«Если хотите, чтобы менялись ваши дети, меняйтесь сами»
Она благодарит Господа не только за радости, но и за скорби. А скорбей в жизни Анны было предостаточно. Ее старший сын Александр попал в плен наркотической зависимости… Сегодня я беседую с этой удивительной женщиной, которую смело можно назвать воином Христовым.
— Анна, в обществе бытует стереотип, что наркоманы — это дети плохих родителей. И если ребенок начал употреблять запрещенные препараты, значит, папа с мамой «недосмотрели». Так ли всё на самом деле?
— Нет, нет, нет! Вина — это первое чувство, которое испытывает мама, и оно не вполне правильное! Психологи в один голос говорят, что не нужно считать себя и только себя виноватой в случившейся беде. Когда я впервые пришла в группы взаимопомощи, то увидела, что наркотики приходят как в бедные, так и в очень богатые семьи. Не важна должность, которую занимают люди, не имеет значения образование! Наркотики не щадят никого. Поэтому нельзя сказать, что ребенок решил попробовать запретный плод оттого, что ему чего-то не хватало. Я скажу больше: беда может прийти даже в дом верующих людей… У каждого подростка свои желания, каждый хочет себя как-то реализовать, выделиться среди других.
Но я должна признаться, что почти все созависимые мамы словно на одно лицо. Мы вынуждали своих детей уходить из дома, терроризируя их гиперопекой и тотальным контролем. Вы знаете, приходя в группы взаимопомощи, я видела в других матерях собственное отражение. Моя жизнь состояла почти полностью из служения ребенку: проследить, всё ли сын положил в портфель; проверить, чтобы вовремя вернулся из школы; мгновенно подогреть и принести в комнату еду, затем быстро убрать и помыть грязную посуду. Мы с мужем всё делали самостоятельно, не доверяя ничего детям. Мы даже не приучили их правильно и разумно распоряжаться деньгами.
— Расскажите, пожалуйста, какой был уклад в Вашей семье.
— Понимаете, это самое худшее, что может произойти в доме, — потеря естественной иерархии. Потому что главой при любых обстоятельствах должен быть муж! Жена — его помощницей! И только на следующей ступени могут стоять дети. А сейчас в большинстве семей дети становятся центром вселенной. Об этой проблеме говорят даже светские психологи. Ну, а те, кто знаком с христианством, должен помнить слова апостола Павла: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог (1 Кор. 11: 3).
Если в доме царит здоровая обстановка, при которой жена послушна мужу, уважает и ценит его, то и дети будут всё это впитывать. Многих, очень многих проблем можно будет избежать!
У нас с мужем всегда были нормальные отношения, и все-таки дети занимали первое место…
— Я знаю, что Александру было 20 лет, когда Вы узнали о беде, в которую он попал, и стали посещать группы созависимых. Было нелегко увидеть и признать свои ошибки?
— Ошибки признавать всегда тяжело, но мне очень помогло то, что я сразу интуитивно потянулась к Богу. Я и раньше посещала храм, но после такого страшного известия решила полностью поменять свою жизнь. Вы знаете, у меня не было ропота на Бога, мол, почему со мной всё это произошло?! Я, наоборот, почувствовала такую жажду к духовной жизни, к молитве, к церковным службам, что даже плакала в храме. Плакала и благодарила Господа за то, что Он позвал меня. Пусть и таким образом… Но все-таки я стала к Нему ближе.
Ну и, конечно, на занятиях в группах нам тоже объясняли: если хотите, чтобы менялись ваши дети, меняйтесь сами. Это сложно. Ведь всю жизнь лучший кусочек доставался сыновьям, а теперь нужно всё менять! Но прилагаемые усилия давали положительный результат. Раньше, когда сын возвращался домой в состоянии наркотического опьянения, я плакала, ругалась… А после прихода к Богу какое-то спокойствие появилось внутри. Перекрещу его тихонько — и в храм. На молитву. Потому что истерика ничего не даст, а молитва может многое.
И вот так, шаг за шагом, всё стало меняться. С супругом отношения стали совсем другими! Мы будто вновь открыли друг друга… Конечно, это очень трудно — быть достойной женой и матерью, тяжело порой бороться с гордыней и желанием сделать всё по-своему. Но без усилий ничего не изменить!
— Анна, Ваш сын дважды отбывал срок в тюрьме за воровство. К тому моменту Вы уже жили церковной жизнью. Не было обиды или разочарования? Внешне могло показаться, что Бог отошел в сторону и перестал помогать…
— Нет, слава Всевышнему, таких мыслей у меня никогда не было. Больше того, именно в тюрьме сын впервые осознанно причастился (я их с братом водила, конечно, ко Причастию, но это было в детстве). Он к тому моменту отбывал свой второй срок. А мне приснилась ночью Божия Матерь. Ее образ на всё небо… Я проснулась, и всё утро не могла найти себе места. Чувствовала, что это как-то связано с сыном. Но позвонить ему было невозможно. И вот днем он сам звонит! Им разрешали один раз в месяц сделать звонок. Я ему про сон рассказала и спрашиваю: «Может быть, у тебя случилось что-то?» А он отвечает: «Да, мама. Я сегодня был в храме и причастился».
Я ему отправляла письма с иконочками. Даже фотографию отца Андрея Лемешонка прислала и рассказала, какой у нас в монастыре замечательный батюшка. Сын потом приезжал к нему на беседы.
То есть Бог в те периоды был так же близок к нам, как и всегда. Может быть, даже ближе, чем обычно…
— Вы первой стали на путь христианской жизни. Как отреагировала семья на такие перемены?
— Сначала были недоверие и даже насмешки. Позже все привыкли, а потом уже благодать Божия коснулась и их сердец. Когда, например, я пригласила священника, чтобы освятить квартиру, то старшего сына дома не было. Мы объяснили батюшке, какая у нас трагедия, а он сказал, что теперь сыну будет здесь легче находиться. И правда, скандалов больше не было, в дом пришел покой. Я потом Саше рассказала обо всем, а он говорит: «Мама, ты не поверишь, но когда я пришел домой в тот день, то явно почувствовал какое-то особенное спокойствие. Ощутил благодать!»
Духовный труд вообще никогда не бывает напрасным. Как-то на собрании одна мама рассказывала, что стояла на коленях и молилась. Зашел сын, страдающий наркотической зависимостью, и со злостью говорит: «Ты что, опять молишься?!» Она призналась, что у нее мороз по коже от ужаса прошел: это был чужой голос, полный ненависти. Нечеловеческий…
— Анна, Ваш сын вот уже год не употребляет наркотики, но Вы по-прежнему посещаете группы взаимопомощи. Чувствуете в этом необходимость?
— Я понимаю, что созависимый человек. До сих пор, хоть Саше уже 29 лет, я иногда перегибаю палку со своей опекой. И тогда уже он меня останавливает. Вы просто не представляете, какая это страшная болезнь! В свое время я была доведена до предела: могла целыми ночами не спать и ходить по району искать его. Но от этого не было никакого толка… Все силы, которые можно было потратить на молитву и создание теплой обстановки в доме, я тратила на переживания и панику.
Всем мамам, которые сейчас читают эти строки и где-то узнают себя, могу посоветовать только одно: начинайте меняться сами, пока не поздно! Многое можно исправить! Да поможет нам всем Господь.
Беседовала Наталия Климова
05.09.2018
Мария
6 лет назадКак важно то, что Вы пережили, что пытаетесь донести до материнских сердец!
Мамы часто остаются закрытыми.
Пусть Господь укрепляет и помогает всем нам!