значит, получается, что нужно смиренно и покорно сносить все моральные и физические издевательства и нельзя быть смелым, напористым, уверенным себе, нельзя защищать себя и заявлять о себе? С уважением!

Ответ

Неправильное понимание смирения. Есть человек, который всего боится, малодушествует, не отстаивает правду. И это называется смирением? Это «смиренничество», может быть. А смиренный человек не лезет вперед, не трубит о своих подвигах и достоинствах. Он терпеливо несет свой жизненный крест, он трудится и никого не осуждает. Надо разобраться, что такое смирение. Смиренный человек — за правду Божию. Он может постоять, и даже душу свою положить, за други своя. А если дело касается личных отношений, здесь, конечно же, смиренный должен где-то промолчать, где-то уступить, чтобы не разжигать вражду — и в себе, и в ближнем своем. Во всем нужно рассуждение. Смирение — это не потакание греху и не малодушие, а борьба со своим грехом, который мешает нам узнавать и исполнять волю Божию. Поэтому смиренным и дается благодать. Бог им помогает и укрепляет их, смиренных людей. Но их очень и очень мало в нашем мире.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день, батюшка! Меня беспокоит вопрос. Подскажите, пожалуйста. Я у Бога прошу что-то, и Он мне отвечает. Но проходит время, и Он это забирает. Это для смирения? Приведу пример. Едем в монастырь к святым мощам, прошу ребеночка. Сразу беременею. И бах — внематочная беременность или неразвивающаяся. Или, например, я благодарю за что-то, и тоже сразу отбирается, за что благодарила. Объясните, пожалуйста. Хожу в храм, причащаюсь и исповедуюсь.

Ответ

Можно сказать словами Иова Многострадального: Бог дал, Бог взял, будет имя Господне благословенно отныне и до века (см.: Иов 1: 21). Нужно научиться благодарить Бога не только за радости, но и за скорби. Нужно нести свой крест и не унывать, не отчаиваться, когда что-то в жизни происходит не так, как мы хотим, когда наступают периоды испытаний и скорбей. Жизнь в мире наполнена скорбями. Если мы сохраняем связь с Богом, мы можем победить эти скорби и уныние радостью о Господе. Потому что Господь победил этот мир. У нас, верующих, есть надежная опора. И если мы будем все время держаться за Бога, за Христа, то нам не страшно ничего, что будет происходить в нашей временной жизни. Судьбы Божии неисповедимы. Мы не можем диктовать Богу, что нам нужно, а что не нужно. Мы просим — Бог дает. Потом мы что-то теряем. Но главное оставаться в вере, не терять надежду. Главное, чтобы мы не свернули с того узкого пути, который ведет нас всех в Царство Небесное. И этот путь может быть только за Христом.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день, батюшка. Просьба разъяснить: если человек некрещеный, есть ли у него ангел-хранитель? Спасибо. С уважением, Александра.

Ответ

Церкви принято считать, что во время крещения дается ангел-хранитель. Я думаю, Господь хранит каждого человека — и крещеного, и некрещеного. Я сам, будучи некрещеным, в какой-то момент зашел в церковь и увидел там другой мир, почувствовал присутствие Бога, благодать Божью, хотя был некрещеный. Господь заботится о всей твари, тем более о человеке, который образ и подобие Его. Но во время крещения человек становится причастником новой жизни, которая начинается в Церкви, как в колыбели. Человек принимает крещение, его миропомазывают, и он начинает участвовать в церковной жизни — молится, причащается, исповедуется. Так развивается новый человек, совершенно новый. И отношения с Богом и со святыми, которым он молится, с ангельским миром на порядок совершенно другие. Поэтому пока человек еще не вошел в храм, еще не принял Святое Крещение, он находится в тумане. Конечно же, Бог заботится о нем и, наверное, делает все, чтобы человек увидел в своей жизни Бога, вошел в храм и начал готовить себя к вечной жизни. Но надо, чтобы это произошло скорее.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Дорогой батюшка, прошу Вас ответить на следующий вопрос. Зачастую в повседневной жизни, в том числе на просторах интернета, приходится сталкиваться с определенными атеистическими или иными нападками в сторону православной веры и христианства в целом. Сторонники противоположной стороны начинают говорить о том, что Бога нет, еще каким-то образом приводить рассуждения в свою пользу. Как правило, молчать в таких случаях я не могу и начинаю вступать в полемику. Правильно ли это или нужно игнорировать высказывания таких людей? Не ввязываться в борьбу с атеизмом таким образом?! А если нас начинают оскорблять? Как быть тогда? Я никого не оскорбляю, а просто последовательно и иногда жестко привожу аргументы и доказательства в пользу существования Бога. Как быть? Спасибо за ответ.

Ответ

Надо смотреть по ситуации. То, что Вы не молчите трусливо и отстаиваете свою позицию, — это хорошо. Просто иногда людям бессмысленно говорить что-то, когда они озлоблены, когда не ищут Бога, а пытаются оправдать себя, свое неверие. Нужно молиться и просить у Бога вразумления, когда действительно нужно повоевать и, может быть, переубедить человека, а когда нужно просто отойти и сказать: «Бог вам судья, и то, что вы говорите — это ложь». Идет борьба за каждую душу, и мы должны быть умными. Христианин должен быть умнее, он должен понимать, что человек иногда не понимает, что он говорит, его состояние больное, и он уже не может себя контролировать. Очень важно, чтобы мы не горячились, не торопились, а искали каких-то правильных слов, чтобы вразумить и помочь человеку найти Бога. Но трусливо молчать, я думаю, конечно, нельзя. Если говорят гадости на Церковь, святыню, церковных людей, нужно в какой-то момент отвечать, но обдуманно и спокойно.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

задать вопрос священнику

Убедитесь, пожалуйста, что e-mail введен правильно, так как на указанный Вами адрес будет выслано оповещение о размещении ответа. Сообщите также, составляя вопрос, в какой стране (городе) Вы живете, чтобы батюшка мог ориентироваться, формулируя ответ.