Мария
4 года назадПомоги, укрепи и спаси всех нас, Господи!
В четверг Крестопоклонной седмицы Великого поста митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, совершил в нашем монастыре иноческий и монашеский постриг. Шесть трудниц получили благословение на послушничество, три послушницы пострижены в рясофор, пять инокинь — в мантию. Чин пострижения проходил в храме в честь иконы Божией Матери «Державная» в присутствии священства, сестер и прихожан обители.
«Пожити достойно во ангельском сем житии»
Послушницы Александра (Йоница), Антонина (Жутова), Ирина (Куць) стали на первую ступень монашества. Митрополит облачил сестер в рясу и клобук, испросив у Господа сподобить их «пожити достойно во ангельском сем житии». Чин пострижения в рясофор не предполагает произнесения обетов, но новоначальные сестры обязаны со всей строгостью соблюдать монашеский устав.
В нашей обители постриг в рясофор совершается с сохранением прежних имен, и теперь уже инокиням Александре, Антонине и Ирине предстоит идти узким путем, стараясь стяжать благодать Святого Духа через терпение, послушание и кротость.
«Поспеши открыть передо мной объятия Отца»
Постриг в мантию или малую схиму — отречение от грешного мира и рождение нового человека. В ожидании момента, когда избранные души вступят в духовный брак со Христом, в храме все замирает. В свете горящих лампад и свечей чувствуется особое напряжение. Где-то внутри тебя рождается волнение, которое нарастает с каждой минутой. Значимость происходящего понимаешь даже не разумом, а сердцем, кажется, что его ритмичные звуки отражаются от стен храма…
Совсем скоро сестры дадут великие монашеские обеты, возьмут на себя крест и пойдут трудной дорогой покаяния. У воина Христова нет пути назад, и именно эта необратимость одновременно и пугает, и восхищает мирянина, в то время как инок, выбравший путь скорби и молитвы, с нетерпением, трепетом и надеждой ждет момента таинственного сочетания его души со Христом.
В храме звучат слова тропаря Недели о блудном сыне: «Поспеши открыть передо мной объятия Отца, ибо я в блуде растратил свою жизнь, но ныне взираю на неоскудевающее богатство Твоих милостей. Не презирай мое обнищавшее сердце, ибо к Тебе с умилением взываю: согрешил я, Отче, пред небом и пред Тобою». Монашествующие сестры с горящими свечами выстроились в живой коридор в центре храма. Инокини Татиана (Падюкина), Фотиния (Горностаева), Елена (Евменова), Евгения (Яковлева), Елена (Сучёк), облаченные в длинные белые рубахи, ползут по дорожке из притвора к амвону.
Смиренный образ инокинь напоминает о покаянии блудного сына и его возвращении в объятья Отца, о евангельской овце, потерявшейся и найденной добрым пастырем. Сестры заботливо прикрывают будущих монахинь своими мантиями…
«Во отвержение своея воли и всех плотских похотей»
Наконец, постригаемые у амвона. Наступает самый ответственный момент — митрополит спрашивает у сестер, желают ли они постнического жития и отрекаются ли от мира. Инокини отвечают: «Ей, Богу содействующу, святый владыко», — и приносят монашеские обеты целомудрия, нестяжания и послушания.
Владыка берет Евангелие и ножницы, трижды бросает ножницы на пол, и сестры трижды со смирением их поднимают, обозначая твердое решение идти избранным путем. Пряди волос будущих монахинь становятся символической жертвой и свидетельством отречения от мира.
Прежняя жизнь позади, звучат новые имена сестер: монахиня Васса (Падюкина), монахиня Параскева (Горностаева), монахиня Досифея (Евменова), монахиня Таисия (Яковлева), монахиня Ева (Сучёк). С этого момента у сестер начинается новая жизнь…
«Облачится в ризу спасения и в броню правды»
Митрополит благословляет предметы монашеского облачения и передает их новоначальным сестрам. Черный цвет одеяния символизирует покаяние и скорбь, становится напоминанием о принесенных монахинями обетах и смерти для мирской жизни. Подвижник Симеон Фессалоникийский пишет: «Священнейший образ монашеский... называется также одеждою покаяния, как (образ жизни) скорбной, смиренной и самоуничиженной, не терпящей излишеств и чуждой всякого человеческого пристрастия…»
Как воин, выходя на поле боя, надевает доспехи, так и воин Христов облачается в защитную броню, которая поможет ему противостоять искушениям. Параман, подрясник, пояс, мантия, клобук — каждый из этих элементов монашеского облачения имеет свое значение.
Параман (четырехугольный плат с изображением креста) — символ обручения великого ангельского образа и принятия ига Христа. Вместе с параманом надевают небольшой деревянный крест в знак свидетельства о крестных страданиях Господа. Подрясник напоминает об обете нестяжания, монашеский пояс — о готовности к подвижничеству и необходимости умерщвления похоти. Рясу называют «ризой веселия и радования», эти дары монах приобретает в результате стяжания Святого Духа. Мантия — «риза спасения», развеваясь, она делает Христова воина похожим на крылатого ангела, в любой момент готового на подвиг во имя Господа. Клобук (камилавка с длинным покрывалом) называют «шлемом спасения», он символизирует терновый венец Христа.
После пострига монахиням вручают четки, крест и свечу. Монашеские четки — духовный меч, «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» всегда на устах, в уме и сердце монаха. Постригальный крест — символ веры («Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и последует Ми»), свеча — символ чистоты и добродетели («Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех»).
«Ваши молитвы должны укреплять весь мир»
«Что ти есть имя, сестра?» — вопрошает митрополит. «Грешная монахиня...» — отвечает каждая сестра, произнося свое новое имя. — «Спасайся о Господе».
Так в нашей обители родились новые воины Христовы, отказавшиеся от мира и вставшие на узкую дорогу в Небесное Царство.
Владыка поздравил новоначальных монахинь с постригом, отметив, что они выбрали спасительный путь и должны всегда помнить слова Господа, сказанные ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века».
Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси:
— Дорогие сестры! Вы отказались от мира и своими обетами засвидетельствовали, что ваша жизнь будет иная, в отличие от всех людей, которые живут на земле… Вы будете жить в монастыре, и ваша жизнь не будет заметна миру, но ваши молитвы должны укреплять весь мир. Ваши молитвы должны вдохновлять наших людей на дела благочестивые, добрые, праведные.
Пусть Господь помогает всем вам на вашем предстоящем иноческом пути. И пусть радость о Господе всегда пребывает в ваших сердцах, чтобы люди, которые приходят и будут приходить в нашу святую обитель, от вас, от наших сестер, ощущали только эту подлинную Божественную христианскую радость и надежду, чтобы здесь, в этой святой обители, всегда пребывала только радость, только христианская любовь, взаимопонимание и поддержка...
По традиции новопостриженные сестры три дня и три ночи проводят в храме в молитвенном общении с Небесным Женихом. Говорят, в это время Господь посещает инока, даруя его душе благодать, наполняя ее светом, теплом и радостью. Эти сокровища монахини хранят в глубинах своего сердца, они согревают и укрепляют их на непростом пути спасения.
Что на душе у того, кто принял ангельский образ? Какие откровения посылает Господь тому, кто отказался от мира и посвятил Ему свою жизнь? Все это остается тайной сердца каждой монахини…
Фотографии Евгения Прокофьева
30.03.2020