Мария
6 лет назадВсё это приближает нас к Богу!
Спаси Вас Господи!
Большинство из нас хорошо знают главный принцип воспитания — личный пример. Но что делать, если ты сам, мягко говоря, далек от христианского идеала? Как в этом случае привить правильные ценности своим детям? И если в теории мы, в общем-то, знаем, к чему должно стремиться, то на практике частенько теряемся. Например, когда и каким образом начинать объяснять ребенку догматы православной веры: о Троице, о Причастии и так далее? Как растолковать маленькому человеку, зачем нужна исповедь? С какого возраста необходимо поститься перед Причастием?..
Все эти насущные вопросы мы задали протоиерею Артемию Владимирову, чей богатый педагогический и священнический опыт позволяет давать ответы, наполненные тонким юмором и неиссякаемой любовью к детям.
— Батюшка, если говорить про детскую исповедь, как бы Вы сами объяснили ребенку, зачем ему нужно идти к священнику?
— Сначала маме нужно вступить в «сепаратный сговор» с батюшкой: «Батюшка, к Вам придет моя заинька. Ей еще нет пяти лет, но и она очень хочет исповедоваться вслед за мамой. Вот вчера моя заинька написала свою исповедь — каля-маля эдакое». Дорогие отцы (обращаюсь к священникам)! Вы, пожалуйста, не говорите: «Что за безобразие, уберите ребенка, не отвлекайте меня!», а посмотрите на эту бумажку и скажите: «Угу, вижу, вижу. Кровать не всегда была застелена, зубная щетка потеряна, а главное — капризы: хочу, не хочу, купи! Бог простит тебя за это, жду твою следующую исповедь через неделю».
Батюшка тоже должен употребить маленькое усилие над собой и из «строгого раввина» превратиться в ласкового, светлого батюшку. Он должен с радостью общаться с юным грешничком и превратить исповедь в праздник жизни. Ребенок сам побежит к батюшке, если батюшка уже припас (может быть, мама передала) книжицу, фломастеры, конфеты. В общем, здесь всё очень просто. В моей только что изданной книжке «У креста и Евангелия» содержатся авторские размышления о таинстве Покаяния, как приручать и приучать детей к исповеди.
На самом деле можно ребенку дать шанс и в три, и в четыре, и в пять лет пообщаться с батюшкой. Здесь важно, чтобы батюшка не был формалистом. «Зайчик мой, что ты хотел поведать Боженьке? Что было совсем нехорошо или не совсем хорошо?» Вот такой зайчик шестилетний: «Батюшка, я вчера чуть не наступил на хвост своего любимого котика». — «Подожди-подожди, так наступил?» — «Нет, не наступил. Чуть не наступил». — «Бог простит тебя. Будь осторожнее, передай физкульт-привет котику, нарисуй ему картинку с этим самым хвостом, котик будет очень доволен». И вы знаете, вот так, потихонечку, вы превратитесь в желанного друга маленького мальчика, который в следующий раз вам расскажет: «Батюшка, я передал привет котику». — «Замечательно, ты честный, обязательный и исполнительный мальчик. Всегда так поступай и, пожалуйста, исполняй то, о чем тебя просят священник и мама. Кстати, со второго раза получается маму слушаться или с третьего?» — «С четвертого». — «Ну, что же, важен результат, работай над собой. А что сегодня тебя беспокоит, что тебя тревожит?» Мальчик отвечает: «Я не знаю, какой урок у меня в школе самый любимый». Батюшка с серьезным лицом думает: «Да, тяжелое твое положение, но не нужно отчаиваться, Бог обязательно поможет! Давай помолимся, чтобы понять, что ты больше любишь — чтение, математику или физкультуру. А может быть, не надо мучиться проблемой выбора, давай полюбим все уроки вместе взятые! Хорошо, Бог простит тебя, чадо».
Мы должны приноравливаться к нашим исповедникам и нежно прикасаться к тонким струнам души, не раня и не разрывая. Один батюшка, очень усердный, как-то допустил просто губительную ошибку. На ошибках учатся, конечно, но важно, чтобы ошибки не были брутального характера. Девочка шепотом ему призналась, что берет чужое. Батюшка поднимает ее руку и вслух, при всех прихожанах, говорит: «Вот рука, которая привыкла брать чужое!» У нее заикание развилось... Батюшка хотел как лучше, а получилась серьезная травма. Мы должны быть очень-очень аккуратны.
— Вопрос про детский пост перед Причастием. Мы не говорим о детях постарше, которых можно простимулировать не есть перед литургией, но насколько необходимо не вкушать пищу детям 3‒4 лет, которым тяжеловато выдержать без завтрака с учетом дороги и времени богослужения?
— Конечно, «тяжеловато». Вспомним, что древние агапы вообще не предполагали поста перед литургией. И у нас в число таких «агапитов» входят диабетики, которым обязательно нужно заесть лекарство, и иные категории болящих. И, безусловно, было бы неправильно со стороны пастыря с неодобрением смотреть на грудного малыша, у которого молочной смесью вдруг окрашены уголки губ, мол, ага, поел, изыди, чадо, постися, молися, через неделю причастися...
Нельзя быть схоластиками, потому что младенец не должен орать в церкви, стало быть, он должен попить, покушать. И главный упор необходимо делать на другом, о чем мы говорили в первой части нашей беседы. Родители могут поститься за младенца. Еда, по слову апостола, не удаляет и не приближает нас к Богу. По естеству младенчику нужно что-то откусить, чтобы он чувствовал себя комфортно, а не соединял с храмом впоследствии воспоминания о том, как он мучился и голодал, непонятно чего ради. Таких батюшек-строжников, формалистов достаточное количество, но у меня не вызывает симпатии их подход.
Беседовала Мария Котова
Продолжение следует…
Первую беседу из цикла «Практика воспитания: ответы на сложные вопросы» читайте здесь >>
Вторую беседу из цикла «Практика воспитания: ответы на сложные вопросы» читайте здесь >>
12.09.2018