Чистая, христианская душа… (часть 1)
Памяти императора Александра III
«У императора Александра III было совершенно выдающееся
благородство и чистота сердца, чистота нравов и помышлений.
Как семьянин — это был образцовый семьянин;
как начальник и хозяин — это был образцовый начальник, образцовый хозяин».
(С.Ю. Витте)
Второй сын императора Александра II быть государем не готовился. Престол предназначался старшему брату Николаю, с которым они были очень дружны. Ему же предстояло служить в гвардии, а затем занять высокий пост в военном ведомстве. Цесаревич Николай говорил о младшем брате: «Чистая, правдивая, хрустальная душа. В нас, остальных, есть что-то неправильное, лисье. Александр же один правдив и правилен душой».
В 7 лет Александр стал прапорщиком, в 10 — подпоручиком, а в 18 был произведен в полковники. Любил историю и географию, неплохо играл на трубе и тромбоне, из иностранных языков прекрасно знал французский, но изъясняться предпочитал на русском. Несмотря на впечатление некоторой «медвежатости», которое производили высокий рост и недюжинная сила Александра, он был застенчив и обладал тонкой душевной организацией, очень любил искусство. Сам учился рисовать у профессора Тихобразова и брал уроки игры на музыкальных инструментах. Впоследствии он окажет значимую поддержку отечественному искусству, соберет великолепную коллекцию русских художников, а в театрах при его содействии активно начнут ставиться русские оперы и балеты.
1865 год поменял все жизненные планы великого князя Александра Александровича: старший брат цесаревич Николай неожиданно скончался от туберкулезного менингита. Потрясенный смертью любимого брата и не готовившийся к царскому служению, Александр оказался «за партой» и прошел целые курсы наук, необходимых для ведения государственных дел.
Датская принцесса София Фредерика Дагмара, в Православии Мария Федоровна, невеста почившего Николая, стала его супругой. В память о Николае Александровиче своего первенца они назвали Николаем...
Следующий трагический поворот — гибель отца, Александра II, в 1881 году в результате теракта. «Странное чувство овладело нами. Что же нам делать?» — скажет 36-летний Александр и два года будет размышлять над этим вопросом. Через много лет великий князь Александр Михайлович, племянник убитого государя Александра II, вспоминал: «Слева от меня стоял новый император. Странная перемена произошла в нем в этот миг. В пять минут он совершенно преобразился. Что-то несоизмеримо большее, чем простое сознание своих обязанностей монарха, осветило его тяжелую фигуру. Какой-то огонь святого мужества загорелся в его спокойных глазах…»
Александр III напишет: «Бог подкрепил меня и дал силы приняться за новое мое назначение… В душе моей всегда было это чувство, что я не для себя должен жить, а для других; тяжелая и трудная обязанность. Но: "да будет воля Твоя, Боже". Эти слова я твержу постоянно, и они меня утешают и поддерживают всегда, потому что всё, что с нами ни случается, всё это воля Божия, и поэтому я спокоен и уповаю на Господа!»
Подводя итоги уходящего 1881 года, Александр III признавался: «Так отчаянно тяжело бывает по временам, что если бы я не верил в Бога и в Его неограниченную милость, конечно, не оставалось бы ничего другого, как пустить себе пулю в лоб. Но я не малодушен, а главное, верю в Бога и верю, что настанут наконец счастливые дни и для нашей дорогой России…»
Только в мае 1883 года состоялась его коронация. Коронационное меню удивило даже видавших виды знатоков дворцового церемониала: Александр ввел в придворную торжественную кухню простонародные блюда: перловый суп, борщок, похлебку, заливное из ершей и… стручковый горох — обычное лакомство крестьянских детей.
Став государем, он выбрал свой путь: полное искоренение крамолы, установление в империи спокойствия и порядка на традиционной основе и никаких конституционных и либеральных преобразований.
Монарха, помимо огромной физической силы, отличала скромность и простота повседневной жизни. Он вставал в 7 утра, умывался холодной водой, облачался в простую русскую рубаху — но обязательно с шитьем на рукавах, сам варил кофе в стеклянном кофейнике и, наполнив тарелку сушками, завтракал. Прислугу царь не беспокоил. Затем принимался за труды. Помимо аудиенций и государственных приемов, каждый день на стол перед ним ложились кипы указов, приказов, донесений, которые нужно было прочитать и подписать. Рабочий день продолжался до глубокой ночи: монарх не щадил ни себя, ни своих министров. По настоянию супруги и врачей он дал слово, что будет заниматься только до 3 часов ночи, и приказал, чтобы ему напоминали о времени. Если Александр III не прекращал занятий, то камердинер должен был доложить второй раз, после чего он был обязан тушить свет, несмотря на протесты императора.
Александр III не любил помпезность и показную роскошь. «Каждую копейку русского народа, русского государства берег, как самый лучший хозяин не мог бы ее беречь…» — писал С.Ю. Витте. Император упростил придворный этикет и церемониал, в частности, отменил коленопреклонение перед царем, сократил штат министерства двора и ввел строгий надзор за расходованием денег, а балы, которые давали в Петербурге регулярно, сократил до четырех в год. Когда бал, по его мнению, слишком затягивался, император принимался выпроваживать одного за другим музыкантов из бального зала. Иногда на подиуме оставался один барабанщик, не смевший покинуть свое место и перестать играть. Если гости продолжали танцевать, то император вдобавок выключал еще и свет. Тогда государыня, вынужденная неизбежностью, мило улыбалась и изящно прощалась с гостями: «Как мне представляется, Его Величество желает, чтобы мы расходились по домам…»
У Александра III слово никогда не расходилось с делом. Государь отменил подушную подать, существенно облегчил жизнь простого народа, перевооружил армию, флот при нем стал крупнейшим в мире после английского и французского. На воинские знамена вернулся лик Спасителя, а на древки — восьмиконечный крест. При Александре III империя не вела войн. Еще в юности, приняв участие в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, он на всю жизнь проникся к ней отвращением: «Я рад, что был на войне и видел сам ужасы, связанные с войной, и после этого, я думаю, что всякий человек с сердцем не может желать войны, а всякий правитель, которому Богом вверен народ, должен принимать все меры, для того чтобы избежать ужасов войны».
Три главные черты — правда, честность, прямота — в характере государя будут импонировать даже его противникам. «Как! Он наплевал на мой портрет, и я же за это буду еще кормить его шесть месяцев? Вы с ума сошли, господа. Пошлите его вон и скажите, что и я, в свою очередь, плевать на него хотел. И делу конец. Вот еще невидаль!» — с громким хохотом произнес император, когда ему доложили, что одного из его подданных приговорили к шести месяцам тюрьмы за то, что тот плюнул на портрет императора.
Его правление проявило в нем «хорошего начальника и хозяина». Во внешней политике действия императора Александра III отличались выдержкой и твердостью. Он умудрился со всеми главными соперниками — Германией, Англией — подписать мирные соглашения, а франко-российскую дружбу укрепил на мировой арене. Попытки угрожать военной силой со стороны западных держав воспринимались Александром III с невозмутимым спокойствием. Как-то австрийский посол во время обеда в Зимнем дворце с императором стал в довольно резкой форме обсуждать балканский вопрос и, разгорячившись, даже намекнул на возможность мобилизации Австрией двух или трех корпусов. На что самодержец, словно не замечая резкого тона посла, взял вилку, согнул ее петлей и бросил по направлению к прибору австрийского дипломата. «Вот что я сделаю с вашими двумя или тремя корпусами», — произнес государь.
Александр III был очень корректен. Но рыбалку и охоту любил. Как-то во время отдыха в Гатчине ему сообщили, что германский посол требует немедленной встречи. Александр ответил: «Клюет! Клюет у меня! Германия может подождать. Приму завтра в полдень».
Продолжение следует…
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке материала использовались книги:
- Александр Третий. Воспоминания. Дневники. Письма. СПб., 2001.
- Александр III в Гатчине. СПб., 2000.
- Вельяминов Н.А. Воспоминания об императоре Александре III // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII–XX вв. М., 1994. Т. 5.
- Витте С. Ю. Воспоминания: В 3-х т. М., 1960.
- Дневник императора Николая II. 1890–1906 гг. М., 1992.
- Жизнь за Россию... Император Александр III Крылов-Толстикович.
- Климов П. Александр III и русские художники // Император Александр III: Коллекционер и меценат. М., 2000.
- Победоносцев и его корреспонденты. Т. 1.
- Тальберг Н.Д. Русская быль. Очерки истории императорской России. М., 2000.
- Шевелев А.А. Царь-Миротворец на войне 1877–1878 гг., его отношение к войне и военному делу в России. М., 1905.
31.10.2020