«Православие — это религия действия» (ч. 2)

Иеромонахи Мефодий (Капустин) и Иннокентий (Павлов) из Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, гости нашего монастыря в рамках Пасхального фестиваля «Радость», провели беседу на тему «Время и вечность», ответив на вопросы минчан. Читайте ее продолжение.
Инокиня Екатерина (Алексеева): Отец Мефодий и отец Иннокентий, вы сказали важную евангельскую фразу для всех нас: от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12: 37). Я задумалась о том, как важно каждое сказанное слово. Поделитесь, пожалуйста, своими рассуждениями на эту тему.
Иеромонах Мефодий: Люди подходят за благословением: «Батюшка, благослови». Многие ли понимают, что такое благословение священника? Есть заповедь, она появилась еще во времена Ветхого Завета. У Моисея был брат Аарон, и его сыновья были назначены священниками в скинии — первом ветхозаветном храме. Бог лично им сказал: Благословляйте людей именем Моим… и Я Сам буду благословлять их (ср.: Чис. 6: 23–27). И священники до сих пор исполняют эту заповедь. Мы говорим: «Благословит тебя Господь во имя Отца и Сына и Святого Духа». Или: «Господи, помоги», «Господи, помилуй». И в это время Бог благословляет человека по той самой ветхозаветной заповеди. В новозаветном смысле священник благословляет именем Христовым. Таким перстосложением только священники могут благословить (показывает жестом). И когда человек целует руку священника, он целует имя Христово. Но и любой православный человек может благословлять. И даже не православный — мы ведь созданы по образу и подобию Божию… Любой человек может сказать: «Благослови тебя Бог», «Помоги тебе Господи», «Спаси тебя Господи».
Если словом Божиим создан мир, слово человека тоже имеет творческую силу. Вы сами прекрасно знаете, как словами можно человека уничтожить. Матушка сказала совершенно верно — это заповедь: от слов своих оправдаешься, от слов своих осудишься. Мы разговариваем, мы живем в мире слов. Поэтому всё, что говорим, играет роль, имеет силу. К тому же, когда мы произносим молитву, обращаемся к Богу, это слово получает еще дополнительную силу — благодать Божию. Почему, например, один человек может говорить много и бесполезно? Это тоже признак, что он без благодати. Часто приходят и жалуются: «Я детям талдычу-талдычу, а они меня не слушают». Это знак того, что у тебя просто нет благодати. Например, отец Илий мог два слова сказать, и человек уходил, полностью поменяв свою жизнь. И так же — Оптинские старцы. Поэтому слово человеческое тоже играет роль по благодати. У святых отцов есть выражение: «Кто обуздал свой язык, тот обуздал всё свое тело». Маленькая часть нашего тела — язык, но столько он может зла сотворить… Мы, безусловно, грешим словом, это один из самых основных наших грехов. Надо каяться, просить Господа: «Господи, прости», на исповеди говорить, что многословием, празднословием согрешил.
Вспоминаю нашего отца наместника Венедикта: с ним просто невозможно было празднословие, он говорил только о Боге. Он болел, хотелось его утешить, какую-нибудь веселую историю рассказать. Приходишь к нему, пытаешься его ободрить, а он это раз — и отодвигает: нет, только про Бога. Нам, грешным людям, это доставляет даже дискомфорт, потому что наши грехи начинают болеть, когда мы встречаемся со святостью. И людям, особенно которые келейничают у старцев, тяжелее всего приходится, потому что эта святость их «прожаривает» каждый день многоразлично.
Всё, что мы сегодня сказали — это практика, это всё реальная жизнь. Если вы это в свою жизнь вложите, примените, она изменится. Совершенно точно. И для нас это будет самым большим подарком. И детей ваших научите этому же, и близких, и знакомых.
Вопрос из зала: Как доверить свою жизнь Богу? Страдаю от маловерия, много страха за себя и за близких.
Иеромонах Мефодий: Мы уже говорили, что вера сначала — это усилие для прихода к Богу: человек должен что-то совершить, показать, что он на стороне добра. То же самое здесь: надо просто Богу показать, что мы с Ним. Даже не показать, а доказать: «Господи, я хочу быть с Тобой! А если я с Тобой, давай я буду делать добрые дела просто так, не дожидаясь награды». Потому что люди часто ждут награды, потом начинают унывать, не получая ее. Делай добрые дела любые: уступай пожилым людям место в транспорте, видишь, бабушка с сумкой идет, — помоги донести. Простейшие дела. Ты Богу будешь показывать, что ты с Ним, и Он тебе даст и благодать, и веру, и всё. Потому что вера — это первое усилие человека, а потом Господь отвечает благодатью на это усилие, и тогда Он говорит: Если будете иметь веру с зерно горчичное, будете горы передвигать, скажете горе, и она перейдет с места на место (ср.: Мф. 17: 20, 21). Такие случаи, кстати, были в истории Церкви, два или три я лично помню: реально человек приказывал горе, и она переходила с места на место.
У старца Амвросия спрашивали: «Не имею любви, что мне делать?» Он отвечал: «Делай дела любви». Не важно, как. Делай дела любви, и потихонечку любовь появится. Так и здесь: покажи Богу, что ты с Ним, и Господь тебя примет.
Вопрос из зала: Очень унываю, хотя батюшки говорят, что это грех. Вчера исполнилось 40 дней по тете, я ее похоронила. Господь забрал самых дорогих мне людей, за которых я молилась больше, чем за себя — маму, брата. Очень тяжело, плачу.
Иеромонах Иннокентий: Дорогие братья и сестры, этот вопрос непосредственно касается темы нашей беседы: «Время и вечность». Да, отходят к Богу наши родные и близкие, отойдем и мы в свое время. Человек уходит, по нашему мнению, преждевременно, рано, на это можно сказать так: один только Господь знает, кому, когда и от чего умереть. И Господь призывает человека в самый благоприятный для него момент для перехода в вечность.
Когда умирают родные и близкие, мы унываем, для нас это тяжелое горе. И даже в чинопоследовании панихиды постоянно поется, вспоминается о плаче надгробном. Это нормально, когда мы скорбим об отшедших наших родных и близких, потому что мы их любили и любим. Но мы должны доверять Богу. Мы должны доверять Богу всю свою жизнь и доверять Богу жизненные обстоятельства и, самое главное, кончину, переход в вечность. Если Господь призвал человека — нам нужно это просто принять. Мы не можем этому радоваться, но мы и не должны чрезмерно унывать, потому что, когда мы унываем, это говорит о том, что мы не доверяем Богу, не надеемся на Него.
У нас в Оптиной есть отец Прокопий. Он простой монах, не имеет священного сана, но он всем сердцем устремлен к Богу. И о чем бы мы с ним ни говорили, он всегда тему будет переводить на разговор про Бога, про вечность. Я ему один раз говорю по поводу какого-то бытового вопроса: «Хорошо, отец, будем надеяться на лучшее». Он меня строго останавливает: «Нет, отец, будем надеяться на Бога».
И нам важно помнить, что Господь никогда не сделает человеку плохо. Мы хотим избежать скорбей, болезней, забывая о том, что это посылается нам Богом, посылается для того, чтобы спаслась душа. Потому что эта временная жизнь по сравнению с жизнью вечной — как песчинка. Мы прилагаем очень много усилий для того, чтобы избежать скорбей. А если мы в этой ситуации просто смиримся и будем, насколько можем, терпеть с надеждой на Бога, как сказал отец Прокопий?
Также, чтобы не унывать, мы должны позаботиться о тех, кому тяжело. Оглянувшись вокруг, мы увидим: многим людям гораздо тяжелее, чем нам. И если мы постараемся исполнить по отношению к ним святые заповеди евангельские, то верим и надеемся, что Господь поможет нам преодолеть уныние, потому что своими человеческими силами это невозможно. Как невозможно выстроить взаимоотношения с Богом, минуя своих ближних. И по отношению к ближним будем стараться исполнять то, что Господь нам повелевает.
Вопрос из зала: Что ждет Беларусь в будущем и как избежать плохого? Что для этого надо?
Иеромонах Мефодий: Совершенно точно Беларусь в будущем ждет милость Божия. Всех нас рано или поздно ждет Второе Пришествие Христово. Всё, что нам говорит Писание, ждет нас всех. По моим личным ощущениям, белорусский народ очень благочестивый. Мы по храмам ходили, ездили — молитва у вас прямо реально чувствуется, люди молятся. А если в нашей жизни будет Христос — ждет нас Царство Небесное. Собственно, и всё. Я понимаю, конечно, беспокойство людей о каких-то скорбях, но Писание просто говорит: Услышите слухи военные, когда восстанет царство на царство, народ на народ. Всему этому надлежит быть (ср.: Мф. 24: 6). А наша задача — просто быть с Богом. Если будем с Богом, этот вопрос даже и не возникнет. Поэтому надо спокойно довериться Господу и получать благодать при помощи исполнения заповедей.
Продолжение следует…
Подготовила Татьяна Дашкевич
Фотографии Максима Черноголова
«Православие — это религия действия» (ч. 1)>>
17.04.2025