Слово духовника обители
Вот я священник, да? Духовник. — Ноль. Но я понимаю, что за этим стоит дьявол и говорит: «Ага, всё, конец?» Я говорю: «Нет, начало. Я хочу измениться, я хочу стать другим, я хочу послужить Богу». И тогда идет борьба, и действительно чувствуешь, что Бог рядом. А когда начинаешь унывать, что всё плохо, всё пропало, то остаешься в одиночестве греховном, в пустоте.
Приходится говорить о себе, потому что я же не по каким-то книжкам говорю. Книжка — это наша жизнь. У каждого своя книжка и свои какие-то сегодняшние проблемы, которые надо решить. И их решает Бог.
Все наши проблемы уже решены — Христос воскрес, путь в рай открыт. Но мы зависим от этого мира, от греха, который живет в нас. Мы, назвавшись воинами, не умеем воевать. Не потому, что мы каких-то наук не прошли, а потому что мы ленивы, нерадивы, горды. Кажется — чем тебе гордиться? А всё равно гордыня есть. Человек может сидеть на паперти с протянутой рукой, а осуждать всех. И человек может ехать в «Мерседесе» и никого не осуждать. Преступник может в тюрьме найти Бога и быть свободным. А выйдя из тюрьмы и попав уже в другие условия свободы, может Бога потерять. Вот что страшно. Был человек в тюрьме и молился. И это было удивительно, глаза были живые. А вышел — и соблазны этого мира делают его узником, и он теряет свободу…
Грех настолько мутирует, так пытается подойти с разных сторон, в разном обличии, что надо всё время быть настороже, сохранять внутреннее напряжение, бодрствовать. Если мы не бодрствуем, если мы расслабленно живем, то грех нас обманывает, дьявол заводит нас в тупики. Тупик — это просто наше недоверие Богу и, наверное, то нерадение, которое привело нас к очередному неправильному действию.
Всё можно исправить, потому что пока мы здесь, на земле, мы можем изменить свою жизнь, мы можем покаяться. Но покаяние — это не просто слово, это и жизнь. Покаяние — это изменение нашей жизни, это факт того, что мы больше грешить не будем: «По крайней мере, я для себя решил. Сам я этого не смогу, но, Господи, помоги». И если у человека есть такое желание, то, конечно же, он не согрешит. Когда человек говорит: «Ну, я хочу бросить курить, у нас всё подворье хочет бросить курить, но, понимаете, не могу» — это самообман. Надо говорить: «Не хочу, пока не хочу». Это честно. Человек сам себя обманывает, говоря «я не могу». Всё может человек. Всё может, если это ему действительно надо, и он просит помощи Божией.
12.11.2018