X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде
Храм в честь Воскрешения святого праведного Лазаря Четверодневного (на Северном кладбище)

Храм в честь Воскрешения святого праведного Лазаря Четверодневного (на Северном кладбище)

14 мая 2002 года, в светлый праздник Радоницы, на Северном кладбище белорусской столицы состоялась закладка храма в честь Воскрешения святого праведного Лазаря Четверодневного. Митрополитом Филаретом (Вахромеевым) торжественно была заложена капсула, затем отслужена панихида. Символично, что храм расположен напротив крематория — как символ победы жизни над смертью, света над мраком.

О. Сергий Нежборт, руководитель иконописной мастерской монастыря: «В тех композициях, сюжетах, которые изображены на стенах храма, хотелось отразить тему молитвы за усопших, помощи им. Основным сюжетом является Страшный Суд. Отчасти это необычно, потому что композиция Страшного Суда изображается всегда в особом месте и никогда не является доминантой в росписи всего храма. Таких храмов почти не существует. Один из немногочисленных примеров — это фрески бокового придела константинопольского монастырского храма в Хоре (ныне Стамбул), изображающие Второе пришествие Иисуса Христа и последующий Страшный Суд. А здесь было дерзновенное, желание роспись всего храма посвятить теме Страшного Суда и Второго пришествия. Мы долго сомневались, можно ли это сделать и как лучше сделать, чтобы было и понятно, и наглядно, и назидательно. Опираясь на образцы храмов разных эпох, мы попытались создать что-то свое, уникальное, подходящее именно для этой архитектуры.

Храм расписывался полностью по сырой штукатурке. Главная трудность этой техники в том, что иконописец должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Техника фрески требует внутренней мобилизации, быстрой работы и четкого представления о всей композиции в каждой ее части. Один неверный шаг — и исправить ошибку будет крайне сложно. Несмотря на такие сложности, эта техника имеет свой колорит. Может, не все это замечают, но разница по сравнению с обычной росписью по сухой стене существенная.

 

 

Роспись разделяется на две части: в конхе изображен воскресший Спаситель, который держит за руки Адама и Еву. Все, что по правую руку от Спасителя — тема райская, а по левую — уже тема ада, мучений. Но в целом, несмотря на то что там есть изображения, напоминающие нам о муках грешников, основная доминанта в этой росписи — это свет, радость от встречи со Христом, новой жизни, которая ждет каждого христианина».

Над убранством храма трудились монастырские мастерские: стенописная, иконописная, архитекторская, столярная, слесарная, позолотная, швейно-вышивальная.

 

 

Храм был освящен в мае 2005 года митрополитом Филаретом. На территории храма находится монастырское кладбище. Еженедельно по субботам здесь служится Божественная литургия и панихида.

 

 

Храмы свято-елисаветинского монастыря