X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Преподобный Пахомий Великий

Преподобный Пахомий Великий

«Из звездного неба не выкроишь себе платья, не вырежешь куска хлеба, но сколько бы потеряла жизнь без звездного неба! Сколько людей, глядя в него, по-видимому столь непонятное и чуждое, находили в нем одни утешения своих страданий, другие могучее вдохновение, даже новые пути жизни.

Так и с этими пустынниками. Они бегут от мира, чтобы приобрести Христа. А мир бежит за ними, чтобы через них приблизиться к Христу».

Е. Н. Погожев (Поселянин)

Если прп. Антония Великого Церковь называет отцом монахов-отшельников, прп. Макария Великого — начальником скитян, то началовождем общежительного иночествования является прп. Пахомий Великий.

Важно пробудить ревность и усердие к духовному подвигу, но не менее важно было, когда количество ревнителей иноческой жизни возросло настолько, что пустыня стала подобна городу, организовать их жизнь богоугодно. В отсутствие возможности ежедневно наставлять личным примером тысячи новоначальных подвижников, появилась необходимость в таких правилах, которые могли бы утвердить ревность к богоугодной жизни, сделать ее постоянным навыком, удержать волю от расслабления и повести иноков к духовному совершенствованию. Учрежденная прп. Пахомием форма строгого общежития («киновия») впоследствии стала определяющей для общежительных обителей не только на Востоке, но и на Западе.

Это и судил Бог исполнить прп. Пахомию, который, в отличие от своих великих современников Антония и Макария, прожил всего 53 года (из них около 35 лет в монашестве), но за большое значение предпринятого им труда также назван Церковью Великим. «Вначале, когда я только стал монахом, не было ни одной киновии для воспитания других; но каждый из прежних монахов после гонений подвизался в одиночку*. После того отец ваш [прп. Пахомий] устроил это благое дело при помощи Божией. Великое он принял служение, собрав такое множество братий, и идет он путем апостолов», — говорил прп. Антоний Великий Закхею, ученику аввы Пахомия, уже после его кончины.

 

Монастыри преподобного Пахомия Великого в Египте

Монастыри прп. Пахомия Великого в Верхнем Египте

Младший современник прп. Антония, также копт по происхождению, святой Пахомий родился в Фиваиде в Верхнем Египте около 292–294 годов от состоятельных родителей-язычников. Пахомий получил хорошее образование, отличался добрым нравом, целомудрием и рассудительностью. В 315 году в двадцатилетнем возрасте юношу призвали в римскую армию. Вместе с другими новобранцами он был отправлен вниз по Нилу. На пути в Александрию корабль остановился в Фивах, и рекрутов разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Здесь Пахомий впервые увидел христиан, которые принесли солдатам пищу, кормили и усердно служили им. Милосердие, чистота и искренность братской любви, которую христиане являли, как узнал Пахомий, ради Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, глубоко запали в молодую душу, и он решил, что тоже станет христианином.

Египетский отряд так и не вступил в сражение: когда корабль находился в Антиное, пришло известие об окончании военной кампании, и новобранцев распустили по домам. Пахомий возвратился в Фиваиду, но поселился в уединении в селении Хеновоскион, (по-коптски Шенесет, сегодня деревня Каср-эс-Сайяд в районе Наг-Хаммади), где, по-видимому, у местного священника получил наставления в вере, крестился и стал вести строгую подвижническую жизнь. Будущий святой жил в пустующем капище, средства к пропитанию добывал, возделывая овощи и несколько пальм, плоды которых нередко отдавал странникам и местным беднякам. Когда в селении стала свирепствовать эпидемия, подвижник с любовью служил больным. Благочестие, рассудительность, любовь к ближним привлекали к Пахомию искавших богоугодного жительства, но он удалился от многолюдства в более пустынные места.

 

Район Наг-Хаммади в Верхнем Египте

Район Наг-Хаммади в Верхнем Египте

Стремясь всецело посвятить свою жизнь Богу, Пахомий решил ввериться руководству опытного старца и пришел к отшельнику Паламону, подвизавшемуся в Фиваидской пустыне в Дендере. Паламон не сразу принял ученика: «Ты слишком молод и не сможешь жить со мной, — сказал преподобный. — Я питаюсь только хлебом с солью, масла и вина у меня никогда не бывает; большую часть ночи, а иногда и всю ночь привык я проводить в молитве и богомыслии». Но настойчивые просьбы Пахомия убедили старца, и Паламон вплоть до своей кончины с любовью руководил его монашескими подвигами и трудами.

Святой Паламон научил прп. Пахомия бодрствовать, как он это сам делал, половину ночи, а часто и всю ночь, читая Священное Писание; поститься ежедневно до вечера летом, а зимой принимать пищу лишь раз в два или три дня. Их богослужение состояло из 60-ти молитвенных обращений к Богу в течение дня и столько же ночью, кроме тех молитв, которые отшельники творили каждое мгновение и счета которым не велось. Кроме этого, они непрерывно хранили память о Боге в уме и сердце.

Как-то на Пасху Пахомий добавил немного масла в толченую соль, которая составляла обычную приправу к их скудной пище. Паламон ударил себя по лицу и в слезах сказал: «Вчера Господь мой был распят, а сегодня я буду есть масло!» Старец хотел было совсем отказаться от пищи до другого дня и только тогда согласился принять пищу, когда Пахомий подал ему соль, посыпанную золой, и оба подвижника вкусили хлеба с солью.

Однажды прп. Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре прп. Паламон отошел ко Господу.

 

Частица мощей прп. Паламона

Частица мощей прп. Паламона в русском монастыре свт. Николая Чудотворца во Флориде (США)

Житие сохранило имена первых учеников прп. Пахомия: Псентасий, Сур и Псой. Затем пришли Пекусий, Корнилий, Павел, тезоименитый святому Пахомий и Иоанн, а немного позднее появился Феодор — четырнадцатилетний мальчик, который стал впоследствии любимым учеником преподобного, и Орсиий.

Однажды преподобному явился ангел и возвестил, что воля Бога состоит в том, чтобы Пахомий послужил примирению рода человеческого с Богом. Устав монашеской жизни в общежитии и то, какими должны быть труды, нравы, одежды иноков, также были открыты прп. Пахомию ангелом Божиим. Со временем, когда братство возросло настолько, что монастырь стал тесен, св. Пахомий привел монахов в заброшенную деревню Пабау, в трех километрах от Тавенниси вниз по течению Нила, и устроил там второй монастырь. Это место также было указано ему в видении. Некоторое время спустя аскет Эпоних, глава монастыря, находившегося около Хенобоскии, попросил принять его обитель в общежительную общину прп. Пахомия, и преподобный привел к Эпониху своих монахов — так присоединилась третья обитель. Четвертым по просьбе настоятеля Ионы вошел монастырь Монхосис. Всего под управлением прп. Пахомия находилось 11 монастырей: 9 мужских и 2 женских. Один из женских монастырей возглавляла сестра прп. Пахомия Мария. В этих обителях к концу IV века подвизалось около 7 000 монахов.

 

Явление ангела преподобному Пахомию фреска

Явление ангела прп. Пахомию. Фреска церкви св. Георгия в Старо Нагоричино, Македония. Фрески иконописцев Михаила и Евтихия, XIV век

Преподобный Пахомий ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.

Блаженный Иероним так описывает жизнь этих монахов: «Они имеют в каждом монастыре своих игуменов, или отцов; экономов, седьмичных, слуг и настоятелей отдельно для каждого дома. Так что в одном доме живут по 40 и более или менее братьев, повинующихся одному настоятелю. В одном же монастыре бывает по тридцати или сорока домов. Причем три или четыре дома соединяются в отдельную общину, частью для совместного выхода на работы, частью для седьмичных трудов. В кельях они не имеют ничего кроме рогожи, служащей постелью, двух хитонов, которые были без рукавов по египетской традиции, и некоторых других мелких предметов». Больные, как пишет автор, пользуются там чрезвычайным уходом. Если обычно монахи не имели права хранить у себя продукты питания в келье и ели строго по расписанию один раз в день в общей трапезной, причем определенную меру хлеба и другой пищи, то для больных было очень много исключений. Если кто-либо из больных пожелал бы вкусить в неположенные часы времени, или даже ночью, или даже Великим постом, то ему приносили самую лучшую еду, какая была в обители.

 

Преподобный Пахомий Великий

Преподобный Пахомий Великий, основатель общежительного иночества

Монастырь состоял из отдельно стоящих домов, каждый из которых специализировался на том или ином послушании. Иноки должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. Какой-то дом занимался тем, что плел корзины из тростника, другой — вышивкой одежды или готовил пищу. В числе послушаний было переписывание книг. После вступления в такой монастырь инока сразу определяли к тому или иному дому. У этого дома был старший, который за ним приглядывал и проводил внутри дома беседы. В первую очередь эти беседы основывались на Священном Писании.

Первоначально в монастырях св. Пахомия не было клириков, и иноки ходили причащаться в сельскую церковь ближайшей деревни. Впоследствии при учениках преподобного в монастырях появятся свои клирики.

У монахов прп. Пахомия было два главных праздника — Пасха и День очищения, на который собирались монахи всех обителей. Этот день отмечался в августе, перед началом календарного года. В этот день монахи проводили Исповедь. Это был особый день для собрания египетских монахов.

Дошедшие до нас рукописи уставов монастырей прп. Пахомия отличаются друг от друга: в процессе жизни преподобный корректировал эти правила, учитывая складывавшиеся обстоятельства и всё возрастающее количество монахов. В конце концов эти правила кристаллизируются, цементируются и становятся образцом для последующих киновиальных монастырей. В период расцвета заведенного прп. Пахомием общежительного иночества Египет посетил Василий Великий, будущий архиепископ Каппадокийский. Увиденное и услышанное высокий и глубокий ум св. Василия Великого не только применил к себе, но, приняв иноческие обеты, святой и многих других научил этому образу жительства. Святитель Василий основывал общежительные обители на месте своего служения, письменно излагая, каким должен быть порядок монашеской жизни в них, таким образом содействуя распространению общежительного устава далеко за пределами Египта. Приезжали в монастыри св. Пахомия прп. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Венедикт и другие подвижники, которые вдохновлялись его примером и переносили традицию в другие земли.

 

Монастырь преподобного Пахомия Великого

Монастырь прп. Пахомия Великого, в котором он подвизался в последние годы жизни

Святому Пахомию Бог открыл последующие судьбы монашества. Преподобный знал, что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые. Простершись на земле, преподобный горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним. В ответ он услышал голос: «Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни».

Эпидемия чумы, распространившаяся в Верхнем Египте в 346 году, унесла жизни более ста монахов. Заболел и прп. Пахомий. Предчувствуя скорую кончину, он собрал всех монахов и призвал их в свидетели того, что он ничего от них не скрывал и жил как один из них, что он со всеми вел себя как слуга и как кормилица, пригревающая своих детей. Святой добавил, что созданные им по вдохновению Божию правила и предания — единственный путь к упокоению души и вечному спасению. Незадолго до Пятидесятницы он назначил себе преемника и приказал братии больше не плакать, так как получил указание от Господа присоединиться к святым отцам. Затем Пахомий строго приказал Феодору похоронить его тело в тайном месте, чтобы его не почитали, и призвал его заботиться о нерадивых монахах. 28 мая 346 года, на пятьдесят четвертом году жизни, прп. Пахомий Великий отошел ко Господу. Произошло землетрясение, распространилось небесное благоухание и старейшие из монахов увидели, как ангелы провожают душу святого к месту упокоения.

Когда св. Антоний Великий узнал о кончине прп. Пахомия, он, пребывая в далекой пустыне, назвал его новым апостолом и произнес великую похвалу созданному им общежительному образу жизни, добавив: «В Царстве Небесном мы увидим друг друга, мы увидим всех отцов и, главное, — нашего Господа и Бога Иисуса Христа».

Установления, записанные правила и общежительный дух, оставленные прп. Пахомием, были унаследованы Церковью как совершенный путь подражания апостольской общине, как лестница, ведущая в Царство Небесное. Они и сегодня лежат в основе жизни ищущих спасения в общежительном монастыре.

«Светильник светел показался еси в концех, пустыню же грады сотворил еси множествы монашескими, сам себе распен, крест твой на рамо взем, и воздержанием тело изнурил еси, моля непрестанно о всех нас».

(Кондак, глас 2)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

--------------

* В 313 году императоры Константин и Ликиний в Милане подписали законодательный акт — Миланский эдикт, которым для всех подданных Римской империи объявлялась свобода вероисповедания. Императоры «даровали христианам и всем возможность свободно следовать той религии, какую бы кто ни пожелал, так чтобы божественность спокойно и умиротворенно могла существовать как в небесной обители, так и у нас, и среди тех, кто под нашей властью находятся». Предписывалось также безвозмездное возвращение христианам конфискованного у них во время гонений имущества, в том числе храмов и другой собственности общин. Это было началом нового этапа в жизни Церкви. Христианство вышло из катакомб, получило признание в римском обществе, но вместе с этим последовало обмирщение христианских общин. Ревностные христиане, имея в памяти горячее исповедание мучеников, стали удаляться в уединенные места и вести строгий аскетический образ жизни, стремясь сохранить высоту христианского духа.

При подготовке использовались материалы:

  1. Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном / [Изд. Афон. Рус. Пантелеимонова монастыря]. — Москва: типо-лит. И. Ефимова, 1892. — 654, VIII, [2] с.
  2. Преподобный Паламон Египетский (IV в.) — Монастырь Святого Николая Форт-Майерс штат Флорида (floridamonastery.org).
  3. Южная и Северная Фиваиды — Великий Устюг (veligrad.ru).
  4. Первые монахи и монастыри Египта / Монастырский вестник (monasterium.ru).
  5. Преподобный Пахомий Великий | Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь (stefmon.ru).

28.05.2024

Просмотров: 690
Рейтинг: 5
Голосов: 5
Оценка:
Комментировать