Не жить по инерции
Впереди у нас непростое время. В начале Великого поста бывает такой «первый порыв», но надо дойти до конца дистанции. Мы можем неделю не есть, ну а потом свое возьмем. Поэтому надо быть очень осторожными.
Чего ты хочешь, то ты и получишь. А чего мы хотим? Мы должны для себя это определить: «Чего я хочу в этой жизни? Для чего я здесь? Для чего я сейчас пришел на исповедь?» Наверное, чтобы полегчало… А как оно полегчает? Физически, может, будет еще и тяжелее, и брань усилится.
Надо все время осмысливать, что ты делаешь, ведь иногда человек просто живет по инерции. В кафедральном соборе однажды забрали на реставрацию Минскую икону Божией Матери. И, бывало, идешь: иконы нет, но ты крестишься. А кому крестишься — стенке? Вот твоя сегодняшняя духовная жизнь. Мы привыкли и уже многое делаем только по привычке. Наверное, когда ты в первый раз зашел в храм и тебя коснулась благодать, всё было живым, всё было по-настоящему! Прямая связь с Богом. А потом ты уже заходишь в храм в сотый, в тысячный раз… И нет уже того чувства присутствия Божия, того ощущения своего недостоинства. А есть просто: ты зашел, ты опаздываешь, ты бежишь… И как-то жизнь так проходит мимо.
Может быть, во время поста стоит немножко притормозить, остановиться и посмотреть на себя повнимательнее — туда ли мы идем, то ли мы делаем, того ли мы хотим? В чем мы хотим измениться? Действительно ли мы хотим, чтобы что-то навсегда ушло из нашей жизни? Иногда мы говорим: «Да, мы грешные, каемся!», но в действительности не хотим убирать грех из своей жизни, потому что он нам привычен, а иногда даже и дорог в какой-то степени. «Как же я буду без какого-то лишнего слова, без болтовни, без мечтательности, без нытья? Я привык ныть, хотел бы, чтобы меня все жалели, что я бедненький, несчастненький. Хотел бы оказываться все время правым, чтобы меня все слушали…» Мы к этому привыкли, и уходить от этого нам очень трудно.
Без помощи Божией мы не справимся, наше греховное естество, наша плоть и кровь Царствия Божия не наследуют. Мы заражены грехом, и как бы мы ни крутили, как бы ни пытались, все равно грех нам будет ближе, чем духовная пища. Если нам нужно будет выбирать самим, грех нам будет ближе и мы, конечно же, выберем его. Вот почему мы приходим в церковь за благодатью, а уже когда в человеке действует благодать, тогда он начинает видеть безумие греха и выбирает Бога. Но это происходит лишь в том случае, если в человеке есть дух Божией любви. А когда благодать отступает, мы сразу выбираем грех. Очень важно не терять благодать, то есть свою связь с Богом.
6.04.2020