О Православии во Франции
«Наша задача — самим остаться православными»
— Православие — это не идеология, это свидетельство! Надо жить как православный человек. Когда живешь Православием, благодать Божия, если она пребывает в человеке, передается всем окружающим. Алексей Хомяков выразил это понятие: «Единство Цеpкви следует необходимо из единства Божьего, ибо Цеpковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живyщей во множестве pазyмных твоpений, покоpяющихся благодати».
Мы никогда не занимались миссионерством по примеру Запада, но французы всегда могли войти в православную церковь. Мы не звали их на улицах, не раздавали листовки, как это делают протестанты. Мы всегда понимали, что наша задача — самим остаться православными, а остальное решает Господь. Были левые русские интеллигенты, которые стали писать, что, мол, была русская революция 1917 года и что после нее мы, русские люди, приехали в другие страны и принесли с собой Православие, чтобы окропить им — это чушь. Эта мысль преподносилась как идеологический подход. Но этого не было. Твоя единственная задача — быть православным, а остальное — Божия воля.
«Мы ждем икону»
— В свое время в Монреале (Канада) замироточила икона Иверской Божией Матери. Иосиф (Хосе) Муньос-Кортес (чилийско-канадский православный иконописец. В течение 15 лет был хранителем Монреальской Иверской иконы Божией Матери и посещал с ней православные приходы во многих странах мира. — Прим. ред.), который сопровождал икону, часто приезжал внезапно.
Я как-то иду в храм на всенощную службу, повернулся в конце улицы и увидел, что перед храмом стоит огромная толпа. Подумал, что, может, случился пожар или что-то такое. Когда спросил о том, что произошло, французы ответили: «Мы ждем икону». Я не знал этого, а они как-то узнали, что приедет икона, и хотели получить миро, которое от нее истекало. Этим миром мы помазывали людей 15 лет! Они переполняли наши храмы и их просили даже не приходить во время богослужений, потому что нашим прихожанам не хватало в храме места, им приходилось стоять на улице. Мы уговаривали, чтобы они пришли в то время, когда нет службы. Люди приходили толпами в православный храм, а просили принять их в Православие только единицы.
Франкофонные православные общины
— Даже появились общины, состоящие только из французов. Переводы богослужебных текстов сразу были не очень удачными, потому что переводили их французы, которые не были православными, и русские, которые по-французски плохо говорили. А потом потихоньку стали поправлять тексты, но они еще не совсем совершенные.
Есть франкофонные православные общины, которые за один век, скажем так, обосновались. Первым был один бенедиктинец из монастыря в Бельгии, который попросил Папу Римского отслужить весь устав Русской Православной Церкви на славянском языке. За два-три года они стали печатать иконы, распространять их, свидетельствовали о восточном христианстве, восточной миссии. И в какой-то момент их игумен написал Папе Римскому, чтобы тот благословил переход в Русскую Православную Церковь. Этот монастырь сразу закрыли, всех разогнали и один насельник приехал в Париж к митрополиту Евлогию (Георгиевскому) и попросил быть принятым в Православную Церковь единолично. Он создал в Бельгии франкофонный приход. Потом в другом месте открыли бенедиктинцы монастырь с восточным обрядом (то есть униатский. — Прим. ред.), но им уже надо было всегда поминать Папу Римского.
В разных местах были разные события, связанные с тем, что люди сами приходили в Православие. Повторюсь, у нас не было миссии и не думаю, что она была нужна.
«Храмы пустуют»
— В данный момент если западный мир и интересуется Православием, то православным он быть не собирается. Это всё впереди! Католичество сейчас иссякает, храмы в продаже. Во Франции с 2002 года снесли тридцать храмов. Это встревожило президента республики, но там ничего не поделаешь — храмы пустуют.
В Швейцарии, в Женеве кальвинисты. У них очень просто. Они такие люди, которые говорят: «Бог есть — я в Него верю и потому я спасен». Они могут прийти в православный храм, им там будет очень приятно, им нравится церковное пение. Мне одна интеллигентная бабушка-швейцарка на улице при встрече сказала: «Вы знаете, я уже хожу в вашу церковь сорок лет!» Она не православная и ей это не нужно. Она считает, что уже всё равно спасена, но Православие — это хорошо, по ее мнению. Такая пестрость характерна для Запада.
«Франция исторически была православной»
— А что касается французов-католиков, важно вспомнить, что до Х века они были православными, пока Карл Великий лично не поставил Папу Римского, утверждая, что он — представитель Христа на земле.
Я 20 лет назад увидел в одной из книг (а это было ученое издание на греческом и на французском) доклад епископа V века Илариона о Поместном Соборе в Париже. В руках я держал удивительную вещь, потому что тот Собор имел повестку дня абсолютно ту же самую, что и наш епархиальный съезд, а это V век!
Этот порядок существовал до Карла Великого, который в 800 году был коронован императором. Он был узурпатором и заставлял епископов подписать бумагу, что они принимают новый порядок. Ни один епископ в Галлии не принял новый порядок, и всех их уничтожили. Один епископ в том году был убит в храме недалеко от центра Парижа. Это доказывает, что посланники Карла не были милыми людьми, а больше походили на опричников и убийц. Карл даже перевел столицу империи в германский город Ахен.
Мир вокруг Средиземноморья начал разделяться. Одна часть осталась православной, долго-долго сопротивлялась католицизму и Франция. Всегда иерархом Церкви считался епископ Лионский, а не Папа Римский.
Франция исторически была православной, и патриархом был издан указ, что мы должны поминать мучеников, которые окропили своей кровью и освятили эти земли: святые Женевьева, Иларион и многие другие. И франкофонные приходы развиваются, потому что люди принимают свое прошлое. Франкоговорящих семей православных не так много, но они есть. Мы издаем жития святых, просиявших на Западе. Вышла книга с житиями святых Швейцарии, сейчас готовим жития святых Бельгии, а чтобы рассказать о святых Франции — надо издать 40 томов!
18.02.2020