Памяти сестры милосердия Ирины Татариновой
На Пасхальной седмице отошла ко Господу сестра милосердия Ирина Татаринова. В разные годы она несла послушание в одной из церковных лавок монастыря и помогала людям, больным туберкулезом, 20 лет была духовной дочерью отца Андрея Малаховского. Батюшка рассказал, что к Богу она пришла через тяжелые жизненные обстоятельства, а уже дальше «между миром и тем, чтобы идти путем Божиим, всегда выбирала последнее, хотя по человеческим меркам это было невыгодно».
Иерей Андрей Малаховский, духовный отец:
— Ее Голгофа началась, когда у нее нашли тяжелое онкологическое заболевание. Определенные сложности возникли в связи с тем, что она имела только вид на жительство в Беларуси, а не наше гражданство. Несмотря на это, врачи шли ей навстречу, сестры собирали копеечку, но лечение не давало должного результата, и сама болезнь очень коварная. Она держалась за молитву в этот сложный период, имела желание и старалась творить Иисусову молитву. Человеческого страха у сестры Ирины не было. Она с болезнью смирилась и во всем положилась на Бога, на Его волю.
Ее можно сравнить с горящей свечой. В храме на панихидном столе мы видим множество свечек, и каждая из них — душа человека, хотя все они нам и кажутся одинаковыми. Посмотришь на монастырь и на наше служение издалека — просто увидишь, что монашествующие сестры ходят в черном, сестры милосердия — в белом. А когда лично человека знаешь, конечно, осознаешь всё глубже.
Она не была тем, кто постоянно находится на виду. Но она спокойно и хорошо делала свое дело, всегда умела сказать нужные слова, помочь ближнему. В общее дело нашего служения она внесла свою лепту.
За 20 лет Ирина выросла духовно. Случись эта болезнь раньше, она бы восприняла ее как наказание или решила, что Бог ее забыл. А сейчас на все вещи уже смотрела иначе. Воспринимала как путь, который нужно пройти: «Если так угодно Богу, значит, так будет лучше и для спасения моей души».
Сестра Ирина ушла к Господу в пасхальные дни. Это утешение для близких, и я верю, что Господь Сам таким образом облегчает дальнейший путь ее души в невидимом мире.
Нина Егомостьева, сестра милосердия, подруга Ирины:
— От нас ушел удивительный, хороший человек, и мы скорбим об этом. Для нас это невосполнимая потеря. Помню ее последний телефонный звонок нам, когда она говорила о том, как всех нас любит и как хочет быть с нами…
Сестра Ирина преставилась в возрасте 48 лет в ночь с 23 на 24 апреля, а утром 25 апреля было отпевание в Никольском храме монастыря. Вместе с отцом Андреем Малаховским отпевание совершал отец Георгий Борушко, священник храма святого Андрея Первозванного, где Ирина была прихожанкой.
В РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии, где лечат туберкулез, она несла послушание 5 лет. Ира приходила в отделения, в которых пациенты лежат годами. Среди них молодые ребята, уже отчаявшиеся и уверенные в том, что эта болезнь с ними навсегда и что они уже из этой больницы не выйдут… Вот приходишь в палату, а там человек лежит и смотрит в стенку. Ему очень тяжело, потому что эта болезнь — туберкулез — неприятна. Отношение к такому человеку в обществе как к прокаженному. Тот мужчина никогда не обращал на меня внимания, а когда выписывался, сказал: «Спасибо, сестра, что ты к нам приходила»… Ирина находила для больных правильные слова, и вместе с ней они приходили в нашу часовню на молебны, причащались, укреплялись в вере. Все они до последнего верили, что сестра Ирина к ним вернется.
И нас, сестер, она умела расположить. Мы откровенно разговаривали с ней, она делилась своим сокровенным, я — своим.
Со своей собственной болезнью она боролась около года. Ей сразу поставили периферический рак легкого VI степени c метастазами. Но она приняла диагноз смиренно. Переживала только за свою семью, за детей.
Она относилась к нам с такой любовью, что даже не говорила о том, какая помощь нужна ей самой. А если мы предлагали что-то сделать, отказывалась, понимая, что у нас у каждого своя семья, свои какие-то проблемы.
Она боролась до последнего! У нее была сильная вера в Бога, и сама она была сильна духом. Не каждый смог бы понести такую болезнь. А умереть на Светлую седмицу — это мечта каждого христианина…
Дарья Гончарова, автор материала о сборе помощи сестре Ирине:
— Мы лично никогда не встречалась, беседовали только по телефону, но и в этих разговорах Ирина раскрылась удивительным образом в самый трудный период своей жизни.
Ирина для меня — человек с невероятной силой воли. Она могла позвонить мне, и мы с ней просто смеялись над трудностями. Она болела и, несмотря ни на что, смеялась… А сложностей на самом деле много было. Даже открытие благотворительного счета в банке для сбора средств стало проблемой, но Ирина не отчаивалась и все воспринимала с улыбкой.
Ирина родом из Донецка. Она несла послушание в церковной лавке в тот период, когда в Украине начались страшные события, и старалась морально поддержать людей, родственники которых тоже жили в Донецке. Ведь у нее самой были там близкие, и эту ситуацию, страх за жизнь других людей она чувствовала очень хорошо. Никто не уходил от нее не утешенным...
И потом, когда она стала подрабатывать риелтором, чтобы как-то финансово обеспечить свою семью, ее клиентами становились люди с разными проблемами. Ей приходилось ходить в собесы, решать социальные вопросы. Коллеги в агентстве в связи с этим над ней по-доброму подшучивали.
Она рассказывала, что на Крещение Господне боли ушли, и она восприняла это как чудо — возможность выдохнуть на такой большой праздник. Несмотря ни на что, она не перестала доверять Богу. Она говорила мне, что у каждого своя дорога, и если суждено уйти, то надо уходить спокойно.
Конечно, ей было страшно за детей. И ей так хотелось увидеть выпускной старшей дочери! Конечно, она боролась. Но раздражения и обиды не было.
Во время болезни ее поддерживали муж, сестры милосердия и читатели сайта. Она очень благодарила всех за материальную поддержку. Эти переводы облегчили ей жизнь.
Людмила Яскевич, сестра милосердия, несет послушание в тубдиспансере и в церковной лавке от монастыря:
— Когда перед Ириной стал выбор — выбрать материальный мир, обеспеченную жизнь или Господа — она оставила свою прежнюю высокооплачиваемую работу и пошла за Христом. И потом в разных жизненных ситуациях она старалась всегда поступать по-Божиему. Искала именно того, чего хотел Бог.
О том, что она всегда выбирала путь за Богом, говорил на отпевании и ее духовный отец — иерей Андрей Малаховский. Посмотрите, она пришла в диспансер для больных туберкулезом, где всегда есть риск заразиться, и в то же время Господь давал доверие к Нему, и она оставалась всегда верной!
Сама Ирина для всех нас была солнышком. Она была светлым, глубоким, удивительным, трогательным, чутким человеком! Ира была немногословна, но за нее говорили ее поступки. Она не была эмоциональной, но всегда сопереживала. И сама всегда поступала обдуманно, помолившись.
Еще она была ответственным человеком. Всегда советовалась со своим духовником. А когда несла послушание в церковной лавке, то часто звонила мне, как другу и старшей, более опытной в этом деле сестре. Это ценно и прекрасно характеризует ее. Далеко не всегда и не все так поступают, а ведь невозможно прийти на новое для себя место и сразу всё уметь. Опыт приходит со временем. У нее к любому делу было живое отношение — и в церковной лавке, и в больнице. Она всю душу вкладывала в то, что делала.
Ира — человек, любивший других людей и любивший Христа!
Наши сестры, которые ходят в эту больницу с отцом Андреем, — маленькая община, которую можно назвать второй семьей. Она сразу стала ее частью.
Знаете, я несла послушание на четвертом этаже больницы, но Ира согласилась ходить туда вместо меня, потому что у меня самой уже болели колени: было просто физически трудно подниматься. А там проходят лечение люди в том числе с открытой формой туберкулеза.
Свою болезнь (онкологию) она приняла как волю Бога. Она призналась мне, что если бы уже во время болезни могла снять трубку, с которой жила последние месяцы, то пришла бы в отделение. Любовь ко Христу передавалась через любовь к своему служению, к сестричкам, ко всем людям.
Как бы тяжело ни было, она шла за Христом! Всегда оставалась твердой и верной до конца. Я помню, как на Рождество Христово она к нам на молебен в больницу приехала уже с трубочкой. Та встреча с ней была как Пасха!
А впервые мы повстречались очень давно в церковном киоске в ГУМе, где я несла послушание. Вместе в один день в Никольском храме 20 лет назад венчались моя старшая дочь и Ира со своим мужем. Таинство совершал отец Андрей Лемешонок.
Сама Ира была прихожанкой храма святого апостола Андрея Первозванного, но периодически приезжала в монастырь на исповедь к отцу Андрею Малаховскому.
Я училась у нее любви. Мне просто рядом с ней было хорошо. Я знала, что Ирина всегда поддержит, в любой ситуации! Она принимала тебя таким, какой ты есть. Это удивительное качество. При этом она тактично проговаривала свою точку зрения. Она не лукавила и оставалась человеком, верным Богу. Тактичная, любящая, искренняя. Помните слова Господа: Вы — соль земли (Мф 5: 13)? И она такой была! Господь ей дал быть хорошей матерью, женой и сестрой милосердия.
Записал Вадим Янчук
5.05.2020