X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Святая Земля — это земная родина Господа нашего Иисуса Христа. Сюда издревле стремились верующие люди: и святые и грешники, и знатные и простые, и старые и юные, горя желанием помолиться у ее святынь. Поэтому 26 сентября 375 года на такое событие, как освящение Иерусалимского храма, построенного матерью императора Константина — царицей Еленой — на священных местах страдания, погребения и Воскресения Господа Иисуса Христа, съехалось множество православных епископов и верующего народа со всего мира. Этот день воспоминается Церковью и в наши дни и празднуется как обновление, или, образно говоря, «воскресение», Иерусалимского храма. В народе он слывет попросту «воскресением» — отсюда и русская традиция называть праздник «Воскресение словущее». Храм Гроба Господня сегодня под своими сводами объединил Гроб Господень, Голгофу, Камень Помазания, пещеру обретения Животворящего Креста и другие дорогие христианскому сердцу места.

За шестнадцать с половиной веков перед этими святынями прошли миллионы людей. С разными судьбами и расположением сердца несли они Богу свои прошения, чаяния, устремления и по-своему стремились ответить на Его крестную любовь. Порог храма переступала нога паломника и нога завоевателя, он неоднократно перестраивался, реставрировался, пополнялся архитектурными элементами. Последняя реконструкция была проведена в 2017 году: реставраторы восстановили Кувуклию над Гробом Господним, а в настоящее время перестилается пол и заменяются каменные плиты, истертые ногами молящихся.

 

Храм Воскресения Христова

Храм Воскресения Христова, атриум

Сегодня Храм Гроба Господня, часто называемый православными Храмом Воскресения, — большой архитектурный комплекс, в котором служат представители шести христианских конфессий: православные, католики, армяне, копты, служители Сирийской и Эфиопской Церквей. Под одним сводом объединены несколько церквей, более десятка часовен и приделов, ризницы, звонница, келлии монахов — порядка 50 помещений, расположенных на пяти уровнях.

А 2000 лет назад это место даже не входило в черту города. Здесь, на каменистом склоне предместья Гареб — Долины Мертвых, богатые израильтяне приобретали себе участки для погребения, иссекая в скалах гробницы. Тут был и сад Иосифа Аримафейского, в котором он приготовил для себя гробницу. Невдалеке возвышалось на три метра Лобное место — скала Голгофа, напоминавшая лысый череп. По преданию, праведный Ной взял в ковчег останки Адама и после потопа перезахоронил кости и череп праотца именно под Голгофой.

У евреев не было узаконенного места казни. Осужденного выводили за город и побивали камнями. Римляне, завоевав Палестину, ввели казнь через распятие и проводили ее в Долине Мертвых на Лобном месте. Голгофа стала местом спасительного страдания Искупителя мира. Здесь, за стенами Иерусалима, тайный ученик Христа, один из членов высшего иудейского законодательного и судебного собрания, богатый и влиятельный Иосиф Аримафейский добился от римского наместника Понтия Пилата разрешения погрести тело Господа сразу после Его крестной смерти в день Пятницы.

 

Иерусалим во времена земной жизни Господа

Иерусалим во времена земной жизни Господа Иисуса Христа (макет)

В самом начале строительства храма Голгофа не была покрыта крышей, а над Гробом Господа, над местом, где воскрес Христос, стояла ротонда.

В XII веке было произведено большое строительство и под одной крышей соединили Гроб Господень и Голгофу. Слева и справа от входа в храм можно видеть симметрично расположенные колонны эпохи крестоносцев. Особое внимание привлекает средняя колонна слева от входа. Она имеет глубокую трещину — результат произошедшего здесь в 1579 году чуда. Тогда, в Великую Субботу, Благодатный огонь сошел вне храма и на колонне осталась трещина длиной 120 сантиметров, своей формой напоминающая язык пламени. При крестоносцах было два входа в Храм Гроба. Один из них вел прямо на Голгофу, но при турках-сельджуках в XVI веке его заделали.

 

Вход в Храм Воскресения Христова

Вход в Храм Воскресения Христова

Первая святыня, которую мы встречаем внутри пространства Храма Гроба Господня — это Камень Помазания. Он закрыт сверху плитой из розового известняка, чтобы тот камень, на котором Иосиф Аримафейский и Никодим положили бережно снятое с Креста тело Господа, омыли Его окровавленные раны, умастили благовонной смесью смирны с алоем* и завернули в плащаницу**, паломники не разобрали по кусочкам. Греческая традиция сегодня повторяет действия учеников Христовых и мироносиц: ежедневно на эту плиту около 3 часов пополудни один из монахов-служителей храма выливает бутылочки мира***, а приходящие к Камню Помазания богомольцы отирают его платками, своей одеждой, — «обтирают тело Господа», унося благодать. По внешнему периметру плиты нанесен текст тропаря Великой Субботы на греческом языке: «Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи».

Над Камнем Помазания горят восемь неугасимых лампад: четыре — Иерусалимского Патриархата, две — Армянской Апостольской Церкви, одна — Коптской Церкви и одна — римо-католического ордена францисканцев. Большое современное мозаичное панно на стене за Камнем Помазания отображает евангельские сюжеты снятия с Креста, помазания и положения во Гроб Господа нашего Иисуса Христа. Уходящий влево широкий переход ведет от Камня Помазания ко Гробу Господню. Направо — подъем на Голгофу.

 

Камень Помазания

Камень Помазания при входе в Храм Воскресения Христова

Все святые места и реликвии, связанные со Священным Писанием, нам даны, чтобы помочь соотнести евангельские события со своей жизнью, с самим собой. Голгофа сегодня возвышается над основным уровнем храма на 4,6 метра, туда ведут 19 ступеней. Над входом на лестницу выбита по-латински строка из 19-й главы Евангелия от Иоанна: И нося крест Свой, изыде в глаголемое Лобное место, еже глаголется еврейски Голгофа, идеже пропяша Его (Ин. 19: 17, 18). Всего 30 секунд отделяют от места, на котором совершилось Искупление рода человеческого воплотившимся Богом. На месте распятия Господа Иисуса Христа сегодня установлен мраморный престол Иерусалимской Патриархии. Под престолом есть углубление, через которое, опустившись на колени, богомольцы могут прикоснуться к Голгофской скале. На месте, где Господь был вознесен на Кресте, сегодня находится серебряное распятие. Оно размещается за православным престолом. Спускаются с Голгофы по второй лестнице, ведущей в часовню Адама у подножия Голгофы. По преданию, именно здесь, под распятием, похоронены останки первого человека — Адама. Когда на Кресте была принесена Искупительная Жертва, от землетрясения, последовавшего за крестной смертью Спасителя, скала треснула. Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода (Ин. 19: 34), Божественная Кровь пролилась на камни у подножия Креста и достигла праха праотца, смыв первородный грех. Эту трещину через стекло можно сегодня видеть в глубине часовни, за престолом, спустившись на основной уровень храма.

 

Престол на Голгофе

Престол на Голгофе (Иерусалимская Православная Церковь)

Слава Христовой Голгофе! О, Божественная Голгофа, освятившаяся Кровью Христовой! Просим тебя, скажи нам, скольких тысяч грешников благодатью Христовой, покаянием и слезами ты очистила и ввела в брачный чертог рая! О, Христе Царю, Своей неизреченной любовью и благодатью Ты наполнил кающимися грешниками все небесные дворцы.

Ты и здесь, долу, всех милуешь и спасаешь. И кто может достойно возблагодарить Тебя, имей он даже ангельский ум! Грешники, поспешите! Святая Голгофа открыта, и Христос благоутробен. Припадите к Нему и облобызайте Его святые ноги!

Молитва афонского старца иеросхимонаха Тихона (Голенкова)

Ко Гробу Господню паломники проходят мимо армянского придела. Здесь, в 10 метрах налево от Камня Помазания, при кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина (Ин. 19: 25). Сегодня это место отмечено каменной круглой плитой и там горит неугасимая лампада. Над ним возведен киворий**** — каменная восьмигранная сень, поддерживаемая четырьмя мраморными колоннами. Отсюда богомольцы проходят к самому Гробу Господню. Справа — кафоликон — соборный храм Иерусалимского Патриархата, церковь святого равноапостольного Константина. Это самая древняя часть храма. Мощные колонны, расположенные по периметру ротонды, относятся к IV веку.

 

Выход к Кувуклии

Выход к Кувуклии (сегодня реставрация часовни завершена и металлические балки и крепления уже сняты)

Под величественным куполом — главная святыня храмового комплекса — Гроб Господень. Его скрывает Кувуклия (от греческого Κουβούκλιον — дословно «покой, царская опочивальня») — часовня, построенная на месте погребения и Воскресения Сына Божия. В ней два помещения: придел Ангела, пройдя через который богомолец оказывается у величайшей святыни — непосредственно у Гроба Господня. Сегодня высеченное в скале погребальное ложе Господа Иисуса Христа защищено мраморной плитой. Над ним горит 43 неугасимых серебряных лампад. 13 из них принадлежат Иерусалимскому Патриархату, еще 13 — Армянской Патриархии, 4 — Коптской Церкви и 13 лампад — францисканскому ордену. От первоначальной погребальной пещеры сегодня сохранились лишь фрагменты стен (высотой 60–70 см) и частично первоначально прорубленный вход.

 

Гроб Господень

Гроб Господень

Регулярные богослужения на Святом Гробе начались не позднее 335 года и продолжаются по настоящее время. Служить здесь могут поочередно православные, армяне и католики — представители этих конфессий сообща хранят Гроб Господень. Ежедневно на Гробе Господнем совершаются три литургии. В 23:00 всеми конфессиями поочередно совершается каждение. Первыми служат Божественную литургию православные. Они могут совершать богослужение до 3 часов утра. Затем, с 3 до 6 часов утра, литургию служат армяне. Католическая месса совершается с 6 до 9 часов утра.

Небольшая часть святого ложа, где, по преданию, возлежала глава Господа, относится к часовне Коптской Церкви и доступна с западной стороны. Она не защищена мраморной плитой. Эти части святого ложа разделены тонкой мраморной стеной.

 

Придел Ангела

Придел Ангела

В центре придела Ангела под стеклом находится часть закатного камня, которым закрыли Гроб Господа после Его погребения. Во время Божественной литургии православными над ним устанавливается переносной престол. Жертвенником же является само ложе Господне.

Пусть же слова Ангела, возвестившего в этом месте Женам Мироносицам величайшую за всю историю человечества радость: не бойтеся вы, вем бо, яко Иисуса распятаго ищете. Несть зде, воста бо, якоже рече, приидите, видите место, идеже лежа Господь, и скоро шедше рцыте учеником Его, яко воста от мертвых и се варяет вы в Галилеи, тамо Его узрите, се рех вам (Мф. 28: 5–7), наполнят нас пасхальной радостью и укрепят на пути ко спасению. Христос Воскресе!

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Храм Гроба Господня (3dtuor.ru).
  2. Журнал «Вокруг света» № 5, май 2015.
  3. Богомольцу в назидание (palomnik.by).
  4. Проповедь священномученика Иоанна Восторгова. Гефсиманский подвиг Господа Иисуса Христа (xn--b1aecn0aafbh.xn--p1ai).
  5. ПРИДЕЛ АНГЕЛА В ХРАМЕ ГРОБА ГОСПОДНЯ… | ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В г. ПЕТЕРГОФ НА СОБСТВЕННОМ | ВКонтакте (vk.com).
  6. Иерусалим — карта Старого города — Храм Гроба Господня (xpamvockpeceniya.info).
  7. Толкования на Евангелие от Матфея 27: 57. — Новый Завет. — Синодальный перевод Библии (azbyka.ru).

--------

* Никодим, ученик Христов, также бывший членом синедриона, принес на Голгофу благовонную смесь из смирны и алоя. Смирна — дорогая смола благовонного аравийского дерева. Алой — еще более дорогое произведение Индии, тоже благовонное растение в виде тростника. Смирна и алой использовались при погребении как благоухающие вещества и как средства, предохраняющие тело от скорого гниения. Для тела Спасителя они были употреблены в виде масти.
** Иосиф, из тайного ученика ставший явным, купил новую, чистую плащаницу (льняное, самое тонкое четырехугольное полотно). Омытое чистой водой тело Спасителя было намащено ароматами и обвито плащаницей, а голова и лицо покрыты сударем — длинным головным полотенцем.
*** Масляные благовония, которые изготавливаются на Святой Земле.
**** Кивории в христианских храмах были распространены в IV–VI веках и служили для крепления навесов над чтимыми иконами, святынями, отделяя особую часть сакрального пространства.

26.09.2024

Просмотров: 634
Рейтинг: 5
Голосов: 5
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать