Великая Суббота
Великая Суббота. Иосиф Аримафейский и другие погребают своего Учителя. Чуть рассвело… жены-мироносицы спешат ко Гробу Спасителя, думая, как же им войти внутрь — камень-то, закрывающий двери, велик. Но Господь уже всё приготовил — камень отвален, а тела Учителя внутри нет. И сияющий ангел говорит, что Он воскрес и ожидает их в Галилее. Жены в смущении возвращаются — и молчат, боясь, что им не поверят. Но в сердца их, наполненные любовью, проникла радость.
Именно эта молчаливая, еще не высказанная, но уже витающая в воздухе радость является основой богослужений Великой Субботы, на которых Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.
Это самый насыщенный день церковного года. На утрени совершается чин погребения Спасителя. Господня плащаница торжественно обносится вокруг храма и полагается в середине его. Вспоминается последнее действо врагов Богочеловека: Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать (Мф. 27: 66).
На вечерне читаются пятнадцать избранных ветхозаветных чтений (паремий): открываются картины сотворения мира и Божиего Промысла; истории установления ветхозаветной Пасхи и воскрешения мертвых пророками; пророчества о приходе Спасителя и грядущей славе новозаветной Церкви.
В древней Церкви в Великую Субботу оглашенные принимали таинство Крещения и после окончания паремий под пение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» торжественно входили в храм в белых одеждах. Вся Церковь слушала крещальный Апостол, открывающий, как сплетаются воедино жизнь христианина с жизнью Господа Иисуса Христа и жизнями других. После Апостола во время долгого прокимна все священнослужители в алтаре и всё храмовое убранство переоблачается из постовых черных — в белые праздничные одеяния в знак того, что Господь Светом Своим преодолел всякую тьму. Всё уже совершилось, но пока не открылось. Пока еще только «ангели поют на небеси» Христово Воскресение.
На литургии вместо Херувимской поется древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». По окончании ее происходит благословение хлебóв и вина и освящение пасхальной снеди.
Сотворив мир в шесть дней, Бог почил от всех дел Своих в седьмой день, наименовав его субботою (покоем). Воплотившись для воссоздания Своего падшего творения и обновив его живоносным крестом и Своею смертью, Господь опять почил в седьмой день, упокоившись во гробе. А Святая Церковь радуется о том, что Спаситель в это время сошел душою во ад, благовествуя о Царстве Божием, и вывел томящиеся души праведников на свободу — в рай, доступный ранее только взятым на небо живыми пророкам Илии и Еноху, и еще — благоразумному разбойнику.
В двенадцатом часу ночи совершается полунощница с пением канона Великой Субботы, а в конце ее плащаницу переносят с середины храма в алтарь и кладут на престол до праздника Вознесения — в память сорокадневного пребывания воскресшего Спасителя на земле.
В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: в Иерусалимском храме Воскресения празднуется ежегодное схождение Благодатного огня.
Илл.: Явление Ангела женам-мироносицам. Фрагмент фрески. До 1228 г. Мон. Милешева, Приеполе, Сербия