Преподобный Пахомий Великий
«Из звездного неба не выкроишь себе платья, не вырежешь куска хлеба, но сколько бы потеряла жизнь без звездного неба! Сколько людей, глядя в него, по-видимому столь непонятное и чуждое, находили в нем одни утешения своих страданий, другие могучее вдохновение, даже новые пути жизни.
Так и с этими пустынниками. Они бегут от мира, чтобы приобрести Христа. А мир бежит за ними, чтобы через них приблизиться к Христу».
Е. Н. Погожев (Поселянин)
Если прп. Антония Великого Церковь называет отцом монахов-отшельников, прп. Макария Великого — начальником скитян, то началовождем общежительного иночествования является прп. Пахомий Великий.
Важно пробудить ревность и усердие к духовному подвигу, но не менее важно было, когда количество ревнителей иноческой жизни возросло настолько, что пустыня стала подобна городу, организовать их жизнь богоугодно. В отсутствие возможности ежедневно наставлять личным примером тысячи новоначальных подвижников, появилась необходимость в таких правилах, которые могли бы утвердить ревность к богоугодной жизни, сделать ее постоянным навыком, удержать волю от расслабления и повести иноков к духовному совершенствованию. Учрежденная прп. Пахомием форма строгого общежития («киновия») впоследствии стала определяющей для общежительных обителей не только на Востоке, но и на Западе.
Это и судил Бог исполнить прп. Пахомию, который, в отличие от своих великих современников Антония и Макария, прожил всего 53 года (из них около 35 лет в монашестве), но за большое значение предпринятого им труда также назван Церковью Великим. «Вначале, когда я только стал монахом, не было ни одной киновии для воспитания других; но каждый из прежних монахов после гонений подвизался в одиночку*. После того отец ваш [прп. Пахомий] устроил это благое дело при помощи Божией. Великое он принял служение, собрав такое множество братий, и идет он путем апостолов», — говорил прп. Антоний Великий Закхею, ученику аввы Пахомия, уже после его кончины.
Монастыри прп. Пахомия Великого в Верхнем Египте
Младший современник прп. Антония, также копт по происхождению, святой Пахомий родился в Фиваиде в Верхнем Египте около 292–294 годов от состоятельных родителей-язычников. Пахомий получил хорошее образование, отличался добрым нравом, целомудрием и рассудительностью. В 315 году в двадцатилетнем возрасте юношу призвали в римскую армию. Вместе с другими новобранцами он был отправлен вниз по Нилу. На пути в Александрию корабль остановился в Фивах, и рекрутов разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Здесь Пахомий впервые увидел христиан, которые принесли солдатам пищу, кормили и усердно служили им. Милосердие, чистота и искренность братской любви, которую христиане являли, как узнал Пахомий, ради Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, глубоко запали в молодую душу, и он решил, что тоже станет христианином.
Египетский отряд так и не вступил в сражение: когда корабль находился в Антиное, пришло известие об окончании военной кампании, и новобранцев распустили по домам. Пахомий возвратился в Фиваиду, но поселился в уединении в селении Хеновоскион, (по-коптски Шенесет, сегодня деревня Каср-эс-Сайяд в районе Наг-Хаммади), где, по-видимому, у местного священника получил наставления в вере, крестился и стал вести строгую подвижническую жизнь. Будущий святой жил в пустующем капище, средства к пропитанию добывал, возделывая овощи и несколько пальм, плоды которых нередко отдавал странникам и местным беднякам. Когда в селении стала свирепствовать эпидемия, подвижник с любовью служил больным. Благочестие, рассудительность, любовь к ближним привлекали к Пахомию искавших богоугодного жительства, но он удалился от многолюдства в более пустынные места.
Район Наг-Хаммади в Верхнем Египте
Стремясь всецело посвятить свою жизнь Богу, Пахомий решил ввериться руководству опытного старца и пришел к отшельнику Паламону, подвизавшемуся в Фиваидской пустыне в Дендере. Паламон не сразу принял ученика: «Ты слишком молод и не сможешь жить со мной, — сказал преподобный. — Я питаюсь только хлебом с солью, масла и вина у меня никогда не бывает; большую часть ночи, а иногда и всю ночь привык я проводить в молитве и богомыслии». Но настойчивые просьбы Пахомия убедили старца, и Паламон вплоть до своей кончины с любовью руководил его монашескими подвигами и трудами.
Святой Паламон научил прп. Пахомия бодрствовать, как он это сам делал, половину ночи, а часто и всю ночь, читая Священное Писание; поститься ежедневно до вечера летом, а зимой принимать пищу лишь раз в два или три дня. Их богослужение состояло из 60-ти молитвенных обращений к Богу в течение дня и столько же ночью, кроме тех молитв, которые отшельники творили каждое мгновение и счета которым не велось. Кроме этого, они непрерывно хранили память о Боге в уме и сердце.
Как-то на Пасху Пахомий добавил немного масла в толченую соль, которая составляла обычную приправу к их скудной пище. Паламон ударил себя по лицу и в слезах сказал: «Вчера Господь мой был распят, а сегодня я буду есть масло!» Старец хотел было совсем отказаться от пищи до другого дня и только тогда согласился принять пищу, когда Пахомий подал ему соль, посыпанную золой, и оба подвижника вкусили хлеба с солью.
Однажды прп. Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре прп. Паламон отошел ко Господу.
Частица мощей прп. Паламона в русском монастыре свт. Николая Чудотворца во Флориде (США)
Житие сохранило имена первых учеников прп. Пахомия: Псентасий, Сур и Псой. Затем пришли Пекусий, Корнилий, Павел, тезоименитый святому Пахомий и Иоанн, а немного позднее появился Феодор — четырнадцатилетний мальчик, который стал впоследствии любимым учеником преподобного, и Орсиий.
Однажды преподобному явился ангел и возвестил, что воля Бога состоит в том, чтобы Пахомий послужил примирению рода человеческого с Богом. Устав монашеской жизни в общежитии и то, какими должны быть труды, нравы, одежды иноков, также были открыты прп. Пахомию ангелом Божиим. Со временем, когда братство возросло настолько, что монастырь стал тесен, св. Пахомий привел монахов в заброшенную деревню Пабау, в трех километрах от Тавенниси вниз по течению Нила, и устроил там второй монастырь. Это место также было указано ему в видении. Некоторое время спустя аскет Эпоних, глава монастыря, находившегося около Хенобоскии, попросил принять его обитель в общежительную общину прп. Пахомия, и преподобный привел к Эпониху своих монахов — так присоединилась третья обитель. Четвертым по просьбе настоятеля Ионы вошел монастырь Монхосис. Всего под управлением прп. Пахомия находилось 11 монастырей: 9 мужских и 2 женских. Один из женских монастырей возглавляла сестра прп. Пахомия Мария. В этих обителях к концу IV века подвизалось около 7 000 монахов.
Явление ангела прп. Пахомию. Фреска церкви св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония. Фрески иконописцев Михаила и Евтихия, XIV век
Преподобный Пахомий ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.
Блаженный Иероним так описывает жизнь этих монахов: «Они имеют в каждом монастыре своих игуменов, или отцов; экономов, седьмичных, слуг и настоятелей отдельно для каждого дома. Так что в одном доме живут по 40 и более или менее братьев, повинующихся одному настоятелю. В одном же монастыре бывает по тридцати или сорока домов. Причем три или четыре дома соединяются в отдельную общину, частью для совместного выхода на работы, частью для седьмичных трудов. В кельях они не имеют ничего кроме рогожи, служащей постелью, двух хитонов, которые были без рукавов по египетской традиции, и некоторых других мелких предметов». Больные, как пишет автор, пользуются там чрезвычайным уходом. Если обычно монахи не имели права хранить у себя продукты питания в келье и ели строго по расписанию один раз в день в общей трапезной, причем определенную меру хлеба и другой пищи, то для больных было очень много исключений. Если кто-либо из больных пожелал бы вкусить в неположенные часы времени, или даже ночью, или даже Великим постом, то ему приносили самую лучшую еду, какая была в обители.
Преподобный Пахомий Великий, основатель общежительного иночества
Монастырь состоял из отдельно стоящих домов, каждый из которых специализировался на том или ином послушании. Иноки должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. Какой-то дом занимался тем, что плел корзины из тростника, другой — вышивкой одежды или готовил пищу. В числе послушаний было переписывание книг. После вступления в такой монастырь инока сразу определяли к тому или иному дому. У этого дома был старший, который за ним приглядывал и проводил внутри дома беседы. В первую очередь эти беседы основывались на Священном Писании.
Первоначально в монастырях св. Пахомия не было клириков, и иноки ходили причащаться в сельскую церковь ближайшей деревни. Впоследствии при учениках преподобного в монастырях появятся свои клирики.
У монахов прп. Пахомия было два главных праздника — Пасха и День очищения, на который собирались монахи всех обителей. Этот день отмечался в августе, перед началом календарного года. В этот день монахи проводили Исповедь. Это был особый день для собрания египетских монахов.
Дошедшие до нас рукописи уставов монастырей прп. Пахомия отличаются друг от друга: в процессе жизни преподобный корректировал эти правила, учитывая складывавшиеся обстоятельства и всё возрастающее количество монахов. В конце концов эти правила кристаллизируются, цементируются и становятся образцом для последующих киновиальных монастырей. В период расцвета заведенного прп. Пахомием общежительного иночества Египет посетил Василий Великий, будущий архиепископ Каппадокийский. Увиденное и услышанное высокий и глубокий ум св. Василия Великого не только применил к себе, но, приняв иноческие обеты, святой и многих других научил этому образу жительства. Святитель Василий основывал общежительные обители на месте своего служения, письменно излагая, каким должен быть порядок монашеской жизни в них, таким образом содействуя распространению общежительного устава далеко за пределами Египта. Приезжали в монастыри св. Пахомия прп. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Венедикт и другие подвижники, которые вдохновлялись его примером и переносили традицию в другие земли.
Монастырь прп. Пахомия Великого, в котором он подвизался в последние годы жизни
Святому Пахомию Бог открыл последующие судьбы монашества. Преподобный знал, что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые. Простершись на земле, преподобный горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним. В ответ он услышал голос: «Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни».
Эпидемия чумы, распространившаяся в Верхнем Египте в 346 году, унесла жизни более ста монахов. Заболел и прп. Пахомий. Предчувствуя скорую кончину, он собрал всех монахов и призвал их в свидетели того, что он ничего от них не скрывал и жил как один из них, что он со всеми вел себя как слуга и как кормилица, пригревающая своих детей. Святой добавил, что созданные им по вдохновению Божию правила и предания — единственный путь к упокоению души и вечному спасению. Незадолго до Пятидесятницы он назначил себе преемника и приказал братии больше не плакать, так как получил указание от Господа присоединиться к святым отцам. Затем Пахомий строго приказал Феодору похоронить его тело в тайном месте, чтобы его не почитали, и призвал его заботиться о нерадивых монахах. 28 мая 346 года, на пятьдесят четвертом году жизни, прп. Пахомий Великий отошел ко Господу. Произошло землетрясение, распространилось небесное благоухание и старейшие из монахов увидели, как ангелы провожают душу святого к месту упокоения.
Когда св. Антоний Великий узнал о кончине прп. Пахомия, он, пребывая в далекой пустыне, назвал его новым апостолом и произнес великую похвалу созданному им общежительному образу жизни, добавив: «В Царстве Небесном мы увидим друг друга, мы увидим всех отцов и, главное, — нашего Господа и Бога Иисуса Христа».
Установления, записанные правила и общежительный дух, оставленные прп. Пахомием, были унаследованы Церковью как совершенный путь подражания апостольской общине, как лестница, ведущая в Царство Небесное. Они и сегодня лежат в основе жизни ищущих спасения в общежительном монастыре.
«Светильник светел показался еси в концех, пустыню же грады сотворил еси множествы монашескими, сам себе распен, крест твой на рамо взем, и воздержанием тело изнурил еси, моля непрестанно о всех нас».
(Кондак, глас 2)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
--------------
* В 313 году императоры Константин и Ликиний в Милане подписали законодательный акт — Миланский эдикт, которым для всех подданных Римской империи объявлялась свобода вероисповедания. Императоры «даровали христианам и всем возможность свободно следовать той религии, какую бы кто ни пожелал, так чтобы божественность спокойно и умиротворенно могла существовать как в небесной обители, так и у нас, и среди тех, кто под нашей властью находятся». Предписывалось также безвозмездное возвращение христианам конфискованного у них во время гонений имущества, в том числе храмов и другой собственности общин. Это было началом нового этапа в жизни Церкви. Христианство вышло из катакомб, получило признание в римском обществе, но вместе с этим последовало обмирщение христианских общин. Ревностные христиане, имея в памяти горячее исповедание мучеников, стали удаляться в уединенные места и вести строгий аскетический образ жизни, стремясь сохранить высоту христианского духа.
При подготовке использовались материалы:
- Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном / [Изд. Афон. Рус. Пантелеимонова монастыря]. — Москва: типо-лит. И. Ефимова, 1892. — 654, VIII, [2] с.
- Преподобный Паламон Египетский (IV в.) — Монастырь Святого Николая Форт-Майерс штат Флорида (floridamonastery.org).
- Южная и Северная Фиваиды — Великий Устюг (veligrad.ru).
- Первые монахи и монастыри Египта / Монастырский вестник (monasterium.ru).
- Преподобный Пахомий Великий | Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь (stefmon.ru).
28.05.2024