Как делают сувениры из стекла
Художники создают из стекла спящего на луне ангела и рождественский венок, параллельно делятся профессиональными секретами, а мы смотрим и удивляемся.
Здесь живет радость
Всякий раз, идя в Никольский храм Свято-Елисаветинского монастыря, невольно смотрю на окошки рядом с дверью в церковь. На них стеклянные панно, ангелы и цветы, а за ними люди, которые создают эту сказку из стекла. Каким бы ни было настроение, от этих красок лицо расплывается в улыбке.
Гостям обители во время экскурсий всегда стараются показатьстеклосувенирную мастерскую. Если не зайти внутрь и не увидеть своими глазами, как работают мастера, то рассказ о витражах, которые встречаешь в самых разных местах нашей обители, останется незавершенным. На самом деле работа со стеклом включает в себя много направлений и техник. За короткое время экскурсии получается понаблюдать только за некоторыми этапами. Давайте побудем с художниками дольше и посмотрим, как создаются сувениры на примере техники фьюзинг.
Как цветные стеклышки в ангела превратились
— Аня, можно сделать спящего на луне ангела, — предлагает руководитель мастерской Александр Трусковский. Перед Аней уже лежит спящий ангелочек. Ей, как настоящему профессионалу витражных дел, который обучался работе со стеклом в Академии искусств, доверяют усовершенствовать композицию. Ее коллеги скажут потом, что она тонко чувствует стекло. В поиске творческого идеала обсуждается всё: от цвета стеклышек и формы крылышек до положения ручек и длины ножек.
Мастер-класс от Анны Алексейчик
Приступаем! Сначала Аня переносит все элементы с эскиза на прозрачный тонкий пластик, вырезает их, а затем прикладывает шаблоны к выбранному стеклу и прорисовывает.
Чтобы вырезать стекло по контуру, мастер использует стеклорез. Обратите внимание на положение инструмента. Аня его держит под углом, словно шариковую ручку. Процесс нарезки старается не прерывать, а чтобы не было скола, в конце снижает нажим на стеклорез. Да, даже вырезать кусочек стеклышка — целое мастерство! Кусачками художник отламывает небольшие фрагменты, и элементы обретают нужную форму. Они пока еще не идеальные. Ровными края будут уже после обработки на шлифовальной машинке.
Так как спящий ангел станет подвеской, просверливаем дырочки в луне. Контакт стекла с водой помогает защитить абразивную поверхность инструмента и саму деталь от повреждений. Сами детали также промываем, чтобы обезжирить, а затем складываем их в два слоя: первый — луна, нимб и одно крылышко, а поверх него платье, второе крылышко, ручка, личико, ножки. Все элементы фиксируем при помощи клея. Этот этап завершен, но впереди еще много волшебства…
Волшебница со стеклорезом
Пока Аня делала ангела, за соседним столиком Виталина трудилась над созданием рождественского венка. Искусству работы со стеклом дипломированный лингвист обучалась в монастыре. В мастерской Виталина уже семь лет. Она призналась, что поначалу от стеклореза болели руки и ничего не получалось, а сейчас она уверенно работает этим и другими инструментами.
Ей нравится комбинировать цвета и стекла. Виталина говорит, что даже склейка двух прозрачных стекол дает новый цвет. А тут в венке используются стекла разных цветов, и выкладываются они в три уровня. Это изделие, как и ангела, придумала художник Юлия Молоткова. Интересно, что еще на этапе разработки эскиза она заранее предполагала, как ее рисунок будет выглядеть в стекле. Пока в мире есть только единичные экземпляры такого венка. Чтобы они стали массовым изделием, как и в случае с ангелом, требуется прийти к общему знаменателю, учесть все нюансы, и только после этого разработают шаблоны, по которым нарезка будет производиться в больших объемах. Это не значит, что изделия будут повторяться, ведь весь процесс создания — от резки до росписи — ручной. 100 % handmade!
— Когда я дарю сделанный своими руками сувенир, люди счастливы, у них неподдельная радость. Это здорово понимать, что после тебя остается piece of art, — улыбается Виталина.
Мастер-класс от Виталины Круковской
В качестве подложки используем прозрачное стекло и при помощи стеклореза-циркуля вырезаем круг нужного нам размера. Процесс резки и обработки стекла такой же, как и у Ани. В этом изделии мы вырезаем, обрабатываем и наклеиваем на круглую основу полоски разных зеленых оттенков, коричневые шишки, черное стекло — тело снегиря, белое — глазик, оттенки желтого и красного — ягоды, стекла белого и красного цветов склеиваются — получаются грудка птички и самая вкусная ягодка. Пустое пространство между полосками заполняем стеклянной крошкой. А проволока, которая используется в венке, делает изделие более живым, подвижным.
Подарок от Святителя Николая Чудотворца
Девушки сделали свои заготовки и потушили свет в мастерской. Аня затеплила лампаду, все вместе стали читать акафист Святителю Николаю Чудотворцу. Он покровитель мастерской. Александр говорит, что время молитвы восстанавливает человека и приводит в нормальные чувства в этом жизненном круговороте. Он вспоминает явный пример помощи святого, связанный с Николо-Сольбинской обителью, сестры которой в трудный для мастеров период предложили делать витражи для храмов этого русского монастыря. Саша уверен, что многие начали здесь трудиться именно благодаря молитвам святому.
— Красота приводит к Богу, — подтверждает брат Андрей Ясинский. У него своя история, связанная со святым Николаем. В мастерской Андрей трудится меньше года, до этого работал в трапезной и тогда попросил художников сделать медальоны — образы святого закрепить в стекле. Все медальоны после раздарил, но один оставил себе, он всегда рядом. А в скором времени обстоятельства сложились так, что Андрей начал работать со стеклом. Такой поворот: раньше для сестер и братьев готовил, а теперь в витражной «кухне» отвечает за процесс запекания. Собственно, это и есть основа фьюзинга — выложенные из стекла изделия запекаются в специальной муфельной печи при высокой температуре, и так получаются многослойные рельефные композиции.
Теперь я знаю, что сделаю на Рождество своей дочке подарок из стекла. Любое изделие наших мастеров точно будет подарком от самого Святителя Николая Чудотворца.
Вот такие пироги… стекольные
Фьюзинг — процесс долгий, а остывать изделия будут еще дольше. Спящего ангела и венок я смогу увидеть только на следующий день. Наши новинки запекались вместе с десятками маленьких птичек, лошадок, панно с ангелами и несколькими хрюшками. Пока печь греется, расспрашиваю у Саши про жизнь мастерской.
Начиналось все с пяти человек, которые трудились вместе с художниками в мозаичной мастерской. Первыми еще в 2005 году делались витражи для Елисаветинского храма нашей обители. Когда будете здесь, посмотрите вверх на паникадила. Стекольные вставки по его периметру — их работа. Сувениры художники станут делать потом, а в 2010 году сформируются в самостоятельную мастерскую. Сегодня здесь трудится около 30 человек. Многие из них — выпускники Белорусской государственной академии искусств.
— Саша, вы ведь тоже фактически сразу пришли трудиться сюда после академии и дальше стали развиваться именно в церковном искусстве.
— Мы хотели работать здесь, в монастыре, потому что тут получаешь внутреннее чувство правды жизни, находишь ответы на вопросы. Здесь ты знаешь, за что ты сражаешься. Момент служения подкрепляет и вносит смысл в твою жизнь.
— А если говорить о профессиональном развитии?
— Нашим художникам такую основу, какую даем мы, в Минске мало кто сейчас может предоставить. И в творческом плане мы имеем больший резерв. Есть время, чтобы сделать пробы, подумать, что-то исправить, использовать различные материалы. Экономические моменты мы тоже учитываем, в чем-то это сдерживает, даже порой мешает, но все-таки здесь у нас есть больше маневров и свое творчество может каждый проявить.
У нас ручной труд, и он довольно сложный. Кому-то кажется простым создание маленьких изделий, но чтобы вырезать и обточить все это, требуются большие затраты и силы. В месяц художнику приходится сделать довольно много таких изделий. Чтобы сохранить живость, чтобы каждый сувенир имел внутреннее наполнение, конечно, надо прилагать усилия. Живая рука всегда чувствуется.
— Знаю, что в прошлом году вы побывали в Венеции — особенном для всех стекольных мастеров городе.
— Венеция — серьезный город стекла. Целый остров Мурано — это остров стеклодувов. Впечатляет, конечно! Мы были на заводе Venini. Там во всем виден огромный опыт, который и формирует изделие на выходе. Они выпускают посуду, светильники, вазы — разного рода объемные вещи, которые очень ценятся во всем мире. Аня, кстати, тоже работала с объемным стеклом на заводе «Неман». Видела, как выдувается стекло.
—Да, при очень высокой температуре стекло течет, словно карамель, и обретает форму, — подключается к нашей беседе Аня.
— А какой опыт вы приобрели, работая на «Немане»?
— Я разрабатывала питьевые группы, и это помогло мне развить трехмерное воображение.
— Но здесь вы развиваетесь в другом направлении, правильно?
— Да, здесь работа с холодным стеклом и изображение уже двухмерное.
— Расскажите о процессе запекания, который сейчас происходит.
— Сейчас у изделий, которые в печи, два-три слоя стекла. Наши технологии позволяют работать даже с пятью слоями. К слову, для запекания подходит только определенное термостойкое стекло. А чтобы изделие было прочным, все его элементы должны быть сделаны из стекла с одинаковым коэффициентом термического расширения. Этапы нагревания и охлаждения имеют определенные температуры, и тут есть свои секреты. Например, печь мы не открываем сразу, ждем полного охлаждения, иначе изделие получится хрупким.
Ангел, улыбнись!
После печки наши изделия не только стали по-настоящему едиными, но и обрели мягкие линии. Теперь их нужно расписать. Но перед этим показываем венок и ангела инокине Елене (Шелег). Матушка выполняет роль художника, расписывает стекло, а еще у нее две особые миссии в мастерской: она каждый день читает вслух для всех духовные книги и поддерживает связь с большим миром. Матушка Елена долгое время трудилась в церковной лавке и знает важные секреты, позволяющие изделиям понравиться людям. Один из них — улыбка.
Многое зависит от росписи. Спящего ангела и венок она предлагает расписать Ирине. Но эх, кусочек от венка откололся в процессе шлифовки... Это изделие придется вновь запекать. Венок отправляется в печь, ангелу тоже туда дорога, но перед этим он попадает на стол художника.
Мастер-класс от Ирины Дударевой
Для росписи Ирина использует специальные обжиговые краски, которые при нагревании буквально вплавляются в стекло, становятся его неотъемлемой частью. Другие краски в печи просто сгорают. Самое сложное — подобрать краску красного и земляных цветов. Для их запекания необходимы небольшие температуры, иначе они исчезают или выгорают и осыпаются. Обжиговые краски имеют порошкообразный вид, и их необходимо подготовить для росписи, поэтому краски растирают и размешивают. Чтобы краска не скатывалась, стекло перед росписью протирают, обезжиривают. Сама роспись делается в один-два этапа: сначала наносится светлый тон, а поверх более темный, и уже затем цветные вкрапления. Так как пишутся лики и декор, немаловажным является то, как краска тянется, линии могут быть очень тонкими.
Ирину в мастерскую позвали трудиться семь лет назад. Она профессиональный художник. Прежде при создании изделий использовали только стекло, а мелкие детали, к примеру, глазки, накалывали на тоненькие прутики и затем приклеивали к основе. Но стекло в печи могло повести себя непредсказуемо, глазки отскакивали в разные стороны. В этом плане роспись красками дает более надежный результат.
— Для полной красоты мы стараемся прийти к тому, чтобы наши изделия расписывать исключительно обжиговыми красками, а акрилом вносить только минимальные исправления, — говорит художник.
— А улыбки ангелам вы рисуете всегда?
— Настроение можно передать по-разному: уголки губ, положение бровей. Детали соединятся в один образ, и мы понимаем, что ангел улыбнулся.
Роспись закончена, девушки смотрят на ангела, а я смотрю на улыбки девушек. Значит, им нравится результат. А вам?
P. S. Это изделие вновь отправилось на обжиг. А я в качестве примера сфотографировал другого спящего ангела на звездочке-подвеске, но очень похожего на нашего.
Подготовил Вадим Янчук
13.11.2018