X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Бога надо славить всей душой!»

17 и 18 октября в нашей обители пройдет юбилейный ХХ Международный фестиваль «Державный глас». Откроет его выступление детско-юношеской хоровой капеллы «Возрождение» Всехсвятского прихода города Минска. Мы поговорили с художественным руководителем капеллы Инной Викторовной Олехник — об особенностях коллектива, учебном процессе и стремлении быть лучше. Знакомьтесь!

— Инна Викторовна, ваше детство ведь тоже прошло с песней? Как это повлияло на вас? Почему вы все же решили связать свою жизнь с музыкой и какая она — ваша жизнь в музыке?

— Я родилась в семье профессиональных музыкантов по линии мамы. Дедушка был деканом оркестрового факультета в консерватории и основателем валторновой школы в республике, мама — хоровик-дирижер, тетя — пианист, педагог. Поэтому с музыкой я была связана с детства. Искусство высокого, классического направления органично вошло в мою жизнь, наверное, с самого рождения. Конечно же, затем я обучалась в музыкальной школе. Это были первые шаги, первые влюбленности в звуки, и музыка очень глубоко коснулась всех моих душевных струн, она была частью меня, и я поняла, что мой выбор — дальше идти по этой стезе, что в будущем я хочу стать профессиональным музыкантом.

Передо мной была дилемма: быть профессиональной пианисткой либо хоровым дирижером.

— Понимаю, что выбрали хор. А долго ли вы занимаетесь хоровой деятельностью?

— В хоре стала петь с первого класса музыкальной школы, после училась в музыкальном училище, а на последнем его курсе пришла на клирос. Пела в храме Пресвятой Богородицы на проспекте Победителей. Тогда я познакомилась не только с богослужебной музыкой, но и с Православием в целом. В нашей семье все поздно были крещены, поэтому мне вера открылась и через пение на клиросе.

После училища я поступила в консерваторию в класс доцента кафедры хорового дирижирования Ларисы Андреевны Шиманович. С первого курса консерватории была регентом в храме в честь Иова Многострадального — домовой церкви в Доме милосердия, руководила мужским квартетом. Это был первый регентский опыт, глубокое погружение в богослужебную музыку. С того времени я и несу послушание регента в храме, совмещая его с преподавательской работой в Минском музыкальном колледже имени М. И. Глинки.

— Родитель отдает ребенка в церковный хор, чтобы он приобщился к духовной культуре и приобрел музыкальный навык. Но хор ведь дает что-то большее, правильно?

— Пение в детском церковном хоре позволяет ребятам участвовать в Божественной литургии. Самое главное, что в храме у каждого ребенка происходит личная встреча с Богом! Наши дети не только поют, но и изучают Закон Божий. У хора есть духовник, который еженедельно проводит с ребятами беседы, исповедует их. А услышать наше пение можно каждую неделю по субботам в Богородичном приделе Всехсвятского храма. Там поет старший состав хоровой капеллы.

— Знаю, что изначально был детско-юношеский хор, а сейчас у вас хоровая капелла…

— Слава Богу за все! Спасибо нашему настоятелю протоиерею Федору Повному за молитвенную поддержку и помощь в жизни капеллы.

Капелла состоит из трех хоровых коллективов, связанных принципом преемственности. Хор малышей — 4–6 лет, средний хор — 7–9 лет и старший — от 10 до 18 лет, даже старше. Ребята занимаются с большим увлечением, а выпускники просят сформировать молодежный состав (это в проекте).

Много нас! Благодарим Бога, что всё делается по любви. Нет никакого принуждения, а есть потребность. Дети приходят два раза в неделю, а если необходимо, то и больше, занимаются, всё изучают. Работа в хоре ведется разносторонняя.

— Знакомясь с творчеством капеллы, я обратил внимание, что многие произведения старший хор исполняет в вашем переложении. Вы делаете обработки светской музыки для вашего хора. Дети исполняют произведения «Жураўлі на Палессе ляцяць» Игоря Лученка, «Турецкий марш» на слова Давида Тухманова, «Аллилуйя» в переводе Леонида Агутина... То есть тут и белорусская культура, и классика, и музыка, которая может нравиться молодежи. Это ваша инициатива или на формирование репертуара влияют сами хористы?

— Уточню, что у нас есть еще и целая программа «Песни, опаленные войной». Мы записали одноименный диск совместно с оркестром народных инструментов гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки.

А то, что мы поем разноплановые произведения — моя инициатива. Это просто необходимость. Чтобы занятия были интересными, нужно петь произведения разных стилей и жанров.

К тому же участие в конкурсах подразумевает различную тематику программы. Поэтому мы поем не только богослужебные произведения, но и классические, и современные. Воспитательная направленность и глубокое содержание определяют выбор произведений для репертуара капеллы.

— А приходится искать баланс между богослужебными и светскими произведениями? Какие из них с детьми разучить проще?

— Наши дети — потрясающие Божии творения, которым интересно все! У них есть желание познавать, поэтому границ и градаций в выборе материала нет. Во время изучения богослужебной музыки им, конечно же, разъясняем истоки, рассказываем об истории создания и предназначении произведений. Когда они всё понимают, то и воспринимают с большей любознательностью. А их маленькие души уже имеют навык в молитве, поэтому с ними можно изучать и духовные произведения. Божественную литургию они освоили за несколько месяцев. Повторюсь, юным певчим интересно все!

— В прошлом году свой первый юбилей капелла отметила концертом в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Давайте вспомним с вами, с чего начинался хор. Долгое время во Всехсвятском приходе служил иерей Андрей Саврицкий. Он вместе с Марией Клочко создал хор в 2014 году. Вы, Инна Викторовна, на следующий год стали работать в младшей группе, где пели детки от 3 до 8 лет. А какие еще основные события вы могли бы выделить в становлении хора?

— С детьми на приходе стала работать по просьбе отца Андрея. На момент нашего с ним разговора я уже руководила в Доме милосердия женским хором и хором вокалистов в музыкальном колледже.

С Божией помощью у нас сложились три хора. Родители, отдавая на занятия своих детей, просили взять еще и братиков с сестричками. Мне предложили руководить старшей группой хора.

Жизнь в нашей капелле состоит из богослужений, концертов и паломнических поездок. Все мальчики и девочки обожают поездки, ждут их, готовятся. Некоторые ради этого стараются даже прилежнее учиться.

Лучшие моменты в нашей хоровой жизни — это, конечно же, посещения святых мест! Божией милостью мальчикам и девочкам посчастливилось петь литургию в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Псково-Печерском монастыре и Свято-Успенской Жировичской обители. Пели мы в Елоховском соборе в Москве, Смольном соборе в Санкт-Петербурге, в кафедральных соборах Углича и Гродно.

У нас большая хоровая семья! Церковные праздники и все дни рождения встречаем вместе, ходим в музеи и на катки. Когда много общих интересных дел — это очень сплачивает коллектив!

— Богослужебные песнопения тоже изучаете?

— Для постоянного исполнения в храме годятся и неизменяемые песнопения, но все равно хочется добавлять что-то новенькое. Я все время обновляю репертуар. Два антифона мы можем выучить за месяц. Это реально, ведь кроме занятий в хоре дети имеют еще домашнее задание и изучают партии, поэтому находятся в таком непрерывном учебном процессе, и это способствует тому, что мы можем с ними выучить много и повышать потихонечку общий уровень.

Когда я с ними познакомилась, они пели в народной манере. Мы много трудимся над культурой звука. Этой зимой в Санкт-Петербурге на международном конкурсе «Зимняя сказка» мы заняли второе место. Меня отметили Почетным знаком святой Татьяны «Наставник молодежи» за многолетнюю просветительскую и социальную деятельность. Эта поездка запомнилась многими удивительными моментами. Мы посетили очень много святых мест, музеев и экскурсий.

— Если мы заговорили о фестивалях, то интересно узнать о подготовке к выступлению на «Державном гласе». Какие произведения — богослужебные или светские — станут основой для программы вашего выступления?

— Будем петь богослужебные произведения. На «Державном гласе» мы услышим и новые песнопения, которые изучали во время коронавируса на занятиях в Zoom.

— Хор поет в Zoom, ого! Каким образом проходили такие занятия?

— Это было интересно, но трудно! Технически всё выглядит так: я высылаю партии, у детей есть ноты, они садятся с наушниками, глядя в ноты с аудиовоспроизведением учат и присылают мне свой аудиоответ, либо мы проводим всю репетицию в Zoom.

Да, это некомфортно и нехорошо в отношении звука, при таких занятиях петь всем одновременно не получится, но ребятам это хотя бы добавляло бодрости, они видели, что мы вместе и продолжаем работать, несмотря на все трудности!

— Я понимаю, что капеллой вы стали называться после объединения хоров, а кроме численного состава есть еще какие-то особенности? В чем отличие этих двух понятий — хор и капелла? К чему обязывает то, что вы стали называться капеллой?

— Капелла — звучит достойно! Но на самом деле принципиального отличия между этими названиями нет. В переводе с итальянского слово «капелла» значит часовня. Со временем так стали называть ансамбль певцов, который пел в часовне.

Название «капелла» поясняет, чем мы занимаемся и что у нас серьезные намерения. У меня работают дети как на хоре радио (смеется).

— Да, когда я увидел, сколько в вашем коллективе педагогов, то подумал, что у вас не просто хор, а целая хоровая школа! Расскажите об особенностях работы с детьми в вашем коллективе.

— Чтобы называться хоровой школой, нам надо вначале ввести и уроки сольфеджио. Ноты знают все хористы, хотя некоторые из детей в музыкальной школе не обучаются. Им сложнее, но такие занятия позволили бы им чувствовать себя более комфортно. А еще, чтобы подтянуть уровень, мы по необходимости занимаемся вокалом индивидуально.

Каждый хор — это отдельная единичка, которая должна быть со своей программой. Поэтому у нас такая команда, много руководителей. Младшим хором руководит моя ученица Анна Владимировна Русак, средним — Татьяна Сергеевна Муравицкая.

У капеллы два концертмейстера — Анжелика Голенкова и Любовь Тихомирова и два хормейстера — Татьяна Муравицкая (трудится в среднем хоре) и Анна Русак (трудится в младшем хоре), они же помогают в работе со старшим составом.

То, что мы встречаемся на занятиях минимум два раза в неделю — апробированная система, это обязательный минимум, который дает качество. В одном хорошем детском хоре из Бреста занимаются по три-четыре часа и три дня в неделю! Да, нагрузка высокая, но если посещать занятия через раз, то мы ни к чему не придем. Дети должны быть на репетициях, а педагог не должен работать впустую.

Если ты знаешь, как оно может быть в идеале, то ты будешь стремиться к тому, чтобы это было здорово. Мне кажется, что Бога надо славить всей душой! Для этого нужно стараться приложить все свои умения и усилия, и поэтому я пытаюсь детей научить всему, чтобы они тоже все умели.

Дети гибкие. Церковные хоры могли бы так же здорово Бога славить, как поют некоторые детские образцовые хоры.

— Вы стремитесь к званию образцового хора?

— Такое звание может получить только светский коллектив, мы можем стать народным хором. Но пока такой задачи я не ставила, хотя программа для получения такого звания у нас есть.

— На сайте Дома милосердия указано, что хор был создан по благословению митрополита Филарета (Вахромеева), почетного Патриаршего Экзарха. Владыку называют «первым наставником и благодарным слушателем юных хористов». Интересно услышать оценку вашего хора митрополитом.

Каждый год мы поем владыке, есть такая добрая традиция. И в этом году малым составом поздравляли его с праздником Рождества Христова. Митрополит Филарет всегда очень тепло нас принимает, слушает нас очень внимательно и с умилением. Он и поддирижирует, и подпоет, и благословит. Владыка любит детей. Видно, что ему такие встречи нравятся.

 

Беседовал Вадим Янчук

Фото и видео предоставлены Инной Олехник

23.09.2020

Просмотров: 125
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать