X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Кино — это для глаз, музыка — это для сердца

Yarga Sound System и ансамбль «Энтузиазм»

С творчеством «Ярги» и «Энтузиазма» я впервые познакомился этой осенью, на проекте «Белым по черному». Программа выступления обоих коллективов строилась на сочетании музыки и кино, но если музыка карельской группы Yarga Sound System наполнила новым звучанием советскую кинохронику, то в случае «Энтузиазма», а точнее, музыки Георгия Свиридова, которую исполняет ансамбль из Костромы, визуальную форму обрела именно музыка!

Я увидел и услышал два уникальных проекта. И, как мне кажется, именно музыка помогла их авторам достучаться до людей. Кино, картинка — это для глаз, музыка — это для сердца.

С участниками группы Yarga Sound System говорим о том, как они создавали музыку для кино. Александр Леонов и Ольга Гайдамак придумали, записали и исполнили ее вместе.

Первый раз медиапроект «Дорога в Арктику» группа «Ярга» представила десять лет тому назад в Перми. В его основу лег документальный фильм о строительстве Мурманской железной дороги. Здесь, в Минске, музыканты играли эту программу во второй раз. Но многое изменилось за десять лет, у самих музыкантов поменялось отношение к происходящему на экране, и поэтому музыка тоже писалась заново. Нам говорят с экрана: здесь будут расти города, здесь воды, полные рыб, здесь красивая и богатая природа, здесь должен жить человек, здесь вы будете счастливы! Но вот только не нужно этому верить — понимаем мы, когда слышим пение и игру Александра и Ольги.

У каждого слова, каждого звука, которыми сопровождается фильм, есть свое определенное место, которое не случайно…

Александр: Для фильма делалась основа из наших же звуков, которые мы все время собираем. Так, в Норвегии записывали замерзший водопад, а для одного спектакля — струнное трио… И из всего множества этих звуков, из этого багажа, этой библиотеки, этого творческого компоста создается такая основа, на которую потом нанизывается живое звучание голоса или инструментов.

Правильно ли я понимаю, что когда создается музыка для кино, режиссер ставит композитору задачу донести смысл происходящего на экране через музыкальное произведение?

Александр: Когда делается киномузыка, если это грамотная, правильная киномузыка, она никогда не будет выступать как иллюстрация. Наоборот, создается трение между визуальным и звуковым — и рождается третий звук, этот обертон.

Трение — это и есть объяснение визуального ряда музыкальным?

Ольга: Трение — это конфликт. Фильм, который мы видим на экране, можно назвать рекламной акцией, агиткой. На Севере нужно было строить инфраструктуру. Советская власть в 1925 году людей загоняла туда, кого-то насильно, кого-то добровольно при помощи таких фильмов.

Можно ли сказать, что через электронную музыку вы и охарактеризовали этот этап — индустриализацию, а то, что выражали голосом, посредством инструментов вызывает ассоциации с народом, с этой землей, ее историей.

Александр: На самом деле там очень много деталей, ассоциаций. Где-то накрывало этой волной, порой даже грубо, всю эту природу, эти водопады, лес, который сначала сплавляют, потом пилят, а бревна поднимают на лесопилку, словно мертвецов.

Ольга: Сегодня мы знаем, что в это время в стране очень много людей погибло, многих подкосило — такая была кровавая неразбериха. Все, что показано на экране, мы в музыке отождествляем именно с людьми, с народом страны. То есть мы говорим не об освоении земель, а о том, что происходило в стране после революции — этого страшного переворота.

Александр: Десять лет назад, когда мы впервые показывали «Дорогу в Арктику», у нас было другое отношение. Все было направлено больше в сторону агрессии. А сейчас в произведении присутствует тема примирения, и нам об этом говорили слушатели. «Дорога в Арктику» — проект памяти о людях, которые пережили все это.

Своим опытом сотворчества делятся режиссер Мария Иванова, ставшая одним из авторов проекта, и участники группы «Энтузиазм» Илья Пик и Алексей Логвинов.

Музыка советского композитора Георгия Свиридова в исполнении ансамбля вдохновила Марию на создание целого фильма. Его она смонтировала вместе с Валентином Цуркамом из разных фрагментов советских кинокартин. В этой работе кадры из кинолент Д. Вертова и А. Довженко обретают другую жизнь, и если тогда, десятки лет тому назад, работая на агитационную машину, они выполняли роль кривых зеркал, то сейчас мы имеем возможность заглянуть в них словно в зеркало истории, в котором отражается реальное положение вещей.

Фактически, мы видим фильм-эпоху. Эта работа началась с музыки Георгия Свиридова, и его произведения не просто задают ритм, динамику, а насыщают видеоряд смыслом. Авторы проекта так и говорят, что созданная видеоработа может жить только вкупе с музыкой и зрителями.

 

Илья, можно ли сказать, что с появлением визуального ряда в вашем ансамбле появился еще один инструмент, только не музыкальный, а визуальный?

Илья: Скорее — словесный. Словно была просто музыка, а сейчас появились еще и слова. Ты ведь сам понимаешь, о чем играешь, но понимают ли это люди, которые слушают тебя? А видео помогает осознать и словно объединяет всю программу.

Основа ансамбля «Энтузиазм» — участники группы «Комба Бакх». Ваше творчество — это басы, ритмы, а почему вдруг вы решили играть произведения современного классика?

Алексей: Уж если играть музыку вместе, командой, так стоящую и настоящую! Музыка Свиридова — самая лучшая, самая родная. Ничего в ней лишнего. Всё современно. Важно и то, что при введении барабанной установки она не становится «классикой в современной обработке». Мы начали с «Курских песен», так как Илья (в ансамбле он дирижер) и Сергей (его вы видели играющим на баяне, хотя сам он барабанщик) благодаря камерному хору нашей филармонии знают их наизусть.

Илья: Да, музыка Георгия Васильевича звучит по-современному, как у «Комбы». Первая композиция «Курских песен» — «Зеленый дубок» — как даб, шестой номер похож по стилю на Massive Attack.

Мария: Когда я впервые услышала произведение «Ой, горе, горе», была весьма удивлена ритмами регги.

Илья: Да, этой музыкой проникаешься сразу, как только услышал. И меня зацепила именно «качевость» музыки Свиридова.

Да, Илья, даже Ваше дирижирование больше похоже на танец.

Илья: Знаете, когда играешь на инструменте, всегда одолевают какие-то сомнения. А когда ты видишь перед собой человека, который танцует под твою игру, то исполнение наполняется движением. Я решил не стесняться: если кого-то качает музыка — хотя бы только и меня, — то уже легче намного музыкантам. Они это видят, понимают, что все нормально, и начинают отдавать.

Мария: У современного человека с течением времени изменилось слуховое восприятие. Раньше окружающий мир не был так переполнен звуками, и поэтому человек был более чувствительным, музыка улавливалась в ее классическом исполнении. Сейчас же, в мире шумов, где тишина — это большая редкость, мне, например, иногда сложно воспринимать музыку классиков. Не хватает немного чего-то современного, что ли, знакомого нынешнему поколению… И это, как мне кажется, естественно, в такой музыке тоже есть жизнь.

Мы поговорили о «Курских песнях», но они составляют только часть программы. Какие еще произведения Свиридова вы исполняете на концертах?

Алексей: «Я покинул родимый дом» — из есенинского цикла «Отчалившая Русь», «Покаянный стих» — фрагмент из музыки к драме А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», «Маленький триптих» и сюиту «Время, вперед!».

 

Энтузиазм ансамбль -Маленький триптих (Г.В. Свиридов,1964г)

 

Мария: Георгий Свиридов очень любил творчество Сергея Есенина. И в то же время он словно оплакивал поэта. Есенин был горячий человек. Он болел за село и потому, желая лучшего русскому мужику, вышел с транспарантами. Но, увы, его ожидало разочарование — ничего не изменилось и даже стало еще тяжелее… Боль поэта, его трагедию мы передаем через кадры. Мужик, которого мы видим на экране, уходит из деревни, уходит за лучшей жизнью в безумие города, но там не находит утешения для себя. Потом уже в композиции «Марш» мы видим его в революционных рядах.

Мария, а как родилась визуальная форма? Как удалось воплотить звук в видеоизображении?

Мария: Вначале, когда я слушала версию «Энтузиазма», а потом уже оригинальную музыку Г.В. Свиридова, у меня было удивительное ощущение открытия, словно я коснулась того, чего никогда ранее не касалась — чего-то даже не совсем земного, и уже тогда мне захотелось каким-то образом быть причастной, сыграть самой какую-нибудь ноту, хоть я и не музыкант… Что это будет и как раскрыть саму суть, в чем вообще эта суть, на тот момент я еще не знала. Мне подсказали, что все можно почерпнуть в произведениях композитора. Я совсем чуть-чуть почитала в либретто оригинальные тексты народных курских песен, подсмотрела, как умные люди расшифровывают произведения Свиридова, и все вылилось в такую последовательность.

Уже когда практически был готов видеоряд, я открыла для себя книгу «Музыка как судьба» — дневники Георгия Свиридова. И была очень удивлена. На этом этапе моего творчества все шло от обратного, совсем не так, как я привыкла работать. Все выстроилось как-то само собой.

Ансамбль «Энтузиазм» вдохновил Марию на создание фильма. Интересно, а какие еще были зерна вашего творчества? На что еще людей вдохновила исполняемая вами музыка?

Илья: Я помню, как после одного из концертов ко мне подошел парень, не знакомый с такого рода музыкой, и стал интересоваться, расспрашивать. Через нашу адаптацию ему стали понятны классические музыкальные формы. Понимаете, он послушал нас, почувствовал что-то и потом уже проникся оригинальными произведениями Свиридова.

Мария: Хочу подчеркнуть, что музыка, которую играет «Энтузиазм», стала началом и фундаментом нашего проекта «Белым по черному». То есть вылилось все не в один только фильм, а в масштабную программу памяти, где все вместе 7 ноября мы размышляли о событиях, которые произошли сто лет тому назад. Спасибо, друзья!

Беседовал Вадим Янчук

09.02.2018

Просмотров: 110
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать