«И будет жить любовь…» (часть 2)
Всё в жизни человека случается, когда он к этому готов. Так было и у сестры милосердия Елены Воронковой. «Случайные» встречи, неожиданные события, паломничества, и вдруг тебе открывается новый мир — мир, в котором ты, словно ребенок, радостно и неуверенно делаешь первые шаги. И вот уже центром жизни становятся монастырь, сестричество, детский интернат и служение Богу...
«Блаженны чистые сердцем…»
— Дочь училась в университете, там была монастырская лавочка, в которой несла послушание сестра Раиса Шульга. От нее Лера и узнала о детском интернате. Дочка с одногруппницей начали ходить к деткам, а я по-прежнему оставалась прихожанкой монастыря.
Лера рассказывала, что они возят детей на богослужения и акафисты в храм, вместе рисуют и играют. Описаний того, что с воспитанниками интерната что-то не так, не было. Наоборот, я слышала, что это обычные дети, которые нуждаются в любви, просто с ними надо быть особенно внимательными.
Когда Лера познакомила меня с сестрами милосердия, было ощущение, что я знаю их много лет. На рождественском богослужении сестры сказали: «Давай к нам!» — но я тогда не решилась. Пришла в интернат, услышав приглашение в третий раз…
Перед моим первым посещением детей Лера предупредила: «Мама, будь осторожна». Сейчас я понимаю, что она имела в виду: это действительно люди, о которых говорится в Евангелии: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5: 8).
— А потом я прочла инструкцию для братьев и сестер: «Пришел — стой, что-то нужно — спроси у старшей по послушанию или получи благословение отца Валерия Захарова». И я потихонечку начала ходить в детский интернат.
«В облачении сестры милосердия попадаешь в другое измерение»
— В Неделю святых жен-мироносиц сестры Ирина Хадарович, Ольга Смоляк и я взяли благословение в сестричество и получили белые косыночки. Уже чуть позже нам пошили облачение.
— Первые сестры пришли в детский интернат, когда там ничего не было. Сегодня на территории храм, сенсорный сад, зоопарк. Это такое общее делание.
Наши сестры очень разные, но в каждой есть глубина души и любовь, которая проявляется по-разному. Бывает, обижаешься на какое-то слово, а потом переосмысливаешь ситуацию и видишь, что именно благодаря ему в тебе что-то подправилось.
Помощь, которую Господь посылает через старших сестер, для меня очень важна, она подравнивает и дисциплинирует. Наблюдая за ними, становишься более собранной.
«Мы постоянно чему-то учимся у подопечных»
— Мы с сестрами и братьями постоянно чему-то учимся у своих подопечных. Людям кажется, что у этих детей проблемы, но в интернате приходит другое понимание.
Уже почти год мы не посещаем детский интернат из-за карантина, а раньше я много времени проводила с Сережей. В один из дней мы шли в храм, он остановился возле дверей и поцеловал их.
— Наши подопечные всегда ведут себя в храме в соответствии с твоим внутренним устроением. Надо тебе потрудиться — будешь трудиться на протяжении всего богослужения. А бывает, всю службу стоят тихонечко. Отвлечешься — Сережа тебя одернет: «Смотри и слушай», когда требуется — посадит на пол. Когда надо идти к Причастию, Сережа всегда закатывает рукава. Случается, что-то внутри мешает, видишь, как ему тяжело идти к Чаше, но он всё равно закатывает рукава и идет.
Иногда дети не хотят причащаться, мы не настаиваем. Но в какой-то момент так складываются обстоятельства, что Господь их причащает. Конечно, хочется, чтобы получилось сразу, а всё происходит через усилия и труд. И слава Богу!
«В детском интернате я переосмыслила свою жизнь»
— Идеальной быть невозможно, но я стараюсь настраивать себя, как инструмент. Во мне постоянно идет борьба. Я учусь больше отдавать, чем получать, учусь любить близких, работу, всё, что меня окружает, учусь довольствоваться тем, что мне посылает Господь.
— Если я вижу в себе изменения, то понимаю, что в какой-то момент не выстроила стену между собой и Богом, дала Ему возможность действовать. Хочется верить, что я понемногу учусь не мешать Богу.
В детском интернате я переосмыслила свою жизнь. Здесь на твоих глазах происходят чудеса. Каждая сестра и брат сталкиваются с ними постоянно. Ты просто трудишься, а Господь дает тебе не тайно, а явно. Я, например, только Божией милостью могу объяснить то, что у меня будет второй внук. И рождение первого внука тоже чудо. Чудо, которое стало реальностью только потому, что Господь привел нас в детский интернат. Я это не просто понимаю, а чувствую до дрожи.
Сейчас интернат закрыт на карантин, и общения с детьми очень не хватает. Но в душе живет надежда, что, несмотря на долгую разлуку, мы снова встретимся, и будет жить любовь…
«Господь берет тебя за руку и уже не отпускает»
— Иногда я думаю, а могла ли я пройти мимо? Наверное, могла, не случись в моей жизни каких-то обстоятельств. А так Господь берет тебя за руку и уже не отпускает. Ты только сам держись за эту руку, делай маленькое усилие.
Сейчас, когда я вижу, что кто-то приходит в храм и одет не «по форме», вспоминаю свою помаду, джинсы и каблуки. Но как же хорошо, когда рядом есть люди, которые могут подсказать и направить! Какая радость, когда рядом твои братья и сестры…
— Удивительно, ты годами можешь посещать Божественные литургии, читать одни и те же акафисты и псалмы, и вдруг тебе что-то открывается. Как-то мы читали акафист на могилке святой Валентины Минской. Конечно, читали не в первый раз. И вдруг я услышала простую фразу: «Любите жить». Полюби жизнь, какая она есть. Так просто!
«В монастыре я учусь жить и любить»
— Монастырь давно стал для меня родным и близким. У меня есть Бог, есть семья, есть обитель, и это неразделимо. Все изменения в моей жизни произошли благодаря тому, что я в монастыре, в интернате, что рядом духовник, сестры и братья. Моя основа — Божественная литургия, и на нее всё нанизывается…
Может быть, обитель во мне и не нуждается, но я без нее своей жизни не представляю. Я люблю наши минские приходские храмы, но всегда стараюсь ехать сюда. Здесь я учусь жить и любить.
Беседовала Дарья Гончарова
Фотографии Максима Черноголова
«И будет жить любовь…» (часть1 )>>
23.12.2020