Три вопроса — три ответа: Великий пост
Как объяснить радость священника от настоящего
покаяния приходящего к нему на исповедь человека?
Когда человек открывает Богу свое сердце, туда входит благодать — Дух Святой, Который очищает сердце от греха. Священника, который является свидетелем и участником этого таинства, благодать касается тоже. Поэтому приходит радость, как будто после Причастия.
Совершается таинство, и видно, как меняется человек, даже его внешний вид — в глазах появляется свет. И это не может оставить священника безразличным.
Таинство покаяния — это не просто обсуждение, дискуссия, спор или советы, может быть, даже хорошие и мудрые, это действие Самого Бога.
Почему ежегодное проживание Великого поста всегда новое и разное?
У Бога всегда все новое. У Него не бывает повторений и каких-то копий. Богослужебный круг — это каждый раз новое проживание душой встречи с Богом, которая не может быть стандартной и привычной.
Поэтому, когда мы участвуем в том или ином празднике, проживаем какой-то период церковной жизни, например пост, мы меняемся, и меняется наше видение Бога, понимание благодати. Мы открываем новую глубину молитв, песнопений, той красоты внутренней, которую несет в себе великопостное богослужение. Наверное, до конца мы никогда не постигнем ее, но мы развиваемся, растем духовно. Какие-то слова, которые мы много раз слышали, начинают звучать по-новому. Это радость, когда мы открываем для себя красоту православного богослужения и любви Божией к нам, грешным.
В течение Великого поста на богослужениях
много раз прочитывается Псалтирь.
Во многих псалмах призывается гнев Божий на грешников. Как это понять?
Здесь показаны не личные отношения, где человек должен прощать, любить, а отношения духовные, где грех является злом. И со злом нужно бороться.
Ветхий Завет — это тени, прообразы, которые мы должны воспринимать, чтобы понять, какими были люди до Христа, какая у них была психология, жизнь. А она была совершенно другая. Поэтому Давид не мог говорить так, как говорил Христос о любви. Христос пришел на землю, когда человек был подготовлен Ветхим Заветом к тому, чтобы принять Бога и Его любовь. А ветхозаветная мера — это око за око, зуб за зуб. И те страшные моменты, когда льется кровь, звучат проклятия, есть жестокое отмщение, нужно воспринимать не буквально и не с высоты нашей сегодняшней жизни, а с позиции ветхозаветных времен.
В то же время в Псалтири мы видим высочайшую поэзию Духа. Враги — это дьявол, это тот грех, с которым нужно бороться и которого нужно разбить о камень, а камень — это Христос. С грехом нельзя искать каких-то компромиссов, его нужно решительно отсекать. Христос говорил, что Он принес меч. И в Евангелии говорится: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее (Мк. 9: 43) — это тоже жестоко.
Одно дело личные враги, отношения человеческие, где ты должен смиряться, а другое — враги Церкви или Отечества, которые решили завоевать землю и разрушить святыни. Здесь благословляется защита. Нельзя сидеть сложа руки, когда разрушают и убивают.
Поэтому все нужно рассматривать не буквально, а стараться воспринимать богодухновенные слова Псалтири как борьбу с грехом, дьяволом, который всеми средствами хочет навсегда разлучить человека с Богом.
Из ответов протоиерея Андрея Лемешонка на вопросы читателей сайта
28.03.2018