Путевые заметки: от Оптиной пустыни до Циолковского

Сборы
Жизнь человека — это не роман с его долгими и плавно перетекающими друг в друга событиями. Жизнь — это сборник рассказов с чередованием самых неожиданных персонажей и мест действия. События же нашего краткого повествования начались 9 июня в мастерской цветных металлов Свято-Елисаветинского монастыря. Мы, работники мастерской, готовились к паломничеству. Все его участники были опытными путешественниками: никто не волновался, не суетился и не нервничал, все спокойно ждали транспорт. И только когда наш руководитель, матушка Таисия, напомнила про паспорта, руки всех рефлекторно потянулись к карманам и нащупали заветный документ, без которого не пропустят на территорию Российской Федерации. Дорога вела нас именно туда, по Московской трассе, а потом немного правее, на Калугу…
Со двора раздался гудок автобуса, мы подхватили баулы — путешествие началось.
Монахиня Таисия (Яковлева), руководитель группы, напутствовала нас: «Любое паломничество — это нагрузка физическая (много часов в дороге, сидя) и духовная (долгие экскурсии, службы, Причастие), поэтому при выезде настраиваешься на малый подвиг для самого себя».
Анастасия Игнатенко: «Каждый год наша мастерская старается выезжать в паломничество. Это уже стало традицией. Мы посещаем новые места, это всегда новые эмоции и впечатления».
В пути
Кто сказал, что дорога — это скучно? Неправда. Дорога — это возможность для коллектива побыть вместе, в ограниченном пространстве, пообщаться в неформальной обстановке, поделиться дорожными запасами, угостить коллег чем-то вкусным, почитать акафист (святому Николаю Чудотворцу, естественно), поговорить без жужжания инструмента, постоянной спешки и горящих сроков на заказы. Мелкие неурядицы, если и случаются, только лучше раскрывают людей, чаще с хорошей стороны. Дорога — это лучшее, что может случиться для дружного коллектива, у которого нет времени встретиться вне работы. Семь паломников и водитель — таков состав нашей небольшой группы. И да, девять часов в замкнутом пространстве подтвердили, что коллектив у нас подобрался хороший — как для работы, так и для отдыха.
Анастасия Игнатенко: «Дорога была спокойной, компания — приятной. Читали акафист Николаю чудотворцу, болтали, обсуждали места, которые посетим…»
Прибытие
Оптина пустынь — мужской монастырь Русской Православной Церкви, расположенный недалеко от города Козельска Калужской области. По преданию, основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Оптина пустынь принадлежит к числу древнейших монастырей. Именно с Оптинскими старцами связывают духовное возрождение России в XIX веке. На данный момент это не только действующий монастырь, но и важный центр паломнического и культурного туризма.
Мы добрались. Монастырь встретил нас поднятым шлагбаумом, приветливыми людьми и милыми домиками. Видимо, когда-то «избушки» были жилыми, а сейчас их приспособили под нужды паломников.
Екатерина Королева: «Комнаты были очень уютными, размещались по два человека. По вечерам мы собирались на кухне и обсуждали увиденное…»
Дарья Кудрявцева: «Домики хорошие и комфортные. Запомнились классные посиделки по вечерам, когда все делились своими впечатлениями…»
Наша группа состояла из целеустремленных людей, планирующих успеть всё и даже больше. И долгая дорога не погасила огонек энтузиазма. Оставив вещи в комнатах и наскоро перекусив в булочной, расположенной рядом с главным входом в монастырь, мы отправились на поиски доступных приключений, в нашем случае — на святые источники.
Нам сказали, что источник Пафнутия Боровского находится примерно в двух километрах от монастыря, но на самом деле расстояние было метров пятьсот, а дорога, ведущая по лесу и петляющая меж вековых деревьев, показалась до обидного короткой. Не успев насладиться видами и надышаться вкусным воздухом, мы вышли к купели, на площадку, где старая постройка соседствует с возведенной новой: высокой, из бревна, с террасой и резными наличниками. Но так как стройка еще в процессе, мы довольствовались старой, намоленной, с купелью.
Вода, как теплая, так и холодная, выглядит одинаково до тех пор, пока в нее не погрузишься. Нам повезло, вода была не холодная — она была ледяная! Но те, кто окунается не в первый раз, знают: главное — не останавливаться…. Три раза с головой — и на солнышко, греться. Обсохли, поделились впечатлениями — и дальше, к святому источнику преподобного Сергия Радонежского. Источник оказался довольно интересной конструкцией: большим металлическим крестом с бьющими из него двумя мощными струями воды, что создавало впечатление старта ракеты. Словно вот-вот взлетит...
Дарья Кудрявцева: «Окунаться было легко, несмотря на ледяную воду. Взбодрились после дня в дороге…»
Екатерина Королева: «Мы посетили большое количество святых источников и не упустили возможности окунуться. Этот очень впечатлил — в виде колодца с большим крестом внутри…»
День второй
Введенский собор — главный храм обители (построен в 1750–1771 гг.). Освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Я стоял, закрыв глаза, привычные слова литургии проходили сквозь тело, играя на внутренних струнах и создавая неповторимую, только мне слышную мелодию, несущую покой и умиротворение… Вот и моя очередь на исповедь… Простите меня, грешного…
Говорят: «Увидел одно — знаешь про всё». К утренним литургиям это не относится: каждый храм как новое открытие, как первое погружение в веру, в Православие. Всё новое: голоса, аромат, атмосфера, люди и их поведение, и даже воздух в каждом храме свой. Во Введенском соборе он был холодным, но вкусным: дышишь — и еще хочется.
Так начался наш второй день паломничества. Мы, отдохнувшие с дороги, причастившиеся церковных таинств и окунувшиеся в источниках, были готовы ко всему новому и захватывающему. Сначала, конечно, завтрак и краткая экскурсия по Оптиной, а потом — поехали…
Спаса Нерукотворного пустынь — мужской монастырь Козельской епархии Русской Православной Церкви. Находится в селе Клыково, неподалеку от города Козельска. В древности здесь было языческое городище, где проповедовал священномученик Кукша — русский просветитель домонгольской поры. От его времен и считается история монастыря.
Дорога бежит, в лучах летнего солнца переливается воздух, природа российской средней полосы напоминает родные края, но всё же понимаешь: ты не дома, ты в гостях, но будто в гостях у близких родственников…
Монастырь встретил нас зноем и атмосферой сонного спокойствия, лениво перекликались птицы, жужжали насекомые и лишь купола задорно отбрасывали солнечных зайчиков на лица случайных паломников из Беларуси, то есть на нас. Приветливый экскурсовод очень интересно рассказал нам всю историю этих мест: о домонгольских временах, о братии во главе с иеромонахом Пантелеимоном (Шибановым), являющимися основателями пустыни, и, естественно, о матушке Сепфоре, стоящей у истоков возрождения Оптиной пустыни и Клыково. Посетив маленький домик, в котором жила матушка Сепфора, мы попрощались с гостеприимными людьми и поехали дальше.
Матушка Таисия: «Удивительное место тишины и молитвы. Много света и радости. Сидение на сундучке местночтимой святой… конфетки и маслице в утешение…»
Дарья Кудрявцева: «Домик матушки Сепфоры понравился больше всего, будто у моей прабабушки: уютный, маленький, с низкими потолками, со всеми его сундуками, паласами и вазочкой с "пустячками" (конфетами)».
Монастырь Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь, что в Шамордине, основан прп. Амвросием Оптинским в 1884 году. Первоначальницей и верной помощницей преподобного в устроении обители была схимонахиня София (Болотова, 1845–1888). Уже к началу ХХ века монастырь стал одним из крупных духовных и культурных центров Российской империи. Сейчас в монастыре под руководством игумении Сергии (Щербаковой) подвизаются более 110 сестер.
Первые минуты мы все просто стояли и смотрели. Не ожидал, что побываю в историческом фильме. Ведь только в кино мне встречались такие красивые и величественные здания. Высокие храмы из красного кирпича, деревянные арочные окна, грамотно спроектированная территория… Разнообразие цветов и растений создавало ощущение некой нереальности. Казалось, стоит пройти чуть дальше, и можно встретить уединившихся дуэлянтов или карету, запряженную орловскими рысаками. Мы прошли вглубь, спустились по длинной лестнице и вышли к источникам с ледяной, вкусной водой. Ни карет, ни дуэлянтов, только паломники, свежий воздух и пение птиц. Гармония. Просто праздник всех чувств, доступных человеку. Мы настолько преисполнились и насытились прекрасным, что сил на разговоры и эмоции не было.
Екатерина Королева: «Впервые удалось побывать в храме, построенном в русском стиле, в Шамордино. Впечатляет контраст красного кирпича снаружи и белых стен внутри с иконами, выполненными бисером…»
Матушка Таисия: «Утешенные и уставшие поехали обратно в Оптину. Много гуляли вдоль высоких многовековых сосен. Дошли до скита, где когда-то святые отцы принимали приходящих, набрали святой воды из Амвросиевого колодца…»
День третий
Из гостей нужно уезжать, пока не устали хозяева и не приелось гостям. Наш день выезда из Оптиной пустыни не был грустным: всё, что можно было увидеть, мы увидели, что можно было услышать, услышали. Так что утренняя литургия, завтрак — и в путь…
Успенская Тихонова пустынь (Калужская Свято-Тихонова пустынь) — мужской монастырь Калужской епархии Русской Православной Церкви. Обитель была основана преподобным Тихоном Калужским в XV веке. Святой поселился в дремучем лесу, его домом был дуб, он жил в дупле исполинского дерева. Известие о святом и его жизни в лесу привлекло к нему учеников. Около него стала собираться братия.
Уже нет того дуба, много времени прошло, но легенды, записи и исторические данные позволили узнать место, где он рос. Сейчас на том самом месте находится часовня, а рядом с ней растет новое дерево — молодой дуб с крепкими ветвями, толстым стволом и дуплом, как подтверждение предания для укрепления веры. Рядом, метрах в двухстах, в соборном храме Преображения Господня хранится серебряная рака с чудотворными мощами самого преподобного Тихона Медынского.
Екатерина Королева: «В третий день паломничества очень запомнился преподобный Тихон Калужский — монах, который ушел в отшельничество, и его домом стало дупло исполинского дуба…»
В 1887 г. по благословению Калужского епископа Григория над колодцем, вырытым преподобным Тихоном, был построен деревянный храм на каменном фундаменте и с кирпичным цоколем в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Самый родной и близкий запах для любого человека — это запах свежего хлеба. Помимо аппетита, он пробуждает сотни воспоминаний об откусанных корочках со свежекупленной булки, о хлебе с сахаром, о теплом молоке, о детстве… Это была последняя остановка из главной части паломничества и последний источник. Мы купили хлеб в кафе «Монастырский хлеб и чай». Автобус наполнился ароматами, поднимающими настроение, за окнами накрапывал дождь. Мы уезжали, увозя с собой частичку благодати этого святого места…
Матушка Таисия: «В конце нашего паломничества мы заехали в купель в честь Божией Матери «Живоносный Источник». Удивительная купель с чистой водой, воды практически не видно. Висит табличка "Осторожно, глубина 1 м". После окунания — легкость и тихая радость…»
Путь домой
Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского в Калуге — первый в мире и крупнейший в России музей космической тематики, созданный при непосредственном участии С. П. Королева и Ю. А. Гагарина. Музей космонавтики был открыт 3 октября 1967 года.
Мы — технари. Все, кто работает в мастерской цветных металлов, работают с техникой: от элементарной до более сложной с ультразвуковыми волнами, источниками малого тока и так далее. Но последняя остановка в нашем маршруте показала, что мы еще дети в освоении разнообразной техники. Мы обошли более 12 000 квадратных метров помещений, где была выставлена лишь малая часть экспонатов, касающихся прошлого и настоящего российской космонавтики. Естественно, нам, слесарям, ювелирам, художникам, сравнивать себя с космостроителями смешно, но восхищаться ими мы можем — и как профессионалами в своем деле, и как людьми.
Пройдя по залам, потрогав всё своими руками (то, что не запрещено), я невольно задумался: это каким чудом должен быть сам человек, если смог создать всё это? Насколько перспективными Бог создал людей и есть ли предел человеческим возможностям? Но искать ответы на эти вопросы, осмысливать увиденное, переживать эмоции, накопленные за всю паломническую поездку, мы будем по пути домой. Беларусь, мы соскучились…
Анастасия Игнатенко: «Очень рада, что наша мастерская предоставляет возможность посещать такие интересные места. Это всегда очень волнующе и запоминающе…»
Матушка Таисия: «Вся поездка прошла в духе молитвы святых, которых мы посещали, в единстве и радости. "Бог дивен во святых своих". Каждая поездка — это встреча со святыми и с самим собой. Хочется видеть в себе внутренние перемены по молитвам преподобных, и чтобы благодать и радость смогли подольше остаться внутри нас и помогать в несении всех тягот нашей внешней и внутренней жизни…»
03.07.2025