X По авторам
По рубрике
По тегу
Везде

Вопрос священнику

Задать вопрос священнику онлайн вы можете на этой странице. При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!
Вопрос

Здравствуйте. С некоторых пор мне постоянно кажется, что все, что я делаю (например, читаю книгу), — это пустое, праздное, что я просто теряю время и т. д. При этом на опыте я знаю, что оставить все и жить как монах я не могу, да и не хочу, так как душевные склонности зовут меня к другому; но при этом я не могу найти возражений на мысли о потерянном времени. Из-за этого мне весьма тревожно, и я попросту не могу ничего делать (полноценно). Так вот, должен ли человек, живущий в миру, стремиться все оставить, чтобы жить исключительно духовными вещами (тем более что некоторые советы святых людей мирянам как будто к этому и зовут), призывает ли к этому Церковь? Заранее благодарю.

Ответ

Никита, мы не можем оставить все. Да и в монастыре тоже не оставляют все. Человек есть человек. Если бы вы были ангелом, тогда, конечно, вам ничего не нужно бы было. Но мы имеем какие-то человеческие, земные радости, какие-то увлечения, какие-то склонности. Человек не может быть постоянно в храме. Конечно, надо сделать так, чтобы в ваших занятиях и увлечениях не было греха, чтобы вы не забывали о Боге. И на все, что вы делаете в своей жизни, искали Божия благословения.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Дорогой отче, благословите. Помогите разобраться. Почему, когда читаешь Св. Писание и разные отрывки из него (и вообще, исходя из учения Церкви о спасении), становится понятным, что Бог не оставляет людям какого-то срединного пути спасения? Почему так? Почему мы будем либо наказаны, либо награждены? Почему нам уготованы либо вечные мучения, либо Царство праведников? Почему плач и скрежет зубов либо радость? Почему черное или белое? Разве не может быть какой-то срединной участи? Почему мы обязательно должны являться либо грешниками, либо обязательно праведниками, а вариант «ни то, ни се» даже не допускается? И как мне понять, куда я попаду после смерти, если я не такая уж лютая грешница, которой нравится грешить и делать зло, но, конечно, я и не праведница, и вряд ли когда-нибудь дотянусь до этого уровня... Я обычный человек. Пожалуй, я теплохладная верующая. Да, я, как бы сказать, «ни Богу свечка — ни черту кочерга»… Но мне, конечно, не хотелось бы попасть туда, где вечные мучения. Но я ведь и грешу — хотя порой помимо своей воли, и грешить мне особо не в радость. Я от грехов больше страдаю, чем получаю удовольствие. Но в то же время я ведь и не праведница совсем и очень-очень мало делаю для своего спасения. За Христом совсем не иду, заповеди Его не исполняю, и вообще верой не горю, у меня и так проблем много… Так куда же я в конечном счете попаду, если я ни рыба ни мясо?

Ответ

Дорогая Аня, на то, куда мы попадем, влияет вся наша жизнь. Сейчас вы в таком подвешенном состоянии — ни рыба ни мясо. Ни к Богу, ни к дьяволу, между небом и землей. Но наверное, в душе что-то происходит, каждая душа развивается. Будем надеяться, что ваша душа, которая уже все-таки знает Бога, сможет потянуться к свету, оторваться от греха. Мы помолимся, да и вам советую прийти в храм на исповедь и проговорить то, что вы написали о своей теплохладности. Но оправдывать себя, это состояние «между раем и адом», я думаю, неразумно. В Писании говорится о том, что человек выбирает свою участь здесь, на земле. И этот выбор отразится в вечности. Если человек жил грехом, был эгоистом, не заботился о своих ближних и все строил только под себя, то, конечно, такой человек будет в вечности в одиночестве — в вечном одиночестве. И кроме себя, своих грехов он больше никого не будет видеть. Это его выбор. А если человек жил для других, он будет в Царствии Небесном, потому что Царство Небесное — это единство, соборность. Это люди, которые объединены любовью Божией и которые радуются о своем Создателе. Хотелось бы, чтобы вы в этой жизни по-настоящему встретили Бога, увидели, как красиво живется, когда в твоем сердце любовь, попытались исправить все те ошибки, которые были в вашей жизни. Хочется пожелать вам, чтобы вы обязательно попали в рай.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. Беременна в третий раз. Среднему сыну год с небольшим, то есть, не выходя из декрета, уйду сразу в следующий. Почему-то не ощущаю радости, чувствую, что больше не буду принадлежать сама себе. Два совсем маленьких ребенка на руках, а муж никогда не помогает. Понимаю, что не смогу куда-то выходить, общаться с людьми, друзьям со мной уже неинтересно, я вся в быту. Да и страх, что скоро сорок мне — успею ли всех поднять... Конечно, об аборте и не думаю, но мной овладело сильное уныние. Ни капли радости, только слезы, токсикоз и усталость. Муж лежит на диване, в Интернете и на меня ноль эмоций, хотя ребенка хочет, а мне очень одиноко. Понимаю, что скоро буду совсем одна с детьми, а так и словом перекинуться не с кем... Потому что нет ни помощи, ни поддержки.

Ответ

Анечка, если вы будете себя жалеть, у вас действительно пропадут все силы. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (см. Ин. 16, 21). Сейчас вам трудно. Дети не слушаются, болеют, капризничают. Все это, конечно, требует огромного труда. Но вы поймите, что этот труд очень благодатный. И дети, когда вырастут, столько радости и любви вам дадут. Как бывает тяжело смотреть на людей, у которых нет детей, которые страдают от одиночества. Я думаю, что нельзя сейчас роптать и унывать. Господь дал вам третьего ребенка — это милость Его. Хотя, конечно, и тяжелый дар. На супруга не ропщите. Найдите в нем хорошее и постарайтесь поблагодарить Бога за то, что у вас есть муж, который хочет ребенка. Некоторые не хотят по своему эгоизму, хотят жить для себя. Состояние, которое вы испытываете сегодня (раздражение, уныние), обусловлено в том числе физиологическими процессами. Хотелось бы вам посоветовать сходить в храм, исповедоваться и причаститься. И причащаться почаще и ваших деток тоже причащать. Когда вы сама причащаетесь, ребенок в вашей утробе тоже освящается этим великим таинством. Не надо принимать эти грустные мысли, что жизнь закончилась, что для себя не поживешь. Нет, нет, нет. Это обман. Как раз вам Господь дает то, что нужно женщине, которая создала семью. Третий ребенок — это прекрасно. Когда ребенок один в семье — это очень плохо, растет эгоизм. Я сам был один. Сейчас у моей дочки трое детей, и я бы хотел, чтобы у нее их было больше. Я вижу, как дети играют между собой. Младшей уже почти два года, и так это интересно. Как удивительно, что они друг друга учат, друг другу помогают — это так красиво. Проживите этот мрачный период, и, я думаю, солнышко выглянет и осветит вас и вашу семью.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как избавиться от страшных греховных навязчивых помыслов. Спасибо.

Ответ

Нужно иметь добрый помысел. Греховные навязчивые помыслы нужно отбивать молитвой, все время держать ум в напряжении, чтобы он не блуждал, не рассеивался. Необходимо направлять ум к святым, вечным вещам: думать о смерти, о красоте Божией, о любви Бога к вам. Все время, когда идет такая атака, нужно ее отражать, не испугаться, не дрогнуть. Потому что, если мы дрогнем, мы начинаем бояться, паниковать, и помысел входит в наш ум. Пока вы его не приняли — это прелог, который не вменяется в грех человеку. Но когда вы приняли помысел, обязательно через ум в ваше сердце попадет грех. И это уже надо исповедовать. Но у нас в Церкви есть все, чтобы победить врага. Бей врага именем Иисуса, сильнее оружия нет ни на небе, ни на земле.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Давно не могу найти ответа на вопрос: как открывать свое сердце Богу, если чувствуешь, что оно как каменистая земля? Накопилось много боли от неправильных душевных отношений с людьми, и кажется, что отпустила, но какой-то невысказанный груз лежит на сердце, и даже не находится слов, чтобы говорить о нем. Услышала, что если с Господом разговаривать своими словами, то боль уходит. Пробую, но слов своих, не заученных, не находится. А я уже 20 лет хожу в храм... Чувствую, что покров гордости, нечувствия лежит на сердце. И как пробиться через него к живым отношениям с Богом?

Ответ

Чтобы пробиться, нужно биться. Есть молитвы церковные, которые в молитвослове, есть молитвы от сердца — своими словами. Перед Богом можно и в тишине постоять. Но если человек хочет, чтобы сердце отозвалось на молитву, чтобы восстановить связь с Богом, нужно потрудиться, нужно делать усилия. Помоги вам Господи искать живых отношений с Ним. Я думаю, нужно найти, на что отзовется сердце. Иногда к большинству молитв сердце не располагается, и вдруг какое-то словечко проникает в душу, входит в нее. Наверное, надо искать эти слова. Они даются через усилия, большие усилия. Будьте внимательны во время молитвы и не отвлекайтесь. Я думаю, со временем количество молитв перейдет в качество. Помоги вам Господи.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Добрый день! Я стараюсь не грешить и при каждой возможности делаю противоположное моим греховным наклонностям. В результате я часто не вижу своих грехов, и это меня пугает. Мне начинает казаться, что я не то что как-то пытаюсь исправиться и приближаюсь к Господу, а вообще далеко от Господа, и мне некуда двигаться и исправляться. Не знаю, что делать? Как поступать? Может, я слишком углубляюсь в это, а надо жить просто?

Ответ

Вы правильно делаете, что противопоставляете себя греху. Если вы делаете противоположное тому, что диктует вам грех, — это борьба. И вы трудитесь — это очень похвально. Трудиться надо дальше. Но мы должны понимать, что одних наших усилий недостаточно: чтобы победить грех, нам нужна помощь Божия. А чтобы была помощь, нужно смириться. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). С одной стороны, делайте усилия, с другой — просите помощи Божией, без которой мы с вами грех свой не победим никогда. Я думаю, вы на правильном пути, только не поднимайте высоко нос, когда у вас будет что-то получаться, и не унывайте, когда что-то не получится, и вы в очередной раз шлепнетесь в лужу греха. Вставайте и идите дальше.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. 1.5 года назад потерял брата из-за болезни. Я поддерживал маму, она — меня, и мы как-то это пережили. Отец мне и маме в этом не помогал. Но 11 дней назад я потерял маму: она не выдержала страданий, все время плакала, ее сердце не выдержало. Скажите, батюшка, как не озлобиться на весь мир и не наделать ошибок?

Ответ

Ты любишь свою маму и своего брата, и если ты хочешь помогать им сейчас, когда они уже ушли в вечность, тебе нужно, чтобы в твоем сердце был мир. Не надо осуждать ни отца, ни кого-то другого, у каждого есть свой жизненный крест. Господь призвал твоих близких, но ты их продолжаешь любить, и они живут в твоем сердце. Они молятся за тебя, а ты за них. А если ты озлобишься, осудишь, начнешь жить без Христа, без Церкви, если в тебе будет грех, то ты сделаешь больно и своей маме, и своему брату. Должно быть через Бога живое общение с твоими близкими. И каждое твое доброе слово, каждый твой добрый поступок влияет на жизнь твоих близких людей. Отца прости и не осуждай.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, что такое самонадеянность, каковы признаки и последствия этого греха. Какая добродетель противоположна самонадеянности? Как укрепить веру и побороть уныние и малодушие? Как приобрести твердость и безбоязненность?

Ответ

Самонадеянность — это когда человек надеется только на себя, на свои силы, это следствие гордыни, и это приводит человека к тому, что он живет в самоизоляции, одиночестве. Конечно, он ничего хорошего по-настоящему сделать не может, ничего у него не получается, он злится, осуждает, ропщет. Но это такая замкнутость на себе, в своем эгоизме. А надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвижется во век (Пс. 124: 1). И сила Божия в немощи совершается (ср.: 2 Кор. 12: 9). Когда человек смиряется, ищет воли и помощи Божией, то тогда, как апостол говорит, все может в укрепляющем Иисусе (см.: Флп. 4: 13). А всяк человек ложь (Пс. 115: 2), и я тож. Поэтому христианин и называется христианином, потому что, как опять же апостол говорит, живет в нем уже Христос (см.: Гал. 2: 20). И все, что мы делаем, все хорошее, что у нас получается, мы не присваиваем себе, своим заслугам, способностям, а говорим, что это принадлежит Богу содействующему. Господь все дает во благовремение.

Когда человек слабенький физически, он начинает заниматься зарядкой, физическими упражнениями и постепенно становится сильным. Появляются мышцы, растут силы. Так и в духовной жизни. Если человек труслив, боязлив, мнителен, если он замыкается в себе, унывает и все у него не получается, все не так, как нужно, то человек начинает с этим бороться. Он видит свои немощи, недостатки, приходит в храм, начинает постоянно исповедоваться, он причащается, просит помощи Божией, и постепенно то, с чем человек борется, уходит из его жизни. Ведь мы должны себя направлять, видеть свой грех и исправляться. И вот с помощью Божией и своими усилиями мы становимся другими, меняемся и видим в этом помощь и благодать Божию к нам. Только бы хотеть этого, только бы не лениться, не оправдывать себя и не обвинять кого-то — родителей или окружающих, что я такой несчастный, бедный, все у меня плохо, плохой характер, я такой вырос. В Церкви мы рождаемся заново, меняемся, учимся жить богоугодно. И все греховные качества уходят из жизни христианина.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, возможно ли полюбить себя такой, как есть? И как это сделать?

Ответ

Это необходимо. Каждый человек удивительно красив, ведь он создан Творцом. Вся премудростию сотворил еси (Пс. 103: 24). Другое дело, человек не ценит то, что ему дано: начинает унывать, роптать, себя жалеть, сравнивать с кем-то, а это делать нельзя. Каждый человек удивительно неповторим, и у каждого есть свои таланты. И нам нужно полюбить себя — не свой грех, с которым нужно обязательно бороться, а образ и подобие Божье, полюбить ту икону, которой является каждый человек. Эта икона Бога, живая икона. Вот эту икону нужно полюбить. За ней надо ухаживать, ее надо очищать, протирать, освящать. Все это делает Святая Церковь, когда человек приходит к Богу и начинает жить церковной жизнью.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Маюсь от понимания греха в себе. Стала чаще исповедоваться и причащаться. Только не покидает ощущение присутствия зла в себе. А чем дальше, тем больше. Нет любви во мне. Не хочу вредить близким. Да и зло нести не хочу. Мне 58 лет. Все мои попытки пока жалкие. Кажется, стала внимательнее, а все еще и хуже стало. Кажется, хожу вокруг да около. Как увидеть, что во мне закрывает сердце от любви? От немоты. Ваши беседы поддерживают. Стараюсь своим негативным мыслям не верить. Как избавиться от этого? Буду ждать ответа.

Ответ

Даже апостол Павел говорит, что живет в нем два человека: хочет хорошее делать, а делает совсем наоборот (см. Рим. 7: 15–24). И в то же время этот же апостол говорит: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4: 13). Чем больше Вы будете уделять внимания своему внутреннему человеку, думать, как жить богоугодно, тем больше будете видеть в себе грехов. Не ужасайтесь этому, не унывайте, наоборот, все больше и больше прилепляйтесь к Богу. От стражи утренней до нощи уповает Израиль на Господа (Пс. 129: 5). Наш жизненный путь продолжается, и хорошо, что Вы ставите такие вопросы, что Ваша душа живая, она реагирует на грех, который живет в нас, и мы, наверное, заражаем этим грехом и других. Хорошо, что Вы этот вопрос для себя ставите. Вы хотите жить без греха. «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам». У нас есть школа, больница — храм, и мы учимся там жить с Богом. Приходим на Исповедь и то, что сделали неправильно, там, где споткнулись, согрешили, мы проговариваем на Исповеди и получаем благодатную помощь в борьбе с грехом, со своей греховной природой. Помоги Вам Господь.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

задать вопрос священнику

Убедитесь, пожалуйста, что e-mail введен правильно, так как на указанный Вами адрес будет выслано оповещение о размещении ответа. Сообщите также, составляя вопрос, в какой стране (городе) Вы живете, чтобы батюшка мог ориентироваться, формулируя ответ.