Что такое монастырь?
Жили книжные дети, не знавшие битв…
В. Высоцкий
Если бы 25 лет назад мне сказали, что я стану трудиться при православном женском монастыре, я бы ОЧЕНЬ удивилась. А по факту, наверное, так и вовсе не поверила бы такому предсказанию. Возвращаясь памятью в те времена — в конец эпохи, финал второго тысячелетия, в 1999 год, — могу только сказать, что ничто в моей жизни такого поворота не предвещало.
Но вот я здесь. И теперь, по долгу службы, каждый трудовой день связан с историей, разнообразной деятельностью, повседневной жизнью монастырского «организма» — с его насельницами, духовенством, прихожанами и паломниками. С удивительной общностью совершенно разных людей, которых лишь очень приблизительно можно обозначить как женский общежительный монастырь святой Елисаветы в Минске.
Монастырь этот молод и активен. Ему всего-то 25 лет, он развивается, строится и украшается каждый день. Это воистину чудесное место на самом севере Минска. Даже одним своим присутствием в Новинках, прежде очень скорбном, тихом и пустынном районе, где из городских объектов основные — психиатрическая больница, интернат для больных от рождения детей и туберкулезный стационар, монастырь формирует здоровую, красивую, цельную основу бытия.
Жизнь. Надежда. Благодать. Пожалуй, именно эти три слова определяют здешний микроклимат. На самом деле слов очень много, но вот эти три — главные.
Однако не будем забегать вперед.
Что же такое монастырь? Вот об этом и хочу рассказать. Пойдемте со мной, дорогие посетители и читатели со всего света!
***
Как всегда, тут же отвлекусь от темы.
Мое поколение, дети 70-х годов, пришли к Богу очень сложными путями. А многие на этом пути до сих пор. В нашем детстве Бога не было, Его бытие не обсуждалось, а общество официально придерживалось концепции атеизма и прагматизма. Тому были весомые причины, конечно же.
Беларусь, Минск — один из крупнейших исторических и логистических центров Европы. Уже тысячу лет как мы христиане, но на этой земле всегда существовало противоборство различных конфессий, идей, влияний и сил. Мы — лакомый кусок для беспокойных соседей, особенно теперь, когда освоены земли, выстроены дороги, обучены люди. Так было всегда. Возвращаясь памятью всего на каких-то 100‒120 лет назад, с ужасом вижу — как и всегда — захватчиков, бунт, войну и смуту, разруху и нестроения. Земля здесь воистину умыта кровью и удобрена пеплом.
Иногда кажется, что апокалипсис уже состоялся. Судный день уже позади, а сейчас мы снова и снова с упорством, достойным лучшего применения, ищем путь в Царство Небесное (танцуя при этом на старых граблях, разумеется). Ведь всем нам пообещали лучшую жизнь, где-то там, за горизонтом будущего. Ну ладно, если не нам, так детям нашим. И высшая доблесть человека — стать жертвой во имя будущего блага людей. Только вот под «благом» теперь подразумевают лишь чисто материальный достаток, богатство, благоустроенность и комфорт. Удовлетворение сугубо материальных потребностей человека.
Это, конечно, очень важно, потому что каких-то 200 лет назад население моего края было почти поголовно безграмотным, разделенным на сословия и в большинстве своем нищим.
Сейчас всё иначе. Сословные границы упразднены, все дети получают бесплатное начальное и среднее образование. Везде газ, свет, тепло, горячая вода. Доступны любые продукты питания, развит транспорт, выстроены дороги и жилье. Медицина вообще вышла на космический уровень по сравнению с тем, что было 100 лет назад. Даже климат стал теплее, вот чудеса! Мы уже сейчас находимся в «светлом будущем человечества», и, наверное, испокон веку мой народ не жил так хорошо, как сегодня.
И вдруг опять возврат в «дремучее средневековье». Монастырь. Зачем это вообще нужно сегодняшним людям? Постараюсь ответить или хотя бы приблизиться к ответу. Но не сразу. И мы опять пойдем долгой дорогой.
История первая. «Имя розы»
Повсюду искал я покоя и в одном лишь месте обрел его – в углу, с книгою.
Умберто Эко
Если вы хотите знать, как устроен идеальный мужской монастырь XIV века, читайте «Имя розы». Это моя настольная книга, я каждый год стараюсь ее перечитывать. Она как драгоценный причудливый ларец со множеством секретов — это детектив, исторический роман, исследование истории ересей и даже реконструкция средневекового быта Южной Европы. Герои этой книги — странные люди в темных долгополых одеяниях, которые были устаревшими уже тогда, 800 лет назад. Эти самые люди говорят пафосные речи об удивительных вещах и рассуждают главным образом о Христе и служении Ему.
Но текст не только об этом, конечно же. Еще это история о символах, словах, книгах. О причудливых путях познания Бога и мира. Главным образом это история о «книжных» людях — монахах, сохраняющих манускрипты и знания своего времени. Мне всё это близко. Фраза, вынесенная в эпиграф, — это и мое личное представление о тихом счастье.
Роман написан через 35 лет после окончания Второй мировой войны, его автор Умберто Эко — наш современник. Раны, нанесенные страшнейшей войной человечества, еще свежи.
Ныряя в омут этой удивительной истории, я каждый раз убеждаюсь в одной простой вещи: Господи, что же за кипящий котел страстей и бурь эта самая Европа! Автор воссоздал очень неуютный мир, нищий, задыхающийся от неустроенности, в страхе ожидающий Второго Пришествия, Суда и кары Господней. В XIV веке вовсю шло формирование национальных европейских языков, происходило накопление новых знаний; бушевали еретические восстания, гремели бесконечные диспуты о вере, и всё это — на повседневном, обыденном фоне войны да чумы…
Каждый раз, «выныривая» из этой книги, я с радостью возвращалась в современность. И мне казались достоинствами и современный рационализм, и прагматизм, и ориентация на научные познания, а также отсутствие религиозного фанатизма в обществе. Нравился наш «культурный мир» электричества, бытового комфорта, повсеместно доступных знаний и бесплатной медицины. Я люблю свое время.
Но у современного прогресса есть и обратная сторона. Прежде малодоступные, знания хлынули на человечество и затопили его, словно неконтролируемый поток. Уже не только и не столько книги — источник знаний. Теперь даже сам воздух, весь окружающий эфир и ближайший космос насыщены информационными полями. Каждый человек носит в кармане смартфон — свой собственный источник знаний, он же доступ во всемирную сеть. Мы переполнены этим, захлебываемся от этой доступности, никак не можем вместить всего этого.
А мир как лежал, так и лежит во зле. И ни чума, ни война никуда из него не делись. И как же хочется укрыться за надежными стенами, за монастырской оградой, в Божией крепости! Теперь такая возможность у нас есть. И это великая милость.
Вот и найден первый ответ, зачем нужен монастырь. Это — прежде всего — ПРИБЕЖИЩЕ в бурном море житейском.
История вторая. Трагический XX век
А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то,
что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
Лк. 7: 47
Вторая книга про монастырь, которую я прочитала в юности, была написана в 1908 году, в промежутке между первой и второй русскими революциями, и, как кривое зеркало, отражала предгрозовую атмосферу катастрофы, которой стала для всего человечества первая половина ХХ века. В России разрушительная стихия разгулялась особенно сильно. Произошла гибель правящей династии, бесконечная война «всех — со всеми — против всех», завершившаяся гибелью миллионов людей. Именно тогда со своим народом страдала и погибала Православная Церковь. И монастыри не избежали этой участи.
Но молитвами наших мучеников мы спасались от всех житейских бурь и победили. Одной из таких святых стала Великая княгиня Елисавета Феодоровна, любовь которой к ее новой вере и новой родине была так жестоко поругана. История ее жизни — это и история рокового непонимания двух культур. Ужасным итогом этого непонимания стала кровавая схватка двух соседних стран — России и Германии.
Пожалуй, эпоха русской революции, начало ХХ века — мое самое нелюбимое время в истории. Эту эпоху я могу воспринимать лишь опосредованно, через прохладное «серебряное зеркало» русской литературы. Впрочем, жизнь всегда интереснее любого своего отражения, будь то литература, театр, живопись или кино.
Так было и в начале ХХ века. Трагически овдовев, на собственные средства Великая княгиня Елисавета Феодоровна основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель. Одним из наследников ее является и наш минский монастырь святой Елисаветы.
Это мощное объединение единоверцев. Монастырь наш молится, занимается общественным служением, окормляет больницы, поддерживает ремесла, искусство и культуру. Второй ответ на вопрос, что такое монастырь, — это ТРУД на благо общества.
История третья. Встреча
Монастырь — это еще и очень современная история. Чтобы это понять, достаточно просто приехать и увидеть всё своими глазами. Постоять на богослужении, побродить по монастырскому комплексу, посетить лавки с нашими товарами и продуктами. Побывать на собрании с духовником монастыря отцом Андреем Лемешонком.
Здесь хочется быть, трудиться, молиться.
Кого-то из паломников привлечет красота православного богослужения, кого-то — величие храмов и церковное убранство, да и просто — вкусная еда, добрая компания, природа, общая атмосфера спокойной радости. Здесь можно жить; как, собственно, и живут здесь своим тихим кругом более ста монашествующих сестер.
Почему сегодня женщины приходят в монастырь? Речь сейчас идет не о женщинах Средневековья или даже не о женщинах начала XX века, которые избирали монашескую стезю по самым разным причинам, не последними из которых были причины чисто социальные и экономические. Мы сейчас говорим о наших современницах, женщинах XXI столетия.
Сегодняшний мир дает неслыханные раньше личные свободы. Все граждане имеют право на любое образование и, как следствие, возможность заниматься высококвалифицированным трудом. Сегодня женщина может не замыкаться в узкосемейных рамках, обществом не порицаются ее карьерные устремления. Женщина может выбирать — быть ей замужем или нет, воспитывать детей или нет, работать или нет, а если трудиться, то кем, как и где. Существуют социальные пособия и пенсии по выслуге лет. Всё стало и сложней, и проще.
И вот вопрос вопросов — почему же «освобожденная» женщина XXI века выбирает монашеский путь? Вопрос, на который каждая из монастырских насельниц отвечает самостоятельно. Каждый раз это интересная и непростая история. Наш сайт периодически публикует такие рассказы, сестры делятся своим опытом в рубрике «Монашество».
Монашество — это не профессия, хотя все наши сестры трудятся на разнообразных послушаниях. Монашество — это призвание, что бы это слово ни означало в каждом конкретном случае.
А монастырь — это, конечно же, ЕДИНАЯ СЕМЬЯ. Большая и сложная. Обретя здесь дом, семью, спокойную возможность трудиться для Бога и Церкви, уходить уже никуда не хочется.
История четвертая. Настоящее время
После землетрясения огонь, но не в огне Господь;
после огня веяние тихого ветра, и там Господь.
3 Цар. 19: 12
Очертив круг, история возвращается в исходную точку. Вот есть большой город, а в нем возрастает большой православный монастырь. Так вышло, что через год после моего Крещения, в 2015 году я пришла сюда трудиться. И менее всего мне хотелось расшибать свой многострадальный лоб о догматы веры и богословия.
Я просто пришла сюда как ценный специалист — точка. И попала в монастырское издательство, современный аналог монастырского скриптория, где сотрудники занимались подготовкой календарей, акафистов, проектированием и изданием новых книг на православную тематику.
Это оказалось счастьем. «Сейте разумное, доброе, вечное»*. Что может быть выше? Много чего, на самом деле. Молитва за весь мир, например. Клиросное послушание. Окормление детского интерната.
Тогда, в середине 10-х годов, для меня всё это было (и оставалось!) экзотикой. Я отстраненно наблюдала, сравнивала здешние порядки с коммерческими типографиями, где мне довелось трудиться до того. Старалась честно исполнять свои прямые обязанности.
Очень и очень постепенно моя внутренняя война, личная буря утихали. Бытие и послушание в монастыре для внимательного участника событий наполнены спокойными повседневными чудесами. Просто надо давать себе труд всё это замечать. Вместе с коллегами я посещала обязательные богослужения — раз в месяц и по большим двунадесятым праздникам. Воспринимала эту обязанность, скорее, как своеобразный тимбилдинг, корпоративные правила, которым хочешь или не хочешь, но надо подчиняться.
Капля камень точит. Очерствевшая душа современного циничного человека, как сухая горбушка, постепенно напитывалась… Чем? В моем случае через эту каменную корку капля за каплей просачивалась вера. День за днем, год за годом. Я получала много чудесных знаков и даров на этом пути. Исцелялись близкие и любимые мною люди. Жизнь обретала некий стержень, в повседневном хаосе установился порядок. А впереди забрезжил слабый пока еще свет.
Такое очень трудно объяснить скептику, атеисту, неверующему человеку. Это нужно воспитывать с детства, вот этот самый взгляд — на мир, на людей, на жизнь — с оглядкой на Господа. С верой в то, что существует нечто неизмеримо более высокое, чем весомый, грубый, зримый материальный мир.
Слава Богу за всё, мы не одни на этом пути. За нашими спинами — поколения верующих людей, их традиции, речь, бытие. Это невозможно так просто уничтожить, это — в крови. Никакой войной, никакой чумой, никаким бунтом не вытравить из души зерна, посеянные Христом, Его Церковью, Его святыми.
Монастырь — это, конечно же, не корпорация, не бизнес-проект. Это — Божия крепость в миру, если нужна краткая формула. Хорошо, что мой камень в стенах этой крепости, что мой труд тоже идет на благо и процветание обители. Здесь я молюсь о своих дорогих покойных родственниках, прошу о живых людях; с Богом и молитвой тащить повседневный крест намного проще.
Я — свидетель чуда, повседневного чуда созидания монастыря. Чуда преображения: страха — в любовь, уныния — в надежду, скепсиса — в веру.
Хорошо нам здесь, Господи. Спасибо Тебе! Только не остави нас, грешных, пожалуйста.
-----------
* Цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Сеятелям».
22.08.2024