X По авторам
По рубрике
По тегу
Везде

Вопрос священнику

Вопрос священнику, задать вопрос священнику онлайн

Задать вопрос священнику онлайн вы можете на этой странице. При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!

Вопрос

Скажите, пожалуйста, за что Господь лишает некоторых людей ума в старости? Это какое-то наказание при жизни, или испытание близким, или еще что-то?

Ответ

Это тайна. Мне кажется, и то, и то может быть.

Конечно, первопричина любой болезни — грех. И все-таки я склоняюсь к тому, что когда человек жил всю жизнь без Бога или жил греховно, то в старости это всё очень проявляется, обостряются грехи, равно как и хорошее, всё то, что человек приобрел. Человек или просветляется, становится воздушным, каким-то вневременным (это видно на пожилых людях, которые жили духовно, видна красота уже неземная), или ворчливым, брюзжащим, всем недовольным, раздражительным — то есть грех еще больше искажает всё. Поэтому будем стараться, пока мы в силах, все-таки готовиться к старости, готовиться к переходу в вечную жизнь, живя сегодня богоугодно и красиво.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка! Бог сделал человека свободным и дал ему выбор, как прожить свою жизнь. Но часто бывает так, что ребенок рождается в неблагополучной семье, где его бьют, унижают, где он не нужен. В нас наши нормальные родители заложили правильную схему поведения, показали, что такое доброта, любовь, понимание, рассказали о Боге и Иисусе. И когда приходят в нашу жизнь беды, у нас есть выбор — либо ожесточиться, либо нет. Получается, что у детей, родившихся в неблагополучных семьях, такого выбора нет, т.к. они не знают другой схемы жизни, кроме как жестокость и насилие. Вырастая, будут поступать так же, как поступали с ними. Так получается, что не у всех этот выбор есть? Но в чем вина этих детей? Они тоже хотели бы спастись на Страшном Суде, но они не знают, как, потому что им не показали, их не научили. Т.е. такой ребенок всю жизнь будет грешить и не спасется. Я знаю, что мы сами виноваты в своих бедах, а не Бог. Пожалуйста, проясните. Меня очень волнует эта тема. Заранее спасибо.

Ответ

Ни в коем случае нельзя никого осуждать.

Когда, например, на подворье я вижу человека, который всю жизнь просидел в тюрьме, и кроме греха в его жизни ничего не было, то, конечно же, понимаю, что у него не были ни семьи, ни родителей: Дом малютки, интернат, колония, тюрьма, тюрьма, тюрьма. Но Бог не оставляет никого. И возможность исправиться, изменить свою жизнь, прийти к Богу есть у каждого человека. Это, опять же, я вижу по нашему подворью. Я вижу, как человек, который 30 лет сидел в тюрьме, законченный преступник, приходит на наше подворье и начинает новую жизнь. Уже пожилой человек начинает учить молитвы, и видишь, какая благодать на этом человеке. Мы видим, что любой человек может измениться, если он этого захочет, любой человек может получить помощь Божию, если он будет ее просить. Самый яркий случай — с благоразумным разбойником, который в последние минуты своей жизни попал в рай.

Судьбы Божии неисповедимы, мы не можем всё знать и понимать, но для себя мы должны определить, что нам трудно давать оценку и что Бог пришел спасти грешника. Часто бывает, что люди, родившиеся и живущие в страшных условиях — без любви, без какого-то воспитания, вдруг, найдя Бога, становятся такими… я не сказал бы святыми, но чистыми. Бог дает им столько любви, и они меняют свою жизнь, становятся даже подвижниками. Поэтому не будем поверхностно смотреть и говорить о том, что находимся в неравных условиях. Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. 5: 20).

Наша задача — смотреть на себя, знать себя. Это очень важно, чтобы мы знали себя, следили за собой и чувствовали ответственность перед другими людьми за свои поступки, мысли, слова. И чтобы мы, конечно же, пытались молиться и помогать тем людям, которые еще далеки от Бога, которые находятся в бедственном положении. Друг друга немощи носите, и так исполните закон Христов (Ср.: Гал. 6: 2).

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте! Елена, 39 лет. Вопрос, касающийся личной жизни. Несколько лет назад встретила мужчину по душе, он внезапно умирает. Через полгода знакомство с мужчиной. Показалось, может, Бог и послал мне такого прекрасного человека. Он также очень долго искал по душе, жил много лет один и воспитывал сына. Ему 46 лет, он умирает на глазах — тромб. Возникает вопрос: для чего могут быть такие для меня испытания? И один, и другой умирают внезапно, но до этого мы действительно были счастливы. За что и для чего такие испытания — встретить любовь уже в таком возрасте и потерять? Могу ли надеяться на устройство личной жизни? На душе иногда жутко. Как отнестись к таким испытаниям? Принять одиночество и отсутствие детей как норму, смириться? Простите за крик души…

Ответ

В мире скорбны будете (Ср.: Ин. 16: 33). Конечно, мы ищем всему какое-то объяснение, ищем духовный смысл, и он есть.

Видите, Господь посылает человека, и Вы чувствуете красоту его, какую-то минуту счастья, а потом мы расстаемся. В общем-то, всё, что происходит в этом мире, и даже земная любовь, не вечно. Поэтому Бог дал, Бог взял.

А можете ли Вы надеяться? Надежда умирает последней. Вы просите, видите, Бог послал Вам одного человека, потом второго человека. Но они ушли из этой жизни. Мы не можем гадать или думать, почему. У каждого свои сроки, это Промысл Божий. Мы можем говорить только о Вас, о Вашей душе, которая сейчас в смятении. Надо все-таки не повредить свою душу, не обидеться, не заунывать, не отчаяться, а просто доверить всё в руки Божии. И если нужно будет, есть воля Божия (а Вы, видимо, хотите), Господь пошлет Вам человека, который станет Вашим мужем, и, если это возможно физиологически, родятся у вас еще дети. Поэтому сейчас Вам надо успокоиться и внимательно смотреть, что происходит внутри и вокруг Вас, стараться жить с Богом и доверять Ему свою жизнь до конца.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Отец Андрей, как понять, что Бог от меня хочет? В детстве я хорошо учился, окончил гимназию с физико-математическим уклоном почти с медалью, сам поступил в экономический университет, без всякого блата и связей. Четко понимал, чего хотел (получить образование, зарабатывать честно деньги по любимой специальности, создать семью, вместе с женой ходить в храм, детей воспитывать), и для этого старался как мог. А потом у меня произошел ад. Где-то начиная со второго курса всё началось сыпаться, как карточный домик. У меня стали происходить какие-то непонятные панические атаки. Просто когда я подъезжал к университету на обычные лекции, меня натурально начинало трясти, как будто тьма всего мира нисходила на меня, кто-то на меня клал гранитную плиту, появлялся какой-то необъяснимый, холодный и липкий ужас, причину которого я до сих пор не могу понять. Обычным переживанием или нервным переживанием этого нельзя объяснить, это что-то другое. И в других аспектах стало так же — к чему ни прикасался, всё превращалось в труху и рассыпалось. Исповедь в храме мне не помогала. В таком состоянии я жил где-то около 5 лет. Вуз я так и не окончил из-за этого. Дошло до того, что отчаяние полностью поглотило меня, я был на пороге реального самоубийства. И тогда я подумал, что Бог не благоволит к тому, чтобы я жил семейной, мирской жизнью. И я стал искать ответы в монастырях. Я жил в белорусских монастырях, российских, везде старался жить по совести, добросовестно нести послушания, ходить на все богослужения, участвовать в таинствах. Но никогда так и не почувствовал желания идти монашеским путем, ведь в монастырь идут по призванию Божиему, а не убегают от проблем. И вот дилемма: в монастырь Бог меня не призывает, но и в обычной мирской жизни Он не дал свершиться моим планам на жизнь. А как пишут святые отцы, абсолютно всё происходящее в нашей жизни случается либо по прямой Божией воле, либо по Его попущению. Так как мне понять, что Он от меня хочет?

Ответ

Наша природа заражена грехом. И поэтому есть какие-то отклонения, есть какие-то испытания в жизни, но есть также тот Врач и та опора, которая необходима человеку в жизни, чтобы устоять, не поддаться унынию, отчаянию, не погибнуть. Всё, конечно же, понять и разобрать мы не можем, но мы проживаем какие-то внутренние переживания, вот как у Вас, Вы пишете, панические атаки, какие-то стрессы. И человеку трудно с этим бороться. Потому что все-таки по природе своей мы больны, и нужен тот Врач, Который сможет нам дать силы победить своего ветхого человека, победить плоть и кровь, победить тот грех, который нас сегодня лишает мира и отнимает у нас жизненные силы. И поэтому есть исповедь, есть Причастие. Наверное, мы по-настоящему не исповедовались. Наверное, нужно потерпеть, наверное, нужно делать усилия. Нельзя поддаваться этим состояниям, настроениям, которые ведут человека в никуда.

Вы видите, что монашеский путь не Ваш, Вы это не принимаете, насильно в монастырь не идут и не убегают. В монастыре не легче, просто это совершенно другой путь, совершенно другая, новая жизнь. Вы поняли, что это не для Вас. Сейчас надо прийти в себя, надо найти опору, тот фундамент, на котором можно будет строить свою жизнь. И это Христос. Поэтому не жалейте себя, не унывайте, не жалуйтесь, что Вам плохо. Идите в храм, молитесь, просите и трудитесь — делайте усилия.

Плохо, что Вы начали учиться и не доучились. Но найдите себе какую-то работу, чтобы приносить пользу людям. Вы молодой человек еще и силы у Вас есть, очень много можно сделать доброго и хорошего. Только нужно быть внимательным и смотреть, кто вокруг Вас находится и чем Вы могли бы послужить Богу и ближним. А дальше, я думаю, если будет трезвение, борьба, будет и победа. Только нужно понуждать себя и искать Бога во всех обстоятельствах Вашей жизни.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Если можете, если не очень сложно, разъясните, пожалуйста, о спасении и будущей жизни спасаемых... Насколько это известно Церкви, по святым отцам. В чем состоит спасение, что для этого нужно. Я хочу выбить из головы то, что вбито, а именно тупиковая философия о том, что как бы человек ни старался, он не может победить страсти. Если не может — значит, не хочет. А если не хочет — никто в рай не потащит. Как говорят: покаяние — это не исповедь, это не раскаяние, не просьба о прощении, а это изменение, перемена. Если не можешь — значит, не хочешь. Или плохо веришь. Или нет смирения. Да, избавить от страсти может только Господь, но тут опять тупик в том, что Он не может избавить, потому что нужна наша воля (а она слабая) и потому что в нас есть гордость. Поэтому, для того чтобы мы тренировали волю и упражнялись в смирении, как бы мы ни боролись, страсти нам оставляются, да? Но, как говорил авва Дорофей, если мы не искореним хоть одну малую страсть, то без сомнений предлежим вечной муке... О муках... Это не то, что Господь хочет наказывать, нет... я понимаю. И, конечно же, понятно, что Он нас любит, жалеет и хотел бы всех спасти. Но мы сами не хотим. Даже если говорим, что хотим — это неправда. Если бы хотели, давно бы возымели решимость и стали святыми, как говорил прп. Серафим. А вечные муки, помимо всего прочего, в основном будут заключаться в том, что Божия любовь нас будет жечь, как говорил прп. Исаак Сирин. И даже если Он будет нас прощать и миловать — нам от этого будет очень больно. И наши страсти, наша гордость будут нас истязать невообразимо как сильно. Даже если это всё правда, я не хочу знать этой правды, пожалуйста, разубедите меня. Моему устроению это не под силу. От таких помыслов появляется уныние, сомнение в милосердии Божием, а главное, мне не нравится мое рабское отношение к Богу, не получается Ему довериться, открываться как любящему Отцу. Я не один год боролась с этой темой, которую очень долго и убедительно разъяснял один священник... Меня немного утешает, что говорят, что главное — направленность, т. е. если ты хоть как-то борешься, значит, направленность твоя ко Христу, ты показываешь (хоть и очень слабо), что не хочешь зла, а хочешь добра. И этого достаточно, чтобы ты в вечности был по направлению ко Христу?.. А после смерти Он сможет восполнить недостающее? Или хоть перед самой смертью может такое быть, что Он избавит от страстей совсем?.. Это, получается, не будет нарушением свободы воли человека? Человек же хотел, хоть и, по правде, не сильно… Пожалуйста, разъясните, для меня это жизненно важно, от этого много зависит... Спаси Вас Христос! Мария, 22 года...

Ответ

Машенька, слава Богу, что у Вас в 22 года такое желание разобраться в самом главном вопросе нашей жизни — в вопросе о спасении нашей вечной души. Кто может спастись? Никто. Но Богу возможно всё (См.: 19: 16‒26). Если мы делаем усилия и становимся православными йогами, занимаемся аутотренингом и говорим, что мы герои — сомнительно, что мы войдем в Царствие Небесное. А если мы немощны, но верим в любовь Божию, боремся, падаем, встаем и до небес достаем, то мы на правильном пути.

Не надо сейчас путаться, действительно есть Промысл Божий и есть наша воля, свобода нашего выбора. Если Вы хотите жить с Богом и делаете усилия (а Господь и намерение лобызает), то, я думаю, попадете в Царствие Небесное. Только бы не усомниться в любви Божией, только бы не возгордиться, когда у Вас будет что-то получаться, и Вы почувствуете духовный прилив сил, только бы не осудить тех, кто ничего не хочет и опустил руки. Я думаю, это путь всей нашей жизни. И в Царствие Небесное мы входим уже здесь — оно внутри нас. Поэтому просите, и дано будет вам; ищите, и найдете (Мф. 7: 7).

У каждого своя мера, и Бог пришел, чтобы спасти человека. Путь в рай открыт. Церковь — это небо на земле. Всё то, что мы имеем в храме — богослужения и таинства, особенно Причастие, — это уже новая вечная жизнь, в которой мы должны утвердиться. Но есть другая жизнь — греховная. Есть два человека внутри нас (См.: Рим. 7: 17‒23). Есть грех, который, к сожалению, нас будет или пугать, или расслаблять, или обманывать, или смущать, и здесь нужно повоевать.

У Вас еще очень много времени впереди, большой путь, и поэтому сейчас нужно избегать крайностей и смиренно, терпеливо нести свой крестик, маленький крестик, но нести его без ропота и уныния. Слава Богу, если Вы человек уже воцерковленный: ходите в храм, участвуете в богослужении. Только бы не уйти, только бы не сбиться с пути. А путь, конечно, будет всё уже и уже, и надо себя не жалеть на этом пути.

Всё, что нужно для нашего спасения, Господь нам уже дал, Он уже нас спас. Но хотим ли мы этого спасения, хотим ли мы жить в раю — это уже дело сегодняшней нашей жизни. Потому что в раю не будет ничего греховного. А если мы к греху привыкли и без него жить не можем — как мы будем в раю? Никак. Вот так человек сам себя и лишает Царства Небесного. Но я думаю, что Вы обязательно попадете в Царство Небесное, если не зазнаетесь и не будете гордиться. Помоги Вам Господи.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. Меня зовут Сергей, и у нас с женой возникла небольшая дискуссия. Помогите, пожалуйста, разобраться. Вопрос следующий. Может ли спастись формально не крещеный человек? Позиция Православной Церкви, как я понял, по этому вопросу — нет. Для меня это кажется странным, и я прям не согласен. Как по мне, сколько человека в воду не макай — лучше он от этого не станет, и нужно немножко что-то большее. И вот тут получаются у нас с женой следующие аргументы. Жена: «Сам Господь Бог наш Иисус Христос крестился в Иордане. Зачем тогда, если это ничего не значит». Я: «Потому что пришел закон исполнить, а не нарушить». Я: «На каком-то соборе принято, что, если человек болен и не имеет другой возможности, как креститься уже на одре, тогда его не купают, а только окропляют. Следовательно, если мы гипотетически берем человека святого праведного отшельника, живущего в пустыне, где вообще нет воды и того, кто бы его крестил — то это не мешает ему принять крещение по сути своей, без формальных атрибутов, потому как другой возможности у него нет. Даже если он никогда не слышал ничего о Евангелии и Иисусе Христе. Но знал Бога изначально, как все люди знают, и не исказил это знание, и не покалечил душу, а так и пронес праведность и веру. Но, повторяю, ничего не знал и слышать не слышал о Библии и вообще других людей не видел ни разу в жизни». Жена: «В Писании конкретно сказано: аще кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ср.: Ин. 3: 5). И еще: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28: 19, 20)». И вот как тут быть, скажите, пожалуйста? Заранее спасибо, с уважением Сергей и Татьяна.

Ответ

Слава Богу, что Сергей и Татьяна живут в таком диалоге богословском, что вас интересуют не только цены на базаре и курсы валют, прогноз погоды, что вы рассуждаете на духовные темы, это становится вашей жизнью, для вас это важно. Это очень отрадно. Потому что сейчас в семьях обычно люди говорят только о том, что не хватает денег и как холодно на улице.

А насчет того, о чем вы спорите… Вы знаете, умозрительно можно представить какие угодно ситуации, какие угодно обстоятельства. Но если бы человек мог сам спастись, зачем нужно было бы Христу приходить в этот мир? Христос созидает Церковь, которая становится врачебницей, которая становится школой жизни, новой жизни. Если бы человек в своей зараженной грехом природе мог стать хорошим только потому, что хочет это сделать и прикладывает к этому усилия, то, конечно же, он был бы самодостаточен. Но для того чтобы спасти человека, нужно было принести крестную жертву. Христос, Сын Божий, принимает естество человеческое и искупает нас от смерти. Да, вы правы в том, что по своей природе душа человека — христианка. Но эту душу нужно очистить, ей нужна помощь. И поэтому человек омывает свой первородный грех и входит в Церковь, растет духовно в Церкви, питаясь Кровью и Телом Христа.

Если человек не крещеный, он судится по своим делам. Но, конечно же, той полноты, того соединения с Богом, которые возможны после принятия христианства, воцерковления, участия в богослужении, в таинствах Христовых, человек просто не может иметь.

Люди, конечно же, созданы Богом для вечной жизни, они смотрели на небо, искали Бога тысячелетиями. И только тогда, когда Христос пришел, когда Он умирает на Кресте и произносит: совершилось! (Ин. 19: 30), то есть совершилось спасение человека, — человеку открывается путь в вечную жизнь. Так что слава Богу, что вы с женой любите друг друга и ищете Бога, спорите. Хорошо бы увидеть вас вместе в храме на богослужении, чтобы вы вместе исповедовались, причащались. Это очень важно для дальнейшего развития вашей семьи.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Батюшка, здравствуйте! У меня такой вопрос: если что-то не получается, то как понять, нужно ли мне потерпеть и пытаться еще, или смириться и принять, потому что нет воли Божией? Раньше я очень много спорила с Богом и всегда настаивала на своем, даже не молилась, а требовала, а Бог меня терпел и все равно не давал наделать много глупостей и уйти не туда. Сейчас уже прошло время, и я вижу, что путь, который я так хотела, наверное, меня разрушил бы. Сейчас я стараюсь понять, как мне научиться слушать волю Бога, чтобы не спорить и не воевать с Ним. Но даже помолиться искренне о том, чтобы было по воле Божией, не получается (вдруг это не так, как я хочу, а это трудно принимать и верить, что так лучше), но мне бы очень сильно хотелось научиться слышать Бога и доверять ему. И когда я не уверена, или не знаю, что делать, что-то не получается, я стараюсь молиться, чтобы понять, как правильно, и чтобы хватило сил принять, если это не так, как хочется мне. Но я не знаю, как слышать волю Бога? Если что-то не получается, это искушение и нужно пробовать и не унывать или нужно принять это как волю Божию и смириться? Спасибо большое! Простите, если непонятно написала.

Ответ

Все понятно. Мы все должны искать волю Божию. Но для этого нужно внимание. Поиск воли Божией для христианина означает понимание: что бы он ни делал, Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии (Ср.: Пс. 126: 1). Но как ее искать? Здесь нужна внутренняя жизнь: сердце человека, которое глубоко. И когда нет воли Божией, человек чувствует, что неспокойно у него внутри, тревожно, что-то его мучает. Иногда бывают какие-то искушения, что-то мы пытаемся делать, идем вперед, а у нас не получается, все разваливается. Мы все равно пытаемся, встаем, делаем опять, начинаем все сначала. Как это? Что это? Нет воли Божией на это или Господь хочет, чтобы мы проявили терпение, смирение, чтобы мы были постоянны, чтобы результат был добыт в борьбе?

У нас есть возможность прийти на исповедь, спросить у священника, которому мы доверяем, помолиться самим, подумать над сложившимися обстоятельствами. Мы ищем, мы просим. Бог же не прячется от нас, Он же нам не задает какие-то непосильные задачи, которые мы не можем решить, какие-то кроссворды, которые мы не в состоянии разгадать. Но Господь хочет, чтобы мы учились рассуждать, чтобы мы росли духовно. Не можем мы все время идти за ручку, нам нужно топать своими ножками. Конечно же, этот путь непростой, потому что надо не суетиться, не торопиться, надо все время думать, все время быть очень внимательным.

Я думаю, что если у Вас есть желание жить по воле Божией или найти ее в тех или иных случаях, Вы молитесь об этом, просите, советуетесь, то обязательно воля Божия Вам откроется. Поверьте, сто процентов. А если мы хотим слегка этого коснуться, не получилось — бросаем, за другое беремся, так нельзя. Мы смотрим на жития святых, на опыт Церкви, мы читаем, как люди жили духовно — не всегда все было просто. Узок путь, ведущий в Царство Небесное (Ср.: Мф. 7: 14). Иногда с большим трудом что-то давалось, но человек знал, какова его цель, и не унывал, не опускал рук, а наоборот, трудился. Поэтому ищите, стучите и найдете.

Тут надо конкретно ситуацию проговаривать, рассуждать. У Вас есть храм, есть священник, есть, с кем посоветоваться. Я думаю, что волю Божию Вы обязательно найдете.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте, батюшка Андрей! Решилась спросить о наболевшем — ношу тяжесть от своих отношений с духовником уже несколько лет. 10 лет назад у меня появился духовный отец — монах, родной брат нашего настоятеля храма. Сначала все было хорошо — я обрела духовную семью, с радостью служила чем могла нашим отцам. Когда духовник приезжал в гости, я отпрашивалась из дома и все это время жила с ним, чтобы помогать во всем. Домашние у меня редкие люди — они принимали это, хоть и трудно им было. Но в последнее время мне стало тяжело. В словах моего духовника чувствую холод к моим родным, что это все грешники, а он достиг высокого уровня, что выбирать всегда надо жизнь с ним, чего бы это ни стоило. Что они должны за все платить, а мое дело верить и любить. Исповедовать батюшка не любит, посылает к другим священникам. Если есть какие-то наболевшие вопросы, то ему это не интересно. Я стала грустная и часто болею. Колеблется вера. Но это ситуация дана мне Богом. Как быть? Помогите советом, дорогой о. Андрей, как всегда мне помогали!

Ответ

Сестра Валерия, я бы Вам посоветовал просто поменять духовника. Если все то, о чем Вы написали, соответствует истине, пользы от вашего общения не будет. Найдите себе духовника, который бы Вас исповедовал, который бы Вам мог ответить на Ваши вопросы и который бы не говорил о том, что Вам кто-то что-то должен. Вы должны всем: своим близким, дальним. Надо считаться со своими близкими и, конечно же, уделять им время, отдавать силы на служение им. Это наша святая обязанность.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Здравствуйте. Я физиотерапевт. В начале месяца к нам в клинику перевели моего нового пациента. Лука с ампутацией. Причина: ДТП не по его вине. Парню 15 лет. Какое я имею право после такой судьбы просить Бога о благе для себя или своей семьи? Мне стыдно за то, какая я разбалованная Богом. Понимаю, что зла и горя в мире полно было и раньше… У меня слабая вера. Я знаю, что этот парень получит протез, я его с Божией помощью научу ходить везде и бегать, ездить на велосипеде и на машине. Я знаю, как наладить, но в его случае не понимаю сердцем, что Бог посылает по его силе. Он из хорошей семьи, которая сильно его поддерживает. Иногда Промысл Божий попускает меньшее зло, чтобы избежать большее. Но как мне, двуногой, объяснить это далекому от Бога (я так думаю, все дело во Франции), ампутированному подростку и его маме? Я его не утешаю и не спрашиваю никогда, как дела, так как это сейчас самый тупой вопрос. А утешить его я решаюсь только тайной келейной молитвой. Что бы я ему ни говорила, у меня 2 ноги.

Ответ

Дорогая Алина, Ваш труд связан с людьми, которые страдают и которым нужно помогать. В Вашей душе есть стыд за то, что мы, наверное, неблагодарны, не ценим то, что имеем. Это очень хорошо, что душа Ваша реагирует. Но, понимаете, есть Промысл Божий, и каждый несет свой крест. Мы не знаем, что будет завтра в нашей жизни, какие перемены, где мы окажемся, но мы должны доверять Богу.

Конечно, человеку неверующему, попавшему в такую беду, очень трудно найти опору, очень трудно войти в нормальную повседневную жизнь. Поэтому Вы правильно делаете, что молитесь за этого парня. Наверное, Господь даст Вам и какие-то слова добрые, и отношение как врача, как человека к этому подростку. Это дорогого стоит. А может быть, через эту скорбь, через это испытание юноша станет верующим человеком и войдет в Церковь? Мы же не знаем Промысла Божия. Так как Вы, его врач, человек православный, то, будем надеяться, поможете ему найти Бога в своей жизни.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Вопрос

Батюшка, благословите, есть два пути: 1. Семья, 2. Монашество. А одиночество — тоже путь? Или это приравнивается к монашеству? Как-то была возможность иметь беседу с игуменьей монастыря, вот она мне и сказала, что если человек один, то он должен идти в монастырь. И еще, можно ли усыплять животное, которое по старости или болезни? Знаю, что священники говорят по-разному, одни — «можно», а другие — «не по-христиански это делать — лишать жизни животное». Потом мучения кое-какие возникают и печаль. Как Вы думаете?

Ответ
  1. Олечка, одиночество — это все-таки не очень духовное слово. Есть люди, которые уходят от шума, от какого-то лишнего общения, но они уходят, чтобы не быть одинокими, а для того чтобы помогать другим людям. Были отшельники такие, пустынники, и они не страдали от одиночества, наоборот, в их сердце был весь мир.

Действительно, есть два пути. Один путь — это монастырь, но монастырь — это тоже семья, это люди, которых объединяет Господь, призывает их на служение другим людям. И это не одиночество. Второй путь — семья, где люди встречаются, соединяются и живут, учатся любить друг друга, неся немощи друг друга.

Сегодня Вы думаете, как строить свою жизнь дальше. Может, есть какие-то теоретические представления. Но надо все-таки молиться, быть внимательной к тому, что происходит внутри и вокруг Вас и просить, чтобы Бог открыл Свою волю. Я думаю, Вы поймете свое призвание. Только для этого нужно трудиться и жить не по инерции, а целенаправленно, осмысленно. Помоги Вам Господи.

  1. Если животное заболело и страдает, мучается, испытывает боль, то, я думаю, гуманнее его усыпить. А если усыплять просто оттого, что это животное надоело, тогда это жестоко.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

задать вопрос священнику

Убедитесь, пожалуйста, что e-mail введен правильно, так как на указанный Вами адрес будет выслано оповещение о размещении ответа. Сообщите также, составляя вопрос, в какой стране (городе) Вы живете, чтобы батюшка мог ориентироваться, формулируя ответ.