Духовная радость монаха Павлина

Самое ценное в паломничестве — прикоснуться к святыням, ощутить дух Божественной благодати, увидеть красоту и, конечно, встретить интересных людей. В Лавришевском монастыре мы несли послушание на кухне. К сожалению, словами сложно передать те эмоции, которые испытываешь, когда, весь мокрый и замерзший, вдруг оказываешься в «тропиках». Пар котлов, запах чего-то вкусного, бьющая ключом жизнь. «Может быть, вы почистите картошку в павильоне?» — спросила помощник повара Наталья. Но мы очень хотели остаться, и нам позволили. Так мы и познакомились с монахом Павлином, который несет послушание повара. Он предложил нам кофе, поддерживал беседу и при этом ловко управлялся с поварскими делами.
— Отец Павлин, как вы оказались в числе монастырской братии?
— В этой песне много тропарей: и покаянный, и благодарственный. Началом монашеской жизни я считаю праздник Вознесения Господня 5 июня 2008 года. Тогда я еще жил в Гродно и трудился на строительстве храма Всех Белорусских святых. Это было мое последнее место работы.
Вообще, я профессионально занимался футболом. Некоторое время играл в гродненском «Немане», но потом в один миг Господь так сподобил, что я бросил Гродненский университет физической культуры и оставил профессиональный спорт. В возрасте 30 лет Господь привел меня в Коложский храм. Коложа находится возле футбольно-спортивной школы, в которую на протяжении 15 лет я ходил на тренировки каждый день. Удивительно, но храма я не замечал. Однажды Господь открыл мне глаза и направил в церковь. После одной службы моя жизнь изменилась: я уверовал в Господа и уже посещал храм осознанно и серьезно. Он стал для меня особым местом.
— Случились какие-то события, или вы услышали в сердце зов Божий?
— Скорее, это был зов Божий. Вообще, у меня пять родных братьев. Мы родились в простой рабочей семье. Отец — строитель, мама работала уборщицей. Жили просто и, можно сказать, бедно — вшестером в одной комнате, спали по двое на кровати. Но, вспоминая сейчас свое детство, понимаю, что оно было счастливым. Братья тоже увлекались спортом, занимались греко-римской борьбой. Когда я потихонечку стал посещать храм, для меня футбол остался в стороне.
В 30 лет я впервые вместе со своими тетями — сестрами отца — поехал в Жировичский монастырь в качестве паломника. Тети верующие, набожные, ходили в храм, соблюдали посты. Через них моя вера тоже укреплялась. 5 июня в Коложском храме я взял благословение потрудиться в Жировичах. В то время я еще знакомился с сестрами с регентского отделения и думал о том, чтобы жениться. Но понимал, что моя жизнь в любом случае должна быть связана с верой. Через два месяца я вернулся в Гродно. Были хорошие предложения по работе и возможность создать семью, но душа уже противилась. Мне родители сказали: «Сынок, возвращайся обратно в монастырь». Я их послушался и уехал. Родители не были верующими людьми, но даже они заметили, что перемены, которые во мне произошли, мне на пользу, и мое место в монастыре.
Через год трудов меня приняли в число братии кандидатом в послушники. Родители благословили оставаться в монастыре. Я принял их волю, но и мое желание было таким же. Еще через два года я стал послушником. При крещении мне было дано имя Игорь. Я нес послушание на молочном производстве: перерабатывал молоко в творог и сметану. Через шесть лет принял иноческий постриг с именем Феоктист. Время было благодатным, радостным и счастливым. Это правда, что первое время послушника Матерь Божия носит на руках. Всё было легко: раненько встаешь, быстренько летаешь. И что интересно, мирская жизнь для тебя вообще отрезана. Ты забываешь о том, что у тебя есть родители и что кроме монастыря есть какой-то другой мир.
— Под покровом Божией Матери…
— Это действительно так. Трудов было много. Мне нравились богослужения. Я старался углубляться в чтение Священного Писания и Псалтири, в молитвы. Если поначалу время больше проходило в трудах, то тогда пришло желание уединиться, помолиться. Очень скоро отцы предложили мне монашеский постриг. Для меня это стало неожиданностью, но я принял это как волю Божию. Я понял, что монастырь и монашество — это мое. Искренне скажу, что для монашеского пострига нужно твердое призвание Божие, уверенность на 100 процентов. Если этого нет, тогда тяжело. Не знаю, как другим братьям, но мне было легко, потому что я твердо знал, что это мое.
Если раньше я мечтал о победах в спорте, то, уже будучи послушником, когда мне давали держать водосвятную чашу, испытывал радость — она напоминала мне футбольный кубок. В духовной жизни я тогда находился в первом классе, хотя мне уже исполнилось 33 года. Духовная радость более богатая, возвышенная и намного ярче мирской славы. Духовные чувства сильнее, чем те, которые я испытывал, когда занимал первые места.
Мне часто приходилось ездить на соревнования, я проводил время в основном среди мальчиков. То есть, можно сказать, с детства готовился к монашескому пути.
— К тому же приходилось прилагать много трудов, заставлять себя идти на тренировки?
— Монахи как атлеты, то есть духовные спортсмены, которые постоянно ведут внутреннюю и внешнюю борьбу. Конечно, и физически надо напрягать много сил. В первую очередь, ранний подъем — тяжело вставать, но надо. Встал, пришел на службу, а потом смотришь — ты уже ожил, становится легко. Так Господь дает силы. Понуждение нужно, но должно еще нравиться трудиться, молиться. А самое важное — должно нравиться слушаться.
— Как этому можно научиться?
— Надо стремиться радовать ближнего, то есть делать то, что он хочет. Это важно не только в монашестве, но и в жизни вообще.
— Тогда надо забыть о себе?
— Абсолютно верно. Тебя нет, а есть только ближний. Если есть желание угодить ближнему, то везде становится легко: и в коллективе, и в семейной жизни.
— Как вы к этому пришли?
— Наверное, это дары Божии. Говорить, что это я такой — ничего подобного. Вообще, на мой взгляд, монахом человек рождается. Ему дан этот дар уже при рождении, и рано или поздно он к этому приходит. У каждого свой путь, свои испытания. Кто-то приходит в 20, 30 лет, но иногда на этот путь становятся и семейные люди, и немолодые. Монашество — это дар Божий. В монастыре я понял, что мне дано быть не футболистом, а монахом.
— У вас интересное имя. В честь кого вас назвали в монашестве?
— В честь священномученика Павлина Могилевского, который был расстрелян в 1933 году.
— Как вы оказались в Лавришевском монастыре?
— Через некоторое время после принятия монашеского пострига мне дали ответственное послушание старшего на просфорне. Там помогали семинаристы. Вообще, семинаристы в Жировичах много помогают: по храму, на огородах, в саду. У нас была группа из восьми человек, потому что выпекали от трех до пяти тысяч просфор в неделю. Там всё налажено, хорошие печи, оборудование. В 2018 году меня благословили перейти в Лавришевский монастырь.
Сначала я нес послушание на просфорне, но, после того как повар получил серьезную травму, меня назначили старшим по кухне. Я имел большой опыт жизни в Жировичском монастыре, знаю, как там составляется меню и готовится пища, поэтому понимаю труд повара. Тут я второй год, кроме этого, изготавливаю свечи преподобного Елисея Лавришевского и большие алтарные свечи. Это послушание мне тоже очень нравится. Свечи заливаются в часовне, для меня это отрада и возможность немного отвлечься от кухни. В свободное время помогаю по уборке территории, несу послушание в храме как уставщик, чтец и пономарь. Послушаний много, потому что братьев мало.
— Повар может всех смирить, стоит только пересолить еду!
— Ну бывает… Кстати, когда я готовлю, то ничего не пробую. Чувствую, что всё хорошо. Перед тем, как начать готовить, послушник приносит на кухню огонь от лампадки преподобного Елисея. На этом благодатном огне с Божией помощью готовится пища.
— К вам приезжает много паломников. Кто-то хочет остаться?
— Часто приезжают просто потрудиться, помолиться, а тех, кто желает принять монашество, очень мало. Это скорбно, печально.
— Вы общаетесь со своими друзьями-футболистами? Как они отнеслись к вашему уходу в монастырь?
— Общаемся мы редко. Связи у меня с ними нет, но некоторые футболисты приезжают. Поначалу были, конечно, удивлены, но сейчас, когда я стал на монашеский путь, рады за меня. По крайней мере, родные братья очень гордятся, и родители счастливы.
— Потому что считается, что монах вымаливает семь поколений?
— Так об этом говорят, и мы верим, что так оно и есть.
— Тут такое красивое место — птицы поют, природа, рядом река…
— Можно сказать, что это наш белорусский Валаам. Место уединенное. У нас красиво летом, а зимой, когда большие снега, — как в сказке. А видели, сколько у нас голубей?!
— Как вы ощущаете помощь святого Елисея?
— Однозначно, помощь есть. Бывает, на большие праздники тяжело: много работы, а нас так мало. Но потом приезжают группы, предлагают помочь. Раньше мне приходилось отвечать за украшение храма, и однажды накануне Рождества Христова некому было украшать храм. Что делать? Стоит заказывать цветы или нет? Я говорю: «Будем заказывать цветы. Будут цветы — найдутся люди». Я заказал много цветов, и на следующий день приехали два человека из Барановичей и украсили весь храм. Таких примеров очень много.
— Вы на кухне буквально летаете. Это оттого, что послушание такое радостное, или много работы?
— Сегодня вы пришли в гости. Когда гостей нет, мы тут более спокойные и сдержанные. Но гостей надо порадовать. Это важно.
— В храме и вообще в вашем монастыре много красоты: цветочки, виноградная лоза, всё сделано с нежностью. Считается, что мужской монастырь — суровое место, а тут везде чувствуется духовная тонкость. Как такое может быть?
— Вообще, мужчины — лучшие во всем, потому что мужчина создан первым. Мужчина — лучший врач, повар, бухгалтер, учитель. Иногда женщины не дают раскрыться этим способностям. Тогда по любви к женщине, по смирению мужчина уступает ей место. Некоторые говорят, что мужчины сейчас стали слабыми. Ничего подобного. Они сильные, но по любви уступают. Вот девушка выходит замуж. Ее место за мужем, она помощница. У нас при храме тоже помогают многие женщины. Мы их любим, но иногда бываем строги. Почему? Потому что женщине дано быть за мужчиной. Иногда она становится рядышком — мы еще молчим. Но иногда она становится впереди — порой это недопустимо. Что касается цветочков, это наш настрой, а руки женские.
— У вас в монастыре, с одной стороны, по-домашнему, а с другой — очень изысканно, чувствуется легкость: колонны, всё резное, радует глаз.
— Всё это благодаря творческой деятельности предыдущего игумена, а ныне владыки Евсевия (Тюхлова. — Ред.), который много приложил своего трудолюбия и умений. Это отображение красоты его души. Он же сам иконописец, творческий человек.
— Когда монастырь начал восстанавливаться?
— Официально 12 августа 2001 года было освящение храма — на тот момент небольшого кирпичного. В следующем году будет отмечаться 25 лет возрожденному монастырю. В этом году мы отмечаем 800-летие основания монастыря.
Первым игуменом является отец Серафим (Бочаркин), с ним был монах Феодосий. Они вдвоем начинали здесь монашескую жизнь. А до этого сюда на лодочке приплыли владыка Савва Белостоцкий и владыка Константин Новогрудский и Слонимский. Они знали, что здесь особое, святое место, что восемь веков назад тут находилась богатая лавра, где-то в земле есть мощи святого.
В монастыре мы отмечаем два больших праздника: 12 августа — день основания монастыря, а 5 ноября — день памяти преподобного Елисея Лавришевского. 12 августа проходят торжества. Накануне 10 августа к нам выходит два крестных хода: первый — из Новогрудка, на нем несут большой заранее изготовленный деревянный крест, который потом устанавливают на территории монастыря; второй — из Кареличей. Ближе к обеду 11 августа мы все выстраиваемся у украшенного моста с иконой, запрестольными свечами. Приезжают секретарь Новогрудской епархии, священники благочиния, и мы встречаем крестный ход. Иногда приходят человек 500. Вечером устанавливается крест, совершается праздничное богослужение. Утром около памятника преподобному Елисею мы накрываем столы, и после литургии совершается агапа. Очень радостно!
— У вас есть мечта?
— Хочу служить Богу, быть послушным Богу и игумену. В глубине души мне хотелось бы стать священником.
Беседовала Елена Романенкова
Фотографии инокини Екатерины (Алексеевой)
04.06.2025