X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Нам всем этот храм очень нужен»

Спросите у меня о том, как я провел это лето, и я расскажу вам об одном из самых ярких моих впечатлений — строящемся храме в честь Рождества Христова, что на въезде в город Молодечно, и о людях, которые делали купол и крест для этой церкви. Многое мне тогда показалось удивительным. Даже в самом малом чувствовал любовь. Гуляю по территории прихода, вижу грядки с луком, морковкой и прочей зеленью. И на мой вопрос: «Для кого это всё?» — бабушка, поливающая цветы, отвечает с улыбкой: «Для всех. Кто хочет — пусть берет». Всё просто! Значит, здесь живут ангелы. А храм большой, высота стен — пятьдесят метров, и пусть вместо икон здесь пока строительные леса, ты понимаешь, что стоишь внутри церкви, и внутри тебя самого всё радуется…

Как большие корабли отправляют в большое плавание, так и большому храму полагается большой купол. Десятиметровый, по высоте он равен маленькой церквушке, стоящей рядом, в которой сейчас проходят богослужения. Впечатляет, не то слово! И наши мастера сами назвали этот проект грандиозным. Такой величины купол в слесарной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря делали впервые. Проектировали и производили расчеты в самой мастерской, там же изготавливали элементы каркаса, которые собирали и сваривали уже на месте. «Собирать не сложно, куда сложнее правильно всё рассчитать», — сказали мастера.

К слову, к экспериментам бригада привыкла. От монастырских мастерских постоянно поступают интересные заказы. Мозаичисты просили сделать смальтокол, художники по керамике — оборудование для сушки деколей, выставочный отдел — пасхальное яйцо высотой в несколько метров, подворская ферма — станок для обрезки копыт у коров. Даже устройство для дезинфекции продуктовых коробов разработали — уже по просьбе частных фермеров.

Бригадир Павел говорит, что скучать не приходится: «Здесь не завод, много творчества. Делаем всё: от болтов до куполов». Он вспоминает, что отчасти его сюда привело любопытство. Удивило это сочетание: женский монастырь и — оператор фрезерных станков. Но приехал, познакомился с людьми, которые тут трудятся, и остался.

Здесь понимают, что человек в монастырь приходит работать не случайно. Всех Христос зовет, всех собирает! Мастерская находится на территории подворья на Лысой Горе, и работают тут с таким неподдельным энтузиазмом, что можно снимать продолжение «Симфонии Донбасса» Дзиги Вертова. В мастерской рабочие сами обустроили быт, а монастырь помог стареньким микроавтобусом.

На нем мы и ехали в Молодечно — везли в багажнике пролеты специальной лестницы. Десять метров высоты, да еще и под углом — дело нешуточное, когда речь идет о куполе, на каркасе которого нужно закрепить не одну тысячу «шашечек». Без оборудования для высотных работ никак не обойтись. А потом на монастырском МАЗе везли мы в Молодечно и огромный накупольный крест, позолоченный нашими мастерами.

Раньше на Руси профессия позолотчика была очень опасной. Позолотных дел мастер знал, что проживет недолго. Дело в ртути, с которой ему приходилось работать в процессе золочения куполов и крестов для храмов. Но была сильна вера у людей, что «золотой» мастер отдавал свою жизнь ради того, чтобы другие могли славить Бога, и что душа его непременно попадает в рай. Все понимали, что такой человек трудится для Бога.

Сегодня от последствий этой профессии не умирают, но позолотчику по-прежнему приходится работать с тяжелыми, вредными для здоровья, металлами. И все процессы делаются только вручную! Труд этот непростой.

Позолотная мастерская — это брат Евгений да инокиня Евфросиния. И если брата Евгения в профессию привел интерес к самому процессу золочения, то инокиня Евфросиния приняла это послушание по благословению своего духовника. Любовь к этому ремеслу пришла к ней не сразу. Да и брату Евгению было непросто, но, как гласит народная мудрость, всё трудно лишь сначала.

— Эта работа была мне немила, тяготила, — признается матушка. — Поначалу я плакала, протестовала сама в себе. Каждый день одно и то же: трешь-мажешь, мажешь-трешь. Механизировать этот труд не получается — сразу страдает качество. Наждаком стирали пальцы до крови, но и одновременно послушание это стало «наждаком для души», из которой все грубые пороки и страсти через труд, пот, слезы и страдания истираются. Не раз бывало, что с братом Евгением золотили с утра и до глубокой ночи. Процесс золочения остановить нельзя, так как состав может пересохнуть, и материал не закрепится. Так проходили годы, и произошло чудо Божие — полюбилось послушание. Оно оказалось весьма полезным и в познании Бога, и в познании себя самого. Да и навыку молиться это послушание очень помогает.

Пятиметровый крест золотили в ангаре на монастырском подворье. Крест укрепили на тросах, а чтобы защитить его от пыли, пол застелили клеенкой, дверь для создания микроклимата лишний раз не открывали и в течение нескольких месяцев покрывали металл сусальным золотом.

Настоятель храма отец Николай Савчук работой наших мастеров остался доволен. Я спросил у батюшки о том, каким должен быть человек, который трудится на строительстве храма, и он ответил: «У человека должна быть сила веры. Он должен всё воспринимать духовно. Материалистически здесь никак не получится. Человек должен понимать, от кого искушения исходят, и Кто может помочь их преодолеть. Он должен воспринимать мир духовно, через Крест Христов, через страдания Христовы. То есть мы должны понимать, что и мы должны страдать, должны терпеть, и вырабатывать в себе эти духовные качества».

В начале сентября купол подняли и установили на нем крест. Урожай с приходского участка собрали на радость прихожанам. Но для отца Николая эта стройка, без преувеличения, стала делом жизни. Строительство храма в честь Рождества Христова ведется уже восемь лет. Сделан он в византийском стиле со множеством арок, в его облицовке использован особый клинкерный кирпич. Впереди — возведение кровли и внутренние отделочные работы. Всё свое свободное время батюшка посвящает этому делу и сам тоже занимается стройкой.

— Грубый физический труд мне очень нравится, — признается отец Николай. — Организация, финансовая сторона, электричество, сварка на мне. Прихожане часто видят меня в рабочей одежде. К труду я привычен с детства, так как родился в деревне. Но и духовную работу не запускаю. Потому что можно построить храм из кирпичей, однако если не возвести храм в людских душах, то и кирпичная церковь будет никому не нужна. А наш приход растет, слава Богу! Нам всем этот храм очень нужен.

03.10.2018

Просмотров: 70
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать