Вопрос священнику

Вопрос священнику, задать вопрос священнику онлайн

Дорогие братья и сестры!

На нашем сайте вы можете задать вопрос священнику онлайн. При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах или самостоятельно найти ответ на православных ресурсах Интернета. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!

задать вопрос священнику
Вопрос

Батюшка, простите за «стыдный» вопрос. Как побороть грех мастурбации? Началось это в детстве, случайно, при выполнении упражнений на канате на физкультуре. И продолжается до сих пор. Я не замужем. Порой я просто не могу с собой ничего сделать, хочется сделать себе приятно. Врачи говорят, что женщине нужна такая разрядка, и ничего страшного в этом нет. Я запуталась.

Ответ

Надо идти на исповедь и каяться в этом грехе. Это блуд, и это некрасиво. Вы же образ и подобие Божие. Если Вы христианка, Вы соединяетесь с Богом, и тут такие страсти животные…

Я думаю, что через покаяние, через молитву, через внутренний духовный труд, через физический труд человек может все-таки обуздать свою плоть и прийти в нормальное состояние. Главное, чтобы Вы себя не оправдывали. А то люди говорят: а что, это ничего, я плохого никому не делаю, это мое тело. Нет, это не Ваше тело, это тело Христа, если Вы причащаетесь. Вы куплены дорогой ценой. Я думаю, надо раз и навсегда для себя решить, что такой грех недопустим. И всё, попросить прощения и контролировать свои мысли, избегать каких-то соблазнительных картинок, фильмов, каких-то интернетных программ, стараться отводить глаза, не глазеть по сторонам, быть внимательным в своих мыслях. Потому что дьявол делает все, чтобы подчинить человека себе, увести его от Бога. Здесь идет духовная брань. Старайтесь в этой брани быть верной Христу. Помоги Вам Господи.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день. Задался вопросом смертных грехов или страстей, оказалось, что эти понятия в Католической и Православной Церкви различаются. У католиков — 7, а у православных — 8 основных грехов. Но при сравнении возникли вопросы — у католиков есть Уныние, а у православных это 2 греха — Печаль и Уныние, что, на мой взгляд, об одном и том же. И еще одно различие: у католиков есть Зависть, но нет Тщеславия, а у православных Зависти как греха вообще нет? И не является Тщеславие подразновидностью Гордыни? И нет ни там, ни там, но зато есть в старообрядческом православии грех Лени. Как бы Вы могли это прокомментировать?

Ответ

Есть корень, от которого отходит много-много веток, веточек. Корень грехов — это гордыня. И есть корень добродетелей — это смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Ср.: 1 Пет. 5: 5).

Любой грех — это смерть. Есть действительно страшные грехи, которые потрясают, разрушают нашу жизнь. А есть повседневные грехи, к которым мы привыкаем. И, может быть, эти грехи будут самыми страшными, потому что мы их не видим, мы к ним уже настолько адаптировались, что нам кажется, что так нормально. Лень, тщеславие, уныние — это всё то, что мешает нам жить и служить Богу и ближним, любить друг друга, любить Бога.

Можно называть грех так, можно называть по-другому, но все зависит не от того, как ты назвал, а от того, насколько душа страдает от этого греха, насколько она мучается от того, что не может победить грех, от которого страдает и сам человек, и люди вокруг него. Поэтому борьба с грехом должна быть постоянной, а это зависит от нашего внимания, от нашего контроля внутреннего, от того, насколько мы воюем за наш ум, за наше сердце, насколько мы внимательны к тому, что происходит внутри и вокруг нас.

Сравнивать можно, да, но я советую Вам не вдаваться в какие-то тонкости. Всё это грехи, с которыми нам необходимо бороться. И мы боремся с грехом до последней минуты нашей жизни, потому что можно начать за здравие, а кончить за упокой. Чем дольше мы живем, чем больше усилий мы делаем, тем изощренней, коварней становится враг, пытающийся нас осквернить грехом, пытающийся обмануть нас, смутить и увести от Бога. Поэтому вопрос не в том, сколько смертных грехов. Любой грех — это смерть, любая неправда, любая нечистота, будь то словом, будь то мыслью, будь то делом — это то, что мешает нам жить с Богом. Но самое страшное — когда человек не видит свой грех, когда человек оправдывает свой грех, когда человек привыкает к своему греху. Вот это уже страшно, это может действительно помешать человеку войти в Царствие Божие.

Но даже самый страшный грех, который совершил человек, через покаяние изглаживается из книги нашей жизни, когда человек кается, когда человек страдает, когда человек исправляется. Поэтому старайтесь быть внимательным и не грешить.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка, подскажите, как быть. С женой живем уже 20 лет, и недавно так получилось, что я ей изменил. Люблю я только свою жену, я и венчался с ней, потому что хочу прожить с ней и на этом, и на том свете, а сейчас после этого не знаю, что мне делать, как быть, ведь это такой поступок, грех, что его, наверное, трудно простить. Подскажите, пожалуйста, как мне быть.

Ответ

Конечно, измена — это предательство. Значит, было что-то было неосторожное, как-то Вы запутались. Но для этого и есть покаяние, чтобы человек исправлял свои ошибки, чтобы он каялся, и не просто на словах. Все-таки прелюбодеяние — это смертный грех. И чтобы этот грех был Богом прощен, нужно понести какое-то наказание, в чем-то себя понудить. В первую очередь надо все-таки ценить и стараться служить своей семье, своей жене.

Дьявол хочет все разрушить, все осквернить, все растоптать. Идите в храм, просите прощения и старайтесь менять свою жизнь. Если у Вас происходят такие вещи, то надо искать причину. А причина глубоко внутри. Одно дело сказать: «Я люблю и хочу вечно быть вместе, чтобы семья была», а другое дело — есть поступок… Это, конечно же, плохо, очень плохо. Но любую ошибку можно исправить. Если Вы действительно хотите бороться за семью, менять свою жизнь, исправляться, то Бог Вам в этом поможет.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте! Я раньше долгое время имела блудные отношения, в том числе извращенные (в смысле не лесбийские, а, например, оральные, простите за подробности), потом на исповеди сказала, что согрешила блудом, не вдаваясь в подробности, не потому, что специально хотела утаить, а потому что и так было ужасно стыдно, и я очень волновалась и даже не задумалась, нужно ли говорить подробнее. Скажите, пожалуйста, надо ли мне еще раз более подробно исповедовать эти грехи, или так все правильно, и больше подробностей не нужно? И еще перед тем я несколько раз утаивала этот грех на исповеди, потом призналась на исповеди также, что раньше этот грех стыдилась сказать на исповеди и утаила, но я не уточняла, один раз это было или несколько, тоже не специально, тогда от волнения даже это еле сказала. Потом было чувство облегчения, как камень с души, и я пообещала себе никогда больше так не делать. Сейчас прошел почти год, я эти грехи не повторяла, ходила в церковь, причащалась, стала больше молиться и читать Евангелие. В Великий пост я начала анализировать свои грехи и вдруг вспомнила о той давней исповеди и задумалась, вроде все грехи сказала, но без подробностей, иногда боюсь, что, может быть, это имеет значение, и меня Бог не простит. Нужно ли мне исповедовать эти же грехи еще раз более подробно или достаточно чистосердечного раскаяния? Меня этот вопрос очень мучает, и я очень раскаиваюсь во всем этом, никогда больше не повторю этот ужас. Спаси Вас Господи!

Ответ

Я думаю, что Бог Вас простил. Не надо сейчас смотреть назад, копаться во всем этом. Очень важно, чтобы память об этом грехе ушла от Вас. Тут же не формальность, не допрос — это Ваша душа. Другое дело, когда Вы сознательно, по стеснению, утаиваете грех перед священником — тогда, конечно, исповеди не происходит. А когда Вы сказали об этом грехе, но какие-то подробности не говорили, священник Вас не спрашивал, то, поверьте, Господь Вас простил. И Вы это сами уже почувствовали в своем сердце. Но дьявол пытается опять Вас повернуть к этой грязи, к этому греху, к каким-то подробностям. Я думаю, этого не надо делать ни в коем случае. Старайтесь жить по-христиански.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Благословите, батюшка, грешную Ольгу. Вот уже 9 лет как знаю мужчину, который не раз сидел за воровство, драки. Он некрещеный. Он мне все время говорил, что изменит свою жизнь, примет Крещение. В 2016 году был на химии в Минске, я с ним общалась по телефону и приезжала в Минск, была с ним в плотских отношениях. А до этого, в 2006 году, трагически ушла из жизни моя мама, и я пришла к Богу, начала ходить в храм, исповедоваться и принимать Причастие. В 2016 году умер отец. Я воспитываю ребенка одна. Этот человек мне говорит, что без меня ему не жить и что он пропадет, но еще он выпивает. Последний раз я была на исповеди в 2017-м на Пасху, каялась, что была с ним в плотских отношениях, и батюшка наложил на меня епитимью, мною заслуженную за мой этот грех, до Рождественского поста, и сказал мне быть осторожной, но я, блудная, грешная, не выполнила это и согрешила опять с этим человеком. Очень в этом каюсь и не хочу так жить. Батюшка, скажите, пожалуйста, что мне делать, ведь мне нет прощения за этот грех, мне очень стыдно и перед батюшкой. Помолитесь обо мне, грешной, блудной. Простите меня, грешную. Храни Вас Господь.

Ответ

Если человек хочет каяться и просит прощения — Бог прощает. И Он говорит, что прощать можно не семь раз, а семьдесят, и даже больше.

Этот грех, конечно, мешает Вам, он разрушает Вас, лишает внутренних сил. И Ваша душа это чувствует. Надо как-то решать вопрос. Вы с ребенком, Вам нужна помощь. Наверняка Вы хотите, чтобы у Вас была нормальная семья. Есть человек, с которым Вас связывает плотская связь. Но пока он выпивает, ничего хорошего у вас не будет. Если действительно Вы ему дороги, и он хочет с Вами создать семью, Вы должны ему поставить условие, что никаких отношений не будет до росписи. А свадьба, регистрация вашего брака возможна только тогда, когда он бросит пить и какой-то период будет жить без алкоголя, будет трудиться и сможет стать действительно главой семьи, а не просто человеком с таким прошлым, от которого неизвестно, что завтра ожидать. Поэтому если есть у Вас к этому человеку привязанность, Вы видите в нем что-то хорошее (наверняка в каждом человеке это есть) и хотите дальше строить свои отношения, то должны так ему и сказать и посмотреть, нужны ли Вы ему или это просто удовлетворение своей похоти. Если действительно он сделает усилие, будет стараться свою жизнь исправить, и не только на словах, но и на деле, тогда можно думать о создании нормальной православной семьи.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день! Я крещеный и женат. Совершил тяжкие грехи: прелюбодейство и рукоблудие. У меня позднее серьезно заболел ребенок, и выход для себя я нашел один — покаяние и воцерковление. Сгорая со стыда и срама, я пошел на исповедь и рассказал про свои грехи священнику, и он, выслушав меня, допустил к Причастию. После Причастия как будто бы камень с души слетел. Я думал, что избавился от этой грязи. Но через несколько лет опять падение в этот срам. Сначала просмотр непристойных образов, видео, затем мысленное прелюбодейство и рукоблудие. Угрызения совести не давали покоя. Пытаясь побороть стыд, я снова пошел на исповедь покаяться в тяжких грехах, но в тот день исповедь была общая, и когда я подошел к священнику с вопросом, могу ли я исповедоваться в тяжких грехах, он извинился и сказал, что много людей, и исповедовал только общие грехи. С тяжестью на душе я ушел с исповеди. Поскольку у меня не было возможности найти духовника, я дождался вечерней службы и пришел опять к этому священнику, чтобы исповедоваться и назвать грехи. Я ему рассказал, что ранее исповедовался в блудных грехах, и вот опять падение. Начал рассказывать о причинах, приведших к греху (просмотр непристойного фото и видео,) и от того, что у меня от стыда срывался голос и путались мысли, я после исповеди не смог вспомнить, назвал ли я все грехи по именам (прелюбодейство, рукоблудие), возможно, что и не сказал, но я шел на исповедь с истинным покаянием и твердым решением рассказать про грехи, несмотря на стыд. И опять мучения после исповеди, что она не полная, поскольку грех должен быть назван. Не находя себе покоя, я опять пошел к священнику на следующий день. На этот раз он не стал меня слушать и сразу спросил: «Каетесь в грехах?» Я сказал, что каюсь. И вот с тех пор не нахожу себе места и покоя с чувством неполной исповеди, назвал ли я все грехи по именам. Подскажите, пожалуйста, будут ли мне в этом случае прощены тяжкие грехи, или мне нужно пойти к другому священнику и исповедоваться снова, назвав все грехи по именам? Душа не находит покоя.

Ответ

Я думаю, то, что Вы шли с намерением покаяться и бороться с грехом, Бог принимает, и все, что нужно, Бог услышал через священника. Вы получили разрешительную молитву. Поэтому священник, узнав Вас, понял Ваше состояние и не слушал Вас уже больше, а прочитал разрешительную молитву.

Сейчас Вам нужно быть внимательным, контролировать себя и не допускать даже мыслей каких-то, которые связаны с Вашим падением. А для того чтобы были силы, было внимание (это же непросто все время себя держать в трезвенном состоянии), нужно регулярно приходить на исповедь, смотреть на себя. Прожил человек неделю, посмотрел — что, где, вот здесь расслабился, здесь не туда посмотрел, здесь не то подумал. Если у Вас будет этот постоянный труд, то с Божией помощью Вам удастся избежать очередных падений, осквернений. Только нужно себя не жалеть. А мнительность… Здесь, в данном случае, Вас уже смущает враг, навязывает сомнения, была ли исповедь, все ли Вы назвали. Бог принял Вашу исповедь, и Вам нужно верить, что грехи Ваши прощены.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. У меня такая ситуация: я очень грешна, и чем больше молюсь, причащаюсь, тем очевиднее мои грехи. Я настолько прогнила, что впадаю в отчаяние. Стала каждую неделю причащаться, но дело в том, что я не справляюсь. Я не становлюсь лучше! То, чем я стала, трудно назвать даже человеком. Я хочу от всей души, но творю просто невообразимые вещи, которым не может быть оправдания. Ужас в том, что я понимаю, но не в силах справиться. Почему Бог допускает мне быть такой… Я же изо всех сил прошу помощи остановиться. Я не хочу быть такой. Опять-таки молитвы грешников, может, не слышно? Я как увидела свои грехи, то, получается, что причащаюсь в осуждение. Хуже то, что я в который раз пытаюсь к Вам приехать на исповедь, и происходит все, что угодно, чтобы поездка не состоялась. Вплоть до абсурдных ситуаций. Хотела поехать к мощам Матроны, но все срывается. Прямо на глазах. Заказала Неусыпаемую Псалтирь в помощь, так такие скорби накрыли, что впадаю в отчаяние. Не могу вырваться из этого круга. Помогите. Кто-нибудь. Я не хочу быть тем, что я есть, но сама не справляюсь. Готова на отчитки, куда угодно. Но к иконам прикладываюсь спокойно, не кричу… Как вырваться, не знаю.

Ответ

Ни на какие отчитки Вам не надо. Надо успокоиться, взять себя в руки. В таком состоянии нервозном, неспокойном, близком к отчаянию, можно еще больше наделать ошибок и потом самой страдать из-за них. Сейчас нужно спокойно прийти в храм. Слава Богу, что Вы причащаетесь. Хуже от Причастия Вам никогда не будет. Вам нужно потерпеть себя, потерпеть то, что внутри, и идти в храм, молиться, трудиться. Бог поможет обязательно, только не поддавайтесь панике. То, что Вы можете, Вы должны сделать, а остальное доделает Бог. Мы не знаем, что хуже, что лучше. Сейчас идет война, и Вам нужно воевать с грехом, не поддаваться греховным мыслям, чувствам. И сохранить доверие к Богу — это самое главное на сегодняшний день. Претерпевший же до конца, тот спасен будет (Ср.: Мф. 10: 22).

Найдите возможность смириться, чтобы мир пришел в Ваше сердце. Может быть, это самые тяжелые, самые страшные моменты в Вашей жизни, а Вы поблагодарите Бога и скажите: «Слава Богу за все». Сквозь слезы, сквозь стоны, сквозь боль все равно скажите Богу: «Я Тебя люблю, я хочу жить с Тобой, я благодарна Тебе». Это даст Вам опору, силы для дальнейшей жизни. И к Чаше Вам надо идти все равно, как бы трудно ни было. Я думаю, Господь укрепит Вас. Бог Вам в помощь.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте! Вопрос насчет исповеди. Мне 31 год. Я не замужем (вряд ли когда-нибудь буду). У меня есть не исповеданные содомские грехи с детства. Хочу их исповедать. Но помимо них у меня есть грехи блудные, от которых я не могу, не хочу, совершенно не в состоянии отказаться. Не буду называть все, но для примера: чтение любовных романов, смотрю сериалы про любовь, которые вызывают блудные мысли, слушаю подобные песни, смотрю клипы и т. п. Я в курсе, что и то, и то смертный грех, и что если с этими грехами умереть, то я попаду в ад, и никто меня оттуда не вымолит (как я читала про смертные грехи у Игнатия Брянчанинова). Вопрос: могу ли я исповедать давно оставленные содомские грехи, если при этом я не имею даже намерения бороться со своими блудными нынешними грехами? То есть я могу, конечно, блудные грехи на исповеди назвать, но никакого намерения бороться с ними не имею, потому что и дня не могу прожить без смотрения тех сериалов, клипов, чтения блудных романов, блудных мыслей и т. п. Я думаю, что в таком случае на исповедь мне вообще нельзя. Ведь нельзя исповедовать грехи частями, нужно называть все и иметь твердое намерение отказаться от них или хотя бы бороться со всеми ними. Как правильно?

Ответ

Думаю, Дашенька, Вам нужно прийти на исповедь и вот то, что Вы здесь написали, честно рассказать священнику. Я исповедую в субботу в полшестого, придите. Мы с Вами побеседуем, и, может быть, что-то у нас получится, какое-то движение будет к Богу. С чего-то надо начинать.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка. Объясните, пожалуйста, почему причаститься дважды в день — страшный грех?

Ответ

Служба, на которой мы принимаем Святые Тайны, называется Божественной литургией. Она совершается по церковному календарю. И если человек участвует в этой службе, готовится и принимает Святые Тайны, то повторять это невозможно. Точно так же нельзя совершать Божественную литургию на одном престоле, на одном антиминсе.

Каждый день имеет определенные временные рамки (24 часа) и свое духовное значение — это праздники, это память святых. И они не могут повторяться. Мы можем служить разные службы, в разных храмах, на разных престолах в один день, но это один день и одна служба в храме. И человек не может, поучаствовав в богослужении, приняв Бога, повторять это важнейшее в жизни событие. А уже на следующий день вспоминаются другие святые; поскольку это другой день недели, то уже другие отрывки из Священного Писания читаются, поэтому повторять здесь невозможно.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

У нас венчаный брак. Я изменил жене, т. е. впал в грех прелюбодеяния, и если она об этом узнает, то, без сомнения, подаст не только на развод, но и на развенчание брака, ибо измена — это одна из причин, по которым Церковь разрешает развод. Но ведь нет ничего тайного на земле, что не стало бы явным у Бога. Я хочу сохранить семью и живу теперь с постоянной болью в душе и укорами совести. Как мне дальше жить? Что я должен делать и даже сделать, чтобы грех сей был мне прощен и не вспоминаем на Страшном суде Христовом? На мытарстве блуда? Что советует Церковь, святые отцы и лично Вы всем, кто впал в блудные грехи, чтобы им заслужить прощение и попасть в Царствие Небесное, а не в ад? Не все могут уйти в пустыню, как прп. Мария, но лично я ради прощения грехов этих изменил бы свою жизнь. Мне нужно слово, пример, совет, наставление, поддержка, указание... Помогите, батюшка, прошу Вас.

Ответ

Если ты упал, нужно вставать.

Нужно постараться увидеть причину того, почему этот грех произошел. Это же не случай. Наверное, попускали в себе какие-то мысли, мечтания. Наверное, не ценили то, что имели, или привыкли к тому, что у Вас есть, не бодрствовали, не были внимательны, вот враг и воспользовался Вашим состоянием. Что сейчас Вам сказать? Нужно идти на исповедь, каяться, и не только словами, а попытаться, чувствуя свою вину, служить своей семье, жене, как-то себя реабилитировать. Своей жизнью, своим отношением к семье Вы должны искупать вину.

Наверное, у жены тоже есть какие-то немощи, слабости в характере — это тоже нужно покрыть своей любовью. И, конечно же, впредь держать себя в узде, не фантазировать, не включать свое воображение. Оно может нарисовать какие угодно картины, но это будут дьявольские рисунки. Дай Бог, чтобы Вы больше никогда этот грех не совершали, чтобы Вы несли немощи своих близких и благодарили Бога за то, что есть Тот, Кто прощает наши грехи и дает нам силы бороться с нашим ветхим человеком.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

задать вопрос священнику

Убедитесь, пожалуйста, что e-mail введен правильно, так как на указанный Вами адрес будет выслано оповещение о размещении ответа. Сообщите также, составляя вопрос, в какой стране (городе) Вы живете, чтобы батюшка мог ориентироваться, формулируя ответ.

Благодарим!

при копировании материалов просим
указывать ссылку на наш сайт