X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Любовь можно возродить!»

Священномученик

В мире, в котором каждая вторая семья переживает кризис, а разводы стали обыденностью, есть место, где супруги учатся заново слышать, понимать и любить друг друга. Проект «Православные супружеские встречи» — не просто семинары, а настоящая школа семейного счастья, где пары обретают мир, доверие и веру. Как это работает? Кто стоит у истоков и почему этот метод называют «пересобиранием» семьи? Об этом — наш разговор с протоиереем Владимиром Шейдаком, настоятелем храма Святителя Николая Чудотворца города Логойска, священником с 27-летним стажем, отцом шестерых детей и организатором проекта в Беларуси.

— Отец Владимир, в чем уникальность «Супружеских встреч», суть метода, почему он так эффективен?

— Проект родился в 50-х годах XX века в Испании благодаря римо-католическому священнику из Барселоны Габриэлю Кальво. Он заметил, что многие семьи приходят к нему с одними и теми же проблемами: неумением общаться, накопившимися обидами, кризисом доверия. Тогда он создал формат реколлекции (от лат. recollectio — «пересобирание»): пара меняет свой обычный контекст жизни, выезжает в загородную гостиницу, селится в отдельный номер, и супругам предлагается работа по определенной программе, темам и методике — как общаться, чтобы наладить диалог. Кульминацией служат исповедь и Причастие. Ведь если в семье разлад, как можно прийти к Богу, не примирившись с самым близким человеком? Воскресная Божественная литургия — это центр встречи, а остальная работа — предуготовление к ней.

— География метода обширна — «Супружеские встречи» проходят на многих континентах мира. Расскажите об этом подробнее.

— После Испании метод перекочевал в Америку, где появилось массовое ответвление. Возможность другим брать франшизу сделала из него шоу, и работа потеряла свою конфессиональность. В ней всегда должен принимать участие священник конфессии, к которой его слушатели принадлежат. В 1977 году метод подхватили польские римо-католики и начали вести «Супружеские встречи» в Римско-Католической Польской Церкви. Работа расширилась, методику проекта совершенствовали.

В 2010 году этот метод изучил питерский священник Александр Дягилев и с благословения священноначалия адаптировал под православие. Очень важно, что отец Александр заключил договор с авторами проекта и получил разрешение, чтобы создать «Православные супружеские встречи» в лоне Православной Церкви независимо от римо-католической конфессии. Мы используем методику с их разрешения и имеем право вносить изменения, которые необходимы для сохранения канонического устройства нашей Церкви.

Священник Александр Дягилев — очень энергичный проповедник, он активно развивает этот метод в России.

 

священник

Мне посчастливилось в 2017 году быть на 40-летнем юбилее конгресса «Супружеские встречи», где было представлено более 350 центров со всех континентов: из Южной и Северной Америки, Европы, Украины.

Помнится, конгресс проходил возле Кракова, в городе Тарнуве, в Польше. Я поразился: мы были гостями, и нас пригласили показать, что и в Православной Церкви эта работа ведется. Мы только-только начали, провели первый семинар в мае, а конгресс был в сентябре.

Между православными и католиками большая разница, но есть общие точки соприкосновения — в том числе это семья. И если мы говорим про Беларусь, то в ней много смешанных браков. Несколько семейных пар, которые у нас были на «Супружеских встречах», ранее пытались найти помощь именно в римо-католическом костеле, который проводил эту работу. Но когда они узнали, что есть «Православные супружеские встречи», примкнули и уже работают с нами. Когда в семье беда, нет согласия, близится развод, как говорится, «накрыло» обоих супругов, то люди ищут помощи везде, они уже не смотрят на конфессию. Но в Православии, слава Богу, эта работа ведется, она есть.

— Отец Владимир, как появился этот проект в Беларуси?

— Мы с женой с 2015 года участвуем в программе «Православные супружеские встречи». Мы и стали первыми, кто привез эту систему в Беларусь. По благословению владыки Вениамина я съездил в Санкт-Петербург и ознакомился с этой работой. Тогда я понял: это не просто лекции — это инструмент спасения семей, который Беларуси остро необходим. Митрополит на моем прошении так и написал: «Изучить вопрос с целью внедрения в Белорусской Православной Церкви именно такого метода работы с семьями». И с 2017 года в Беларуси мы начали проводить семинары несколько раз в году. В 2020 году в Минске мы провели международный конгресс «Супружеских встреч», на который приезжали представители центров России, Литвы и Польши.

 

батюшка и матушка

— Какие проблемы чаще всего приводят пары на эти встречи?

— Разные: охлаждение чувств, непонимание, конфликты из-за детей, финансов, даже измены. Но корень всех проблем один — неумение вести диалог. Люди годами копят обиды, не решаются сказать что-то важное или просто не слышат друг друга. На встречах они получают инструменты, чтобы это исправить.

— Как проходят встречи?

— Это погружение в диалог. Семинар длится с пятницы вечера по обед воскресенья с заселением в отдельный номер Дома паломника Свято-Елисаветинского монастыря (Минск). Никаких телефонов, работы, детей, если только это не грудные младенцы. После семинара многие продолжают общение на ежемесячных встречах в формате чаепитий, которые мы проводим на базе Минской духовной академии в центре города на Немиге. Там мы рассматриваем смежные темы, которые были на семинаре, но более углубленно. И, конечно, супруги становятся друг другу ближе.

Также у нас организуются совместные мероприятия, наши дети общаются между собой. И это очень приятно: если тема укрепления семьи и стремление к духовному совершенствованию являются для родителей ценностью, то это передается детям, и потом они тоже смогут создать семьи. Радостно, когда наши дети общаются с детьми из тех семей, в которых семейные ценности являются приоритетными.

— Как выглядит адаптация этого метода к Православию?

— Главное — духовное ядро. Очень часто приходится наблюдать, когда супруги причащаются не вместе. У нас как-то принято вести духовную жизнь отдельно — каждый сам себе. Но есть Евангелие и слова Спасителя: Если ты принес дар к жертвеннику и вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя… примирись с братом твоим (ср.: Мф. 5: 23, 24). А брат, сестра — это самый близкий человек (супруг или супруга). Может, он в чем-то с тобой не согласен, имеет обиду или огорчен твоим поведением.

 

супружеские пары

Такая работа помогает супругам снять внутреннее напряжение через общение, выполнение правил диалога, которые мы предлагаем, обсуждая, вникая в выступления, введение и темы. И тогда можно говорить, что к таинствам исповеди и Причастия люди подходят, примирившись.

— Есть ли видимые плоды?

— Один из главных — примирение. Бывает, мужья, далекие от Церкви, впервые исповедуются и причащаются вместе с женами. То есть муж почувствовал тепло, доверие, лучше узнал и услышал свою жену, смог сам ей что-то донести от себя, может, то, что не решался ей сказать или не мог, говорил, но она этого не слышала. Пары, стоявшие на грани развода, находят новые смыслы. А еще — рождается сообщество семей, где ценится верность, любовь и вера.

— Как присоединиться к проекту?

— У нас есть сайт supruzhestvo.by, на который можно зайти и более полно ознакомиться с нашей работой. А также можно найти статьи и интервью на сайте Свято-Елисаветинского монастыря.

— Ваше пожелание супругам?

— Не бойтесь работать над отношениями. Брак — это не только чувства, но и ежедневный труд, молитва, прощение. Если в семье кризис — не замыкайтесь, ищите помощи. И помните: любовь можно возродить!

 

интервью со священником

Беседовала Ксения Синицкая

Фотографии из архива героя

24.06.2025

Просмотров: 270
Рейтинг: 5
Голосов: 7
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать